суда разных флотов мира

Двигатели, турбины, винты и вооружение крейсеров.

Aspose.Words.d57893f7-0b31-4f50-8b4b-492f7a23ab01.001Двигатели, турбины, винты и вооружение крейсеров.

Силовые установки - двигатели, турбины и винты кораблей развивались параллельно с развитием военных судов. В период смешан­ной парусной и паровой тяги они представляли собой машины с горизонтально или вертикально расположенными цилиндрами, питаемые паром из коробообразных котлов, нагревавшихся за счет сгоравшего в топках угля. Бронепалубные и бро­неносные крейсера использовали вертикальные поршневые двигатели двойного и тройного рас­ширения до 1905-1910 гг.

Примером кораблей с поршневыми двигателями крейсеров могут служить российский «Рюрик» (1895) и американский «Бруклин» (1896), которые имели по две паровые машины на каждый из двух вин­тов, т.е четыре машины на два гребных винта, и развивали скорость в 18,8 и 21,0 узел соот­ветственно.

Бронепалубные корабли крейсера имели обычно всего два винта, тогда как значительное число более крупных и более тяжело вооруженных броненос­ных крейсеров приводилось в движение тремя паровыми двигателями на три гребных винта. Примерами являются немецкие «Фюрст Бисмарк», «Шарнхорст», «Гнейзенау» (1907) и «Блю­хер» (1909), французские «Дюпюи де Лом» (1893), «Жанн д'Арк» (1903) и «Леон Гамбетта» (1905), а также русские «Громобой» и «Аврора» хотя последний относился к бронепалуб­ным крейсерам.

Когда поршневые двигатели были заменены паровыми турбинами крейсеров, британский первый легкий крейсер «Аметист» (1905) получил по одной тур­бине полного хода и по одной маршевой турби­не на каждый вал, другими словами — четыре турбины на два гребных винта. «Фробишер» (1917) также имел одну турбину полного хода и одну маршевую турбину на каждый вал, т.е. восемь турбин на четыре гребных винта. Другие крейсера этого периода тоже имели четыре вин­та — такие, например, как немецкие типа «Кол- берг» (1909), американские типа «Омаха» (1923), китайские типа «Чаохо» (1912), австралийские типа «Мельбурн» (1913) и российские типа «Ад­мирал Крейг» (1913). Однако бразильские лег­кие крейсера типа «Бахиа» (1910), греческий «Хелли» (1913) и голландский «Ява» (1925) имели по три винта, приводившихся в действие тремя турбинами. Все линейные крейсера имели по четыре винта, вооружение крейсеров было комплексным.

Межвоенные типы крейсеров, строившиеся на основе Договора, имели турбины с понижающим редуктором, оснащенные котлами, работавшими на жидком топливе. Тяжелые крейсера обычно имели четыре гребных винта, но были некото­рые и с двумя — такие, например, как итальян­ские типа «Зара» (1931). Легкие крейсера с малым водоизмещением имели два винта, но было довольно много также и с четырьмя винтами, в частности, американские и британские с водоиз­мещением от 8 000 до 14 000 т. Трехвинтовые энергетические установки обычно не применя­лись на крейсерах между 1922 и 1945 гг.; ред­кими исключениями из этого являлись немецкие типа «Адмирал Хиппер» (1939) и японские «Юба- ри» (1923).

Некоторые крейсера этого периода были обо­рудованы смешанной дизельной и паротурбинной силовой установкой: дизель обеспечивал более длительное пребывание в свободном плавании, точно так же, как это обеспечивали паруса на старых типах парусно-паровых крейсеров. Нем­цы были первыми, испытавшими на практике этот вариант, имея уже опыт использования дизель­ных двигателей на своих линейных кораблях типа «Дейчланд». Три легких крейсера типа «Кениг­сберг» (1929) имели спаренные винты, которые могли приводиться в действие двумя редуктор- ными турбинами полного хода и двумя дизель­ными моторами для экономичного хода. Такой вариант оказался не вполне удовлетворительным, так что на следующем крейсере «Нюрнберг» были установлены три винта, причем боковые приво­дились в действие редукторными турбинами, а средний — двумя дизельными моторами с ре­дуктором и механизмом сцепления. Русские крей­сера типа «Киров» (1939) и «Чапаев» (1948-1950) были оборудованы двумя паровыми турбинами и двумя дизельными двигателями, приводившими в действие два гребных винта.

После 1960-1961 гг. силовые установки крей­серов претерпели важные изменения, когда па­ровые турбины с редукторами и механизмами сцепления были заменены у вновь построенных судов на газовые турбины.

В английском военном флоте существовал лишь один пример смешанных газовой и паро­вой турбин — на восьми крейсерах класса «Де­воншир», спущенных на воду в 1962-1964 гг. На них стояли две паротурбинные установки и четыре газовые турбины, приводившие в дейст­вие два гребных винта.

Газовые турбины установлены на трех бри­танских судах типа «Инвинсибл» (1980), в на­стоящее время вертолетоносцах, на итальянском «Гарибальди» (1983) и на восьми русских крей­серах типа «Николаев» (1973).

С 1961 г. по настоящее время флот Соеди­ненных Штатов включил в свой состав девять атомных крейсеров, три из которых были экспе­риментальными, а шесть последующих составля­ют два класса судов, предназначенных для со­вместных операций с авианосцами, имеющими такую же двигательную установку. Кроме них, к атомным крейсерам относятся только советские типа «Киров», которые являются уникальными, т. к. снабжены обычными форсажными двигате­лями для достижения высоких скоростей.

Вооружение крейсеров развивалось параллель­но с развитием такового у линейных кораблей, но поскольку категория крейсеров продолжает существовать в послевоенный период, их воору­жение развилось дальше в сторону ракетного и электронного оружия как надводного, так и про­тиволодочного, подводного. В противоположность линейным кораблям, крейсера, вооруженные тор­педными аппаратами, относятся уже приблизи­тельно к 1870 г. Британские крейсера первого ранга «Инкостант», «Шах» и «Шэннон» (1870-1877), например, вместе с крейсерами второго ранга «Бодиси», «Бакант» и «Юрулус» (1878) имели по одному торпедному аппарату, тогда как их французские современники, такие, как два крейсера типа «Эклерер» (1879) и четы­ре типа «Дюгесклен» (1886) имели только бук­сируемые торпеды. По сравнению с этим рус­ские «Адмирал Нахимов» и «Рюрик» (1895) име­ли четыре и шесть торпедных аппаратов соот­ветственно. Торпедные аппараты составляли не­отъемлемую часть вооружения всех броненосных и бронепалубных крейсеров. На таких судах тор­педные аппараты крепились обычно под водой и устанавливались по два с каждой стороны у центра судна, или по одному спереди и по одно­му у кормы. Только на легких крейсерах — другими словами, с 1910-1912 гг. и далее — торпедные аппараты стали устанавливать на глав­ной палубе, как на британских крейсерах типа «Кэмбриэн» (1916) и «Фробишер» (1924), кото­рые имели сдвоенные торпедные аппараты с каж­дой стороны, плюс еще два-один спереди, другой сзади, установленные под водой.

Некоторые суда обладали четырьмя торпед­ными аппаратами в двух спаренных наводящих­ся на цель установках, расположенных на палу­бе; сюда входили три австрийских легких крей­сера типа «Сайда» (1914) и десять американских типа «Омаха» (1923). Линейные крейсера, одна­ко, имели неподвижные установки, как британс­кие крейсера типа «Рипалс» (1916), у которых они впоследствии были заменены четырьмя спаренны­ми наводящимися на цель установками, располо­женными в центре судна по две с каждого борта.

Крейсера, строившиеся после Договора, поч­ти все были в достатке обеспечены торпедными аппаратами, обычно по шесть в двух строенных установках, как у британских судов типа «Аретуза» (1935), «Дидо» (1940) и «Фиджи» (1940). Немецкие крейсера типа «Кенигсберг» (1929), «Нюрнберг» (1935) и «Адмирал Хиппер» (1939), тем не менее, имели по двенадцать торпедных аппаратов в двух строенных установках по каж­дому борту на корме. Испанские «Принципэ Альфонсо» и «Канариас» также имели двенадцать торпедных аппаратов в четырех строенных уста­новках. В отличие от этого итальянские суда типа «Тренто» (1929), японские типа «Нати» (1928) и «Могами» имели восемь и двенадцать торпедных аппаратов соответственно. Все они были укреплены неподвижно и расположены по­перек корабля, причем одна половина стреляла с одного борта, а другая — с другого. Счетве­ренные наводящиеся на цель торпедные аппара­ты были установлены на британских крейсерах типа «Линдер» (1923) в двух установках, распо­ложенных на каждой стороне и в той же пози­ции, что и на американских судах типа «Атлан­та» (1941). Японские «Агано» (1942), с другой стороны, имели две счетверенные установки по центральной оси судна. Русские крейсера типа «Свердлов» (1955-1959) имели десять торпед­ных аппаратов в двух одинаковых установках в центре судна. Некоторые крейсера не ком­плектовались торпедными аппаратами, такие, как итальянские суда типа «Зара» (1931), и американские типа «Портленд» (1933), «Нью Орлеане» (1934), «Бруклин» (1938), «Кливленд» (1941), «Бэлтимор» (1943), «Вустер» (1948) и «Де Мойн» (1948-1949).

После второй мировой войны надводные про­тивокорабельные торпеды исчезли из вооруже­ния крейсеров, но суда постройки после 1960 г. снабжались специальными противолодочными тор­педами. К ним относятся итальянские крейсера типа «Андреа Дориа» (1964) и «Витторио Бене- то» (1969) с шестью торпедами в двух встроен­ных пусковых установках, американские типа «Олбани» после их переоборудования в 1962 г.; затем «Лонг Бич», крейсера типа «Легм», «Белкнап», «Бейнбридж» и многие современные суда. Русские крейсера класса «Кинда» (1962), «Крес­та I» (1967), «Креста II» (1972-1977), «Никола­ев» (1973-1980), «Москва» (1968), «Киев» (1975) и «Киров» (1978) оснащены десятью торпедными аппаратами в двух спаренных установках.

Орудия, которые были главным видом воору­жения крейсеров всех рангов вплоть до 1962 г., впоследствии были заменены ракетами, обычно зенитными (типа «вода-воздух»), размещенными в перезаряжающихся единичных или спаренных пусковых установках (от двадцати до восьмиде­сяти ракет на установку; противокорабельные ракетные установки обычно могут перезаряжать­ся в порту. В некоторых случаях противокора­бельные ракеты могут выпускаться и из зенит­ных установок), но также и противокорабельны­ми (типа «вода-вода»), обычно в спаренных или счетверенных коробчатых установках, и проти­володочными ракетами, такими, как американс­кие ASROC, британские «Икара», французские «Малафон» и советские CC-H-14.

Суда, построенные после 1960 г., снабжены вертолетом в качестве противолодочного средст­ва, а также сонаром, электронным прибором, об­наруживающим находящуюся на глубине подвод­ную лодку по излучению звуковых волн.