Древние корабли: греческие корабли, римские корабли.
В наше время, говоря о военных кораблях, мы используем термины авианосец, субмарина, эсминец, крейсер, минный тральщик и так далее, и все эти термины достаточно ясно обозначают, какие задачи должны выполнять корабли различных типов.
Древние корабли: греческие корабли, римские корабли.
Таким образом, можно сказать, что корабли классифицируются в зависимости от их использования. Подобная дифференциация наметилась почти столетие назад, в период, когда корабли начали строить из железа и снабжать паровыми машинами. В эпоху парусов различали трехпалубные корабли, фрегаты и корветы. Подобные названия сохранялись даже в первые годы эпохи пара; например, говорили: «паровой фрегат» и «паровой корвет». Парусные древние корабли – греческие корабли и римские корабли характеризовались в зависимости от размеров или, точнее, в зависимости от числа орудийных палуб, а стало быть, и огневой мощи батарей, которые они могли нести. Трехпалубные древние корабли, как следует из их названия, имели по три орудийных палубы, фрегаты — по две, а корветы всего одну.
Римский корабль и его оснастка: 1 - мачта (на плане опущена); 2 - рей (на плане видно, что он состоит из двух частей); 3 - парус; 4 - топенанты; 5 — гитовы; 6 - брас-реи; 7 - блоки на брасах; 8 - такелаж мачты; 9 - шкоты; 10 - бушприт; II - бушпритный парус, или артемон; 12 - носовое украшение; 13 - форштевень; 14 - таран, или рострум; 15 - гіротивотаран; 16 - киль; 17 - борта; 18 - передние и задние эпотиды; 19 - аутригер; 20 - кормовое украшение; 21 - перо руля; 22 - румпель; 23 - баллер руля; 24 - канат для поднятия руля; 25 - флагшток; 26 - решетка, защищающая гребцов от морской воды; 27 - фальшборт; 28 - проходы вдоль правого и левого борта; 29 - фальшборты на плане; 30 - главная палуба; 31 - спуск на нижнюю палубу. Лига чемпионов - новости евротурнира.
В древние времена использовалась система, не основанная ни на функции, ни на размерах корабля. Фукидид, греческий историк, рассказывает нам, что во второй половине VII в. до н.э. коринфский кораблестроитель Амеинокл Самосский построил четыре триеры. Геродот, другой греческий историк, рассказывает, что фараон Нехао II (609-595 гг. до н.э.) владел триерами, построенными греческими корабельными плотниками – греческие корабли. Ксенофон говорит, что флот Александра Великого (336—323 до н.э.) на реке Евфрат состоял из двенадцати триер, трех тетрер и четырех пентер.
В более позднюю эпоху римские историки упоминают о триремах, квадриремах и квинкеремах, применявшихся в первой Пунической воине (264-241 гг. до н.э.), второй Пунической войне (212-201 гг. до н.э.), в Сирийских войнах (192-188 гг. до н.э.), и Македонских войнах (171-168 гг. до н.э.). Флот Антония в битве при Акциуме (31 г. до н.э.) имел «девятки», а флагманский корабль Антония был «десяткой». Классификация кораблей в античные времена основывалась на количестве весел или гребцов, размещавшихся в половине поперечного разреза корабля.
Так, например, триера (греч.), или трирема (лат.) имела по три расположенных один над другим рядов гребцов или весел вдоль обоих бортов, так что в каждом поперечном сечении оказывалось по шесть гребцов, управлявших тремя веслами с правого борта и тремя — с левого. Для квадрирем, квинкерем и в особенности кораблей еще более высокого уровня, таких как октера (восемь рядов) или декера (десять), подобное представление уже является неверным. Другими словами, на октере было не восемь гребцов, управлявших восемью веслами с каждой стороны, а только два или три ряда весел, и каждым веслом орудовал не один гребец. «Десятка» могла, например, иметь по три ряда весел по каждому борту, самое длинное (с самого высокого яруса) приводилось в движение четырьмя гребцами, а два покороче (в двух нижних рядах) — тремя гребцами каждое, что и делает равным десяти число гребцов, заполняющих половину поперечного сечения корпуса. Не было военных кораблей больше чем «шестнадцатка», хотя история и рассказывает об одной «двадцатке» и двух «тридцатках», построенных для египетского царя Птолемея И Филадельфа (285-246 гг. до н.э.) и одной «сороковке», или тессераконтере, построенном для Птолемея IV Фнлопатра (221-205 гг. до н.э.).
Эти римские корабли и греческие суда, если они действительно когда- либо существовали, не следует рассматривать как корабли военные, то были, скорее, плавучие аттракционы, предназначавшиеся не для сражений, а лишь для того, чтобы могущественные властители, для которых их построили, совершали на борту этих громадин увеселительные морские прогулки.