суда разных флотов мира

Большие противолодочные корабли Второй мировой войны - фрегаты и корветы.

Aspose.Words.05b6c0db-fc32-4241-a984-3bf1b5dde687.001Большие противолодочные корабли Второй мировой войны - фрегаты и корветы.

Большие противолодочные корабли - фрегаты и корветы вновь обрели жизнь во время второй мировой войны. Но обозначали они нечто совершенно отличное от парусных судов конца прошлого века. Так назвали два класса кораблей второй мировой войны - судов сопровождения, используемых главным образом, для борьбы с подводными лодками. Противолодочный корабль с большим водоизмещением назвали фре­гатом, а с меньшим (с последующим его сниже­нием) — корветом. С изменением роли эсмин­цев и крейсеров после второй мировой войны значение этих терминов размылось, и теперь отличия между фрегатом и эсминцем не столь ясны.

Потребность в больших противолодочных кораблях, оснащенных специ­ально для борьбы с подводными лодками, появи­лась в годы первой мировой войны, когда осо­бенно британские военно-морские силы были вынуждены отражать частые нападения герман­ских субмарин на конвои. В то время не сущес­твовало специально оснащенных судов для обна­ружения и уничтожения подлодок. Британский флот первым построил флотилию морских охот­ников - фрегатов и корветов, которые первоначально использовались для прибрежной работы. Некоторые из кораблей, такие как моторные катера elco, были построе­ны специально, другие же переделывались из тор­говых и рыболовецких судов или траулеров. За первыми последовали корабли, предназначенные для работы в открытом море и для конвойной службы: патрульные суда типа Р вскоре сме­нились типом РС — более крупными и с боль­шей дальностью плавания. Настоящими же про­тотипами фрегатов, корветов и других кораблей второй миро­вой войны стали sloops, официальное название которых — эскадренные минные тральщики во­доизмещением 1 200 т (тип *РС*) против 700 т (тип *Р*).

Военно-морские силы США стали вторым из крупнейших флотов, принявших на вооружение охотники за подлодками - большие противолодочные суда. В 1917-1918 гг. там было построено четыреста сорок восемь морских охотников. Ими стали корабли с деревянным корпусом для прибрежного плавания. Их водоиз­мещение едва достигало 85 т. За ними последо­вали другие, более крупные стальные суда, на­званные эскортными кораблями типа «Игл». До окончания воины было построено лишь двенад­цать таких кораблей. Но они были намного мень­ше английских шлюпов, и их водоизмещение со­ставляло 615 т.

Франция строила два типа охотников: тип «Ажиль» водоизмещением около 350 т и «Ар- рас» водоизмещением от 550 до 700 т. И только к концу войны у Франции появился новый тип охотника «Ле Норман».

Итальянские военно-морские силы, у которых не возникало проблем с защитой конвоев, не строили специальных охотников для работы в океане, а просто пользовались траулерами и со­рока семью тральщиками (бывшими траулерами), купленными в Японии, а также миноносцами береговой обороны, канонерскими лодками и торпедными катерами. К концу первой мировой войны английские 1200-тонные малые корветы были охотниками за подводными лодками, с наи­лучшими маневренными качествами. В период между войнами в строительстве кораблей этого типа наступило затишье, и только в 1937-1939 гг., накануне второй мировой войны, британский флот заказал два типа малых корветов, принадлежа­щих к типам «Биттерн» и «Эгрет», и третий, меньший — типа «Кингфишер». В Соединенных Штатах корабли этого типа не строились, а французы построили минные тральщики-развед­чики типа «Элан», похожие на английские ма­лые корветы. В 1934 г. Италия построила эк­спериментальный охотник, названный «Альбат­росом», а в 1938 г. — четыре корабля сопро­вождения типа «Пегасо». И все же между охотни­ками, используемыми во время первой мировой войны, и новыми, построенными в 1937-1939 гг., была существенная разница. Она заключалась не в различии водоизмещения или вооружения, а в ультразвуковых приборах, при помощи которых можно было обнаружить погруженные подлодки по отраженному от их корпусов эху и опреде­лить, откуда они направляются и как далеко на­ходятся. Это оборудование, намного более слож­ное, чем то, что использовалось в годы первой мировой войны, подверглось тщательной провер­ке военно-морскими силами всех стран.

Как уже отмечалось, во время второй миро­вой войны для обозначения морских охотников использовали старые названия: название «кор­вет» впервые присвоили английскому типу «Флау- эр» (первый из таких кораблей был заказан 27 июля 1939 г.), а термин «фрегат» дали новому, большему типу кораблей — «Ривер». Эти кораб­ли строили в Канаде и Соединенных Штатах, а также в Великобритании.

За годы второй мировой войны в Великобри­тании было построено большое количество кор­ветов и фрегатов для сопровождения конвоев, напротив, в Соединенных Штатах — лишь весь­ма ограниченное число фрегатов, всего сто два корабля типа «Ривер» и других подобных типов. Там избрали другой тип корабля: эсминец со­провождения (позже сторожевой корабль), или DE (destroyer escort), и заказали тысячу пять таких кораблей, из которых к концу войны было закончено лишь пятьсот шестьдесят пять. Сто­рожевики имели водоизмещение около 1 350 т, мощное вооружение для борьбы с воздушным про­тивником, довольно хорошее противолодочное во­оружение и, что самое главное, дизель-электри­ческий или турбоэлектрический ход.

Япония также строила сторожевые корабли, а немцы намеренно не строили таких судов, а просто использовали эсминцы для сопровожде­ния своих конвоев через Норвегию. Французс­кие ВМС не строили корабли данного типа, но были оснащены тремя британскими корветами класса «Ривер» и шестью американскими сторо­жевиками.

Итальянские ВМС построили корветы типа «Габбиано» и несколько катеров небольшим во­доизмещением (известных как V/4S — vedetta antisommergibile).

К концу войны фрегаты и корветы имели свои определенные признаки, отличавшие их от со­временных им эсминцев и старых охотников. Их вооружение состояло в основном из противоло­дочного оружия, но было на них и оружие для собственной защиты и сопровождаемых кораб­лей от воздушного противника. Английские и аме­риканские корабли были оснащены еще и поис­ковыми радарами. В послевоенные годы таких кораблей строилось гораздо меньше, хотя часть эсминцев переоборудовалась для борьбы с под­водными лодками. Английские ВМС переделали около тридцати эсминцев в быстроходные проти­володочные фрегаты, подобным образом посту­пили и американские ВМС.

В 1950-1955 гг. ВМС всех стран возобнови­ли строительство противолодочных фрегатов, но новые корветы практически никто не строил, за исключением итальянских и других второстепен­ных ВМС.

Фрегаты послевоенного времени имели усовер­шенствованное зенитное и противолодочное во­оружение, но не несли вертолетов. За этот же период получили развитие другие фрегаты — с особыми характеристиками, отличными от харак­теристик противолодочных фрегатов — такие, как фрегаты ПВО и фрегаты общего назначения. При­мером фрегатов ПВО являются английские "Леопард" (1957-1959) и «Солсбери» (1957- 1960), а примером фрегатов общего назначения — французские «Коммандан Ривьер» (1962-1965) и английские «Трайбл» (1961-1964) и «Линдер» (1963-1973). До 1975 г. американские ВМС использовали термин «фрегат» для совершенно другого типа корабля: лидер эсминцев с больши­ми размерами, чем эсминец.

На самом деле атомные «Бейнбридж» и «Тракстен» (iDLGN»), «Белкнап» и «Леги» («DLG») первоначально классифицировались как фрегаты. А с июня 1975 г. последние стали классифици­роваться как крейсера, в то время как *DLG» класса «Кунц» — как эсминцы. Впоследствии ВМС США использовали термин «фрегат» в том же смысле, что и их союзники.

Последние разработки в области усовершен­ствования фрегатов заключаются в том, что на них появилось ракетное вооружение как проти­вовоздушное оружие и вертолеты как противо­лодочное оружие. Первая ракетная установка была поставлена на вновь построенном, а не на переоснащенном и уже находящемся в строю, корабле. В 1963 г. английские «Линдеры» и аме­риканские «Бруки» были оснащены ракетными установками. Вертолеты, посадочные площадки и ангары первыми получили французские «Ком­мандан Ривьер» (1962-1965), итальянские «Бер- гамини» (1961-1962) и «Альпино» (1965), гол­ландские «Ван Спейк» (1966-1969), британские «Трайбл» (1961-1964) и «Линдер» (1963-1973) и, наконец, датские «Хвидбьёрнен» (1962). Фре­гаты и корветы стали первыми боевыми надво­дными кораблями, оснащенными дизельным дви­гателем.

Последующее развитие привело к фрегатам с газотурбинной установкой, хотя атомные фрега­ты еще не спроектированы.