суда разных флотов мира

Двигатель судна: движение кораблей - эсминц - быстрый корабль.

Aspose.Words.b9551d97-79dd-489a-8a8f-7616e202b8a7.001Быстроходные эсминцы имели два винта фак­тически с самого начала, более поздние из тор­педных кораблей — примерно через двадцать лет с момента своего появления. Эсминцы быстрые имели поршневую машину тройного расширения, а котел типа локомотив­ного устанавливался лишь на нескольких более старых судах и обеспечивал движение кораблей. Двигатель судна являлся залогом его быстроты больше чем форма корабля.

Котлы двигателя судна были угольными примерно до 1907 г., когда уже стали использовать нефть. Первыми применила новое топливо Англия — на постро­енных в 1905 г. самых быстрых кораблях - эсминцах типа «Африди», но в 1909 г. на «Бигле» вернулись к углю. В 1907-1911 гг. Франция, Италия и Германия тоже провозгласили о переходе на новое топливо: французские эсминцы «Буклье», итальянские «Альпино» и немецкие «V 162-164*. В России, Америке и Японии нефть в качестве топлива по­явилась чуть позднее с эсминцами «Беспокой­ный» в России, американскими «?> 22»-«?0 31» и японскими «Умикадзе» и «Сирацую».

Появившаяся на рубеже века паровая турби­на заменила поршневой двигатель судна. Паровые тур­бины были опробованы ВМС Великобритании на двух быстрых кораблях «Вайпер» и «Кобра» по предложе­нию компании «Парсонс Марин Стим Турбин». Испытания турбин этой компании начались в но­ябре 1899 г. 13 июля 1900 г. «Вайпер» достиг скорости 37,113 узла, что действительно стало мировым рекордом скорости движения кораблей.

Наиболее интересным аспектом явилось то, что эти корабли имели на одном валу двигателя судна более одного винта, чтобы нейтрализовать высокие обороты турбины и обеспечить движение кораблей. У быстрого корабля - «Вайпера» было восемь вин­тов, по два на каждом из четырех валов; у «Кобры» — двенадцать, по три на каждом валу. Две турбинных установки имели по одной тур­бине высокого давления и по одной — низкого. Турбины высокого давления вращали внешние валы, а низкого — два средних вала Средние валы имели еще и реверсивные турбины, так что общее число турбин достигало шести. Оба корабля были потеряны в море в августе и сен­тябре 1901 г., поэтому компания «Парсонс Ма­рин Стим Турбин» построила третий экспери­ментальный быстрый корабль («Велокс»), двигатель судна на каждом валу имел лишь один винт большого диаметра. Таким образом, новая силовая уста­новка имела четыре вала, как и каждый из двух предыдущих кораблей, а разница заключалась в том, что вместо реверсивной турбины на каж­дом из двух средних валов стояла поршневая машина для заднего хода и развития крейсерс­кой скорости движения кораблей. И все же тремя годами позже, в 1905 г., два этих двигателя заменили турбинами для режима крейсирования. За опытным образ­цом последовали тридцать четыре эсминца типа «Ривер» (позже «?»), все с поршневыми машинами и котлами на угольном топливе, 1902-1903 гг. пос­тройки. Но в 1904 г. адмирал Фишер, ставший уже первым морским лордом, заказал четырнад­цать эсминцев с турбинной силовой установкой и нефтяным топливом, которые образовали тип «Африди», или «Трайбэл». Они имели трехваль- ные силовые установки, такие же как на мино­носцах; турбины располагались следующим об­разом: турбина высокого давления на валу пра­вого борта, среднего давления — на валу левого борта и реверсивная турбина на центральном валу.

Турбинные установки с тремя валами значи­тельно выиграли с появлением крейсерских тур­бин. Подобные турбины были установлены на двадцати эсминцах типа «Экорн», построенных в 1912 г. Эти корабли имели в общей сложности семь турбин: одна турбина высокого давления на центральном валу для движения вперед и по одной турбине низкого давления, крейсерской и реверсивной на каждом из двух бортовых валов.

За установками с тремя валами последовали установки с двумя валами на эксперименталь­ных эсминцах «Бриск» (также типа «Экорн»), «Феррет», «Фостер» — типа, следующего за «Экорн». Неожиданным в работе двух последних явилось то, что они оказались быстроходнее, чем их трехвинтовые собратья. В результате все последующие типы эсминцев имели два винта. Двумя выдающимися примерами развития двига­телей для эсминцев стали английские корабли «Бэджер» и «Бивер» 1912 г., первыми получив­шие редукторную передачу на двух турбинах высокого давления, в то время как турбины низкого давления были соединены с валами на­прямую.

Первым эсминцем ВМС Франции с турбин­ной установкой с тремя валами был «Шассер», принадлежавший к типу «Спаги», построенному в 1909 г. и имевшему обозначение от «М 55» до «М 60»; два других — «Вольтижер» и «Тирайер» — имели комбинированную систему из тур­бин на бортовых валах и поршневой машины — на центральном валу. Два корабля следующего типа — «Ланксне» и «Мамлюк» — имели две поршневые машины, а «Жаниссер», «Фантассен» и «Кавалье» — две турбины на двух валах. Корабли *М 66»-«М 72» типа «Буклье» варьиро­вали: некоторые имели турбины на трех валах, как «Буклье* и «Каск», а другие — на двух, как «Бутефо», «Симеттер», «Даг», «Фо» и «Форк». Все последующие типы имели силовую установ­ку с двумя валами.

Первым немецким эсминцем с турбинной си­ловой установкой стал «К 125», построенный в 1905 г., с тремя винтами и только крейсерской и реверсивной турбинами на бортовых валах. В 1907 г. за ним последовал также трехвинтовой корабль «О 137», а потом множество эсминцев с поршневыми машинами — «К 150»-«V 161» (1907-1908), один из них, «V 161», все же имел турбины на двух валах. Все последующие имели турбинную силовую установку, некоторые с дву­мя винтами, такие как «V 162»-* V168» и «С 173», а другие — с тремя, такие как «Б 172». В Италии первыми эсминцами с турбинной установкой стали корабли типа «Индомито» (1913-1914), имевшие два винта.

В ВМС Японии десять быстрых кораблей - эсминцев типа «Каба» (1915) имели три винта, все еще вращаемые поршневыми машинами. «Умикадзе» и «Ямакад- зе» (1911), а также класс «Амацукадзе» (1917) имели трехвинтовую турбинную установку4.

Первый (и единственный) австрийский тип турбинных эсминцев — «Татра» — имел два вин­та для движения корабля. В России «Новик» (1913) имел три винта, но следующие девять кораблей того же типа име­ли уже по два винта, а также и все последую­щие типы. В Соединенных Штатах первые тур­боходы были построены в 1908-1910 гг. Это были трехвинтовые эсминцы типа «Смит». Сле­дующие за ними шесть из десяти эсминцев типа «Полдинг» имели три винта, а четыре — два винта. Затем были еще два типа: «Монахан» и «Фэннинг». Первый образовали четыре трехвин- товых корабля и один двухвинтовой, «Уолк», последний — три трехвинтовых и один двухвин­товой.

Та же ситуация повторилась и со следующи­ми типами: «Кэссин» и «О'Брайен», составлен­ными из двух- и трехвинтовых быстрых кораблей, но с преобладанием двухвинтовых двигателей судна. Трехвинтовые быстрые ко­рабли двух последних типов имели на бортовых валах поршневые машины и турбины, а двух­винтовые — машины на левом или обоих борто­вых валах.

Ранние эсминцы других стран также имели два или три винта в зависимости от того, на какой верфи они строились.

Как и на судах других классов, в 1917-1920 гг. на эсминцах вместо прямого соединения тур­бины с валом стали использовать редуктор.

ВМС Великобритании оснастили многие ко­рабли редукторами: лидеры эсминцев «Брюс», «Кэппел» и «Валентайн» (1917-1920), а затем классы «5» (1918), «V» и «М» 1917-1918 гг. постройки.

Американские «гладкопалубники», строившие­ся начиная с 1917 г., имели редукторную пере­дачу. В Италии эсминцы с такой передачей ста­ли строить лишь через несколько лет после во­йны. Первыми были эсминцы «Сауро» (1926-1927) и разведчики «Леоне» (1924). Та­кие установки используются и сейчас — два последних итальянских эсминца «Ардито» и «Аудаче», построенные в 1973 г., до сих пор имеют паротурбинную силовую установку с ре- дукторной передачей, хотя теперь сделана двой­ная редукция, в отличие от 1924 г. Тем не менее в конструкции котлов произошли большие изме­нения.

Другие страны оснащают свои новейшие эс­минцы газотурбинными устан -ками. Первыми стали советские корабли «Каш ч» с четырьмя турбинами общей мощностью 96 000 л. с. (1963-1972). Три эсминца построены для ВМС Индии. В Канаде четыре эсминца типа «Ирокез» (1972-1973) имеют два винта, приводимые в дви­жение двумя газовыми турбинами «Пратт и Уи- тни» мощностью 7 400 л. е., развивая крейсерс­кую скорость 20 узлов.

Во Франции три эсминца типа «Жорж Леги» (1979-1982) оснащены двумя газовыми турбина­ми «Ролле Ройс» общей мощностью 42 000 л е., дающими скорость 30 узлов, и двумя маршевыми дизельными двигателями мощностью 10 000 л. с. для развития скорости 18 узлов.

Два голландских эсминца «Тромп» (1976) име­ют по две газовые турбины «Олимпус» мощностью 50 000 л. с. для полного хода и по две — «Тайн» мощностью 8 000 л. с. для крейсерского хода.

ВМС России, Америки и Англии имеют на­ ибольшее количество эсминцев с газотурбинной силовой установкой.

Советский Союз построил двадцать эсминцев типа «Кашин» (1963) с газотурбинной силовой установкой. В ВМС США четыре ракетных эс­минца типа «Кидд» (1983) и тридцать один типа «Спрюенс» имеют по четыре газовые турбины ЬМ2500, вращающих два вала.

Английские «Бродсуорд» и «Шеффилд» имеют по две газовые турбины мощностью 56000 л. с. для развития полной скорости и по две мощ­ностью 8 500 л. с. — для крейсировання.

Атомных эсминцев еще не строили, хотя аме­риканские «Спрюенс» водоизмещением 7 810 т и «Кидд» водоизмещением 8 300 т почти такие же, как «Бэйнбридж» водоизмещением 8 592 т, кото­рый классифицируется как крейсер и имеет атом­ную силовую установку.