суда разных флотов мира

Части корабля: парус, мачта и руль корабля (X по XVII)

Aspose.Words.36f3ec3d-2a97-441b-bf8e-ada9bcc10cbb.001Следует вспомнить, что в средние века военные ко­рабли не применяли паруса во время битвы, а пользовались ими только для долгих переходов, и, следовательно, более вероятно, что паруса эти были прямыми, поскольку с ними было не так сложно управляться.

Части корабля: парус, мачта и руль корабля (X по XVII)

Ранее уже говорилось, что очень мало извес­тно о кораблях, принадлежащих к семейству дромонов. Можно, однако, сформулировать прав­доподобные гипотезы. Вайнсолф замечает, что флот короля Ричарда столкнулся с огромным вражеским дромоном, имевшим такие части корабля как три мачты и три паруса. Об этом столкновении также упоминает­ся у хрониста Матвея Парижского, в его «Боль­шой хронике» приводится дата: 8 июня 1191 г. У этого «огромного» дромона было три мачты и три паруса, следовательно, можно предположить, что такие части корабля как паруса у обычного дромона были только два паруса и, вероятно, также наклонная мачта, несущая бушпритный парус. Паруса были, скорее всего, прямыми, как и у римских военных судов; весь­ма малоправдоподобно, что на них имелись ла­тинские паруса, хотя некоторые авторы наделя­ют дромоны и селандеры этим типом паруса.

Некоторые мозаики в базилике Святого Мар­ка, изображающие венецианские корабли XII в., показывают их с парусами, легко определяемы­ми как прямые, хотя латинский парус появился на Средиземном море в конце IX в. — впрочем, только на небольших суденышках. Однако, корабли, принадлежащие к семейству галер, имели как раз латинские паруса. На лег­кой галере обычно имелись фок-мачта и грот-мач­та. Грот-мачта располагалась на расстоянии тре­ти длины от носа и нижним концом упиралась в киль. Фок-мачта, которая была меньше и легче, устанавливалась на главной палубе. Длина грот- мачты была 65,6 фута (20 м); рей, или латинс­кий рей, составлялся из двух главных отрезков и третьего, поменьше. Две главные части: нижняя, именуемая «тележкой» и верхняя, называемая пи­ком, или «пером», сдваивались и крепко привязы­вались одна к другой. Третья, или удлиняющий шест, присоединялась тем же способом к верх­ней части пика. На грот-галерах и флагманах имелась обычно и третья мачта, называвшаяся бизань-мачтой, ее ставили на расстоянии пример­но двух третей длины корабля от носа.

На галерах имелось 4 типа парусов для грот- мачты: один — прямой, называвшийся course, который, очевидно, надо было подвешивать к ла­тинскому рею, расположенному горизонтально, который использовался при попутном ветре, и три латинских паруса, называвшихся бастарда (грот), борда (рейковый корпус с передней шка- ториной) и марабутто (штормовой парус). Са­мый крупный из них — бастарда — поднимал­ся, когда море было спокойным, борда — когда дул свежий ветер, а марабутто — в непогоду. Однако, для фок-мачты предназначался только один парус, площадь которого можно было умень­шить в случае непогоды, взяв рифы, другими словами, сложив край паруса, ближайший к латинскому рею, против этого рея и подвязав его рифовыми узлами через отверстия, проде­ланные в полотнище. Подобная же процедура вы­полнялась и для бизань-мачты, если галера была трехмачтовая. Чтобы выполнить упомянутые выше операции, латинский рей требовалось спус­тить и уложить в центральном проходе.

Названия, которые приводились выше, взяты из «Armata Navale». Однако, в венецианских документах прямой парус называется «коккина», а три латинских — «артемон», «риф» и «папа- фико», или «бизань».

Все паруса на обычной галере были цвета сырой конопли. Однако у флагманов были двуц­ветные паруса, обычно — красно-белые, что поз­воляло легко различать их даже издалека. Подо­бным же образом, по ночам на флагманских га­лерах зажигали фонарь на корме, и поэтому они были известны в Венеции как «фано» (фонар­ные) галеры. На галере главнокомандующего вместо одного фонаря горело три.

На галеасах тоже были три мачты и латинс­кие паруса, плюс, как видно по изображениям галеасов при Лепанто, наклонная мачта, накло­ненная вперед и несущая прямой парус.

Что касается рулей, на дромонах имелись ру­левые весла по каждому борту. Они сохраня­лись на галерах вплоть до XIV в. Кормовой руль, который появился на скандинавских кораблях в XII в., пришел на средиземноморские весельные корабли не ранее, чем два столетия спустя. Весельный корабль с рулем изображен в «Atlas Catalan», который датируется 1370 г., из чего возможен вывод, что галеры имели кормовой руль наваррского типа в первые десятилетия XV в. Однако рулевые весла не были полностью уп­разднены, а сохранялись как вспомогательные по отношению к главному рулю как на галерах XV в., так и на галеасах (кораблях XVI в.)

Один руль и ступенчато-ярусная система рас­становки гребцов были наиболее важными струк­турными изменениями на галерах за всю их примерно шестисотлетнюю жизнь.