суда разных флотов мира

Комбинированный двигатель корабля – крейсера с 1860 по 1890 гг.

Комбинированный двигатель корабля – крейсера с 1860 по 1890 гг.

Как уже упоминалось, первыми крейсерами, получившими название кораблей с комбинированным двигателем, были военные суда, принадлежавшие обеим враждующим сторонам в американской гражданской войне. Некоторые из них, как, например, суда конфедератов «Алаба­ма» и «Таллахасси», представляли собой торго­вые суда, вооруженные несколькими пушками; основным достоинством, ради чего их и исполь­зовали, была в первую очередь их скорость. В то время как «Алабама», оснащенная мачтами и парусами, держала ход в 13 узлов, «Тэллахасси» без мачт и парусов легко делал по семнадцать узлов; однако у него был серьезный по тем временам недостаток: он мог находиться в сво­бодном плавании лишь до тех пор, пока на бор­ту у него оставался запас топлива. Винтовые фрегаты федералистов с комбинированными двигателями - крейсера типа «Уампаноаг» были рассчитаны на ход в 18 узлов. Два из них, «Нес-хамнки» и «Помпэнуз», остались незавершенны­ми. В основном никто из них не сумел достичь запланированной скорости. «Мадаваска», первый вступивший в строй в 1867 г., сумел достичь скорости лишь в 12,7 узлов. «Уампаноаг», самый быстрый, показал на испытаниях 17,5 узлов.

Британские крейсера первого ранга, такие как «Инкостант» (1869) и «Шах» (1876), делали по 16,5 узлов на комбинированых двигателях корабля. Оба были полностью оснащены па­русным рангоутом и такелажем, имея три мачты с прямым парусным вооружением, бушприт и кливера; корпуса у них, в противоположность деревянным, были железными. «Инкостант» имел на вооружении десять 9-дюймовых (229 мм) и шесть 7-дюймовых (178 мм) пушек, заряжавшихся с дула, расположенных на нижней батарейной палубе вдоль бортов. Он был первым крейсе­ром, оснащенным торпедным аппаратом австрий­ской конструкции, установленным, вероятно, под водой. «Шах» имел две 9-дюймовые (229 мм), шестнадцать 7-дюймовых (178 мм) и восемь шес- тндесятнчетырехфунтовых пушек. На нем также был установлен торпедный аппарат.

Британские крейсера второго ранга «Воладж» и «Актив» (1870), как и три судна типа «Бодиси» (1878), обладали железным корпусом, двигатель корабля давал от 14 до 15 узлов и имели на вооружении от шести до четырнадцати 7-дюймовых (178 мм) пушек, плюс от двух до четырех шестидесятиче­тырехфунтовых орудий. Только на судах типа «Бодиси» стояли торпедные аппараты.

Французский военно-морской флот, который даже после наполеоновских войн считал себя со­перником британского флота, построил два крей­сера первого ранга с железным корпусом: «Дюкесн» и «Турвиль» (1878), делавшим по 17 уз­лов, и крейсер второго ранга «Дюгэ Труэн» (1879), выдерживавший скорость в шестнадцать узлов. Все три были одновинтовыми судами, но имели каж­дый по две машины. Оба крейсера типа «Дюкесн» имели семь 7,4-дюймовых (190 мм) орудий, сравнимых с британскими 7-дюймовыми (178 мм), и четырнадцать 5,5-дюймовых (140 мм) пушек, срав­нимых с британскими шестидесятичетырехфунто­выми. «Дюгэ Труэн» имел десять орудий — пять 7-дюймовых (178 мм) и пять 5,5-дюймовых (140 мм). Таким образом, французские крейсера были не­много быстрее за счет комбинированного двигателя корабля, но уступали британским в во­оружении и не имели торпедных аппаратов.

Общепринятым для крейсеров с железным кор­пусом как британских и французских, так для судов других флотов (например, русских типа «Генерал-адмирал», голландских типа «Атьех» и прочих), было покрывать их подводную часть в один или два слоя деревянной облицовкой, кото­рую затем обшивали медными листами. Причи­ной этого являлся тот факт, что железное дни­ще значительно быстрее обрастало ракушками и морскими водорослями, чем деревянное. Это довольно серьезный недостаток для судна, нахо­дящегося в длительном плавании, отсюда и мед­ная обшивка, которая не так легко обрастает. Медные листы нельзя было накладывать непос­редственно на железо корпуса из-за неизбежности коррозии, как результата электрохимических яв­лений. Вот почему оба металла должны были разделяться деревянной прослойкой.

Три судна типа «Виллар» и два — типа «Эклерер» были французскими крейсерами с дере­вянным корпусом, построенными соответственно в 1881 и 1879 гг., после упомянутых выше крей­серов с железным корпусом. Крейсера второго ранга типа «Виллар» и крейсера третьего ранга «Эклерер» имели носовой таран, развивали ско­рость за счет комбинированного двигателя корабля до 16 узлов и были вооружены соответствен­но пятнадцатью и восемью 5,5-дюймовыми (140 мм) орудиями. Орудия устанавливались на главной палубе, поскольку оба эти типа судов являлись корветами. Британские «Инкостант» и «Шах» были фрегатами, как и французские «Дюкесн». Крейсера типа «Бодиси» были крытыми корвета­ми, так как орудия располагались на крытой палубе.

Суда этого периода, которые официально не классифицировались как крейсера, включали в свое число британский «Шэннон» (1877) — вто­роклассный броненосец, французские суда типа «Викторьез» (1877), также определявшиеся как броненосцы второго класса, и суда типа «Дюгесклен» (1886), относившиеся к разряду «крейсер­ских броненосцев».

Суда типа «Шэннон» и «Дюгесклен» имели железные корпуса с деревянной обшивкой, пок­рытой медными пластинами. В противополож­ность им «Викторьез», «Триомфант» и «Ла Га- лисоньер» имели деревянные корпуса, но были оборудованы 5,9-дюймовым (150 мм) броневым поясом, 4,7-дюймовым (120 мм) броневым пок­рытием на главной башне и железной главной палубой. «Шэннон» имел 9-дюймовый (229 мм) броневой пояс, 10-8-дюймовую (254-203мм) броню на главной башне и 1,4-дюймовую (38 мм) броню на главной палубе. Суда типа «Дюгес­клен» имели 10-дюймовый (254 мм) броневой пояс и 1,9-дюймовую (50 мм) броню на нижней палубе. У всех были носовые тараны. Они были значительно менее быстроходными, чем крейсе­ра, описанные выше, потому что могли ходить не более 12,6-14,0 узлов. «Шэннон» имел один винт, приводимый в действие двумя машинами. Зато они обладали значительно более мощным во­оружением: «Шэннон» имел пятнадцать орудий, из которых два 10-дюймовых (254 мм); суда типа «Вик­торьез» имели тринадцать орудий, из которых шесть были 9,4-дюймовыми (240 мм), а представители типа «Дюгесклен» имели одиннадцать орудий, из которых четыре были 9,4-дюймовыми (240 мм), установленными на индивидуальных платформах-барбетах на главной палубе.

Итальянские разведывательные крейсера «Аме- риго Веспуччи» и «Флавио Гойа» (1884) были построены на основании опыта, полученного от первого итальянского крейсера «Коломбо» (1876). Они отличались от своего прототипа тем, что имели железный, а не деревянный корпус, и ходили за счет новейшего комбинированного двигателя корабля до 14 узлов вместо 17 своего предшествен­ника. Эти двухпалубные суда имели скромное вооружение из восьми 5,9-дюймовых (150 мм) пушек на артиллерийской палубе и трех 2,9-дюй- мовых (75 мм) пушек на главной палубе.

Японские винтовые фрегаты «Ямато», «Мусаси» и «Кацураги» (1887-1888) имели всего одну палубу и смешанный корпус, т. е. железный каркас и деревянную обшивку. В 1900 г. они были переоборудованы: у них убрали паруса и заменили вооружение, после чего они стали чис­литься канонерскими лодками.

Русский крейсер «Рюрик», построенный между 1890 и 1895 гг., был крейсером с мачтами и паруса­ми и с отличительными особенностями типично­го броненосного крейсера. У него был железный корпус с тараном, 10-дюймовый (254 мм) броне­вой пояс и 1,9-2,7-дюймовая (50-70 мм) броне­вая защитная палуба. Он был вооружен четырь­мя 8-дюймовыми (203 мм) орудиями на одиноч­ных установках, симметрично расположенными по обеим сторонам главной палубы, и шестнад­цатью 6-дюймовыми (152 мм) пушками на артил­лерийской палубе, по восемь на борт, плюс шестью 1,8-дюймовыми (47 мм) и двенадцатью 1,4-дюймовыми (37 мм) пушками на главной палубе. Вооружение завершали шесть неподвиж­ных надводных торпедных аппаратов — один впереди, второй на корме, и по два на главной палубе с каждого борта. «Рюрик» имел четыре поршневых паровых двигателя на два винта и скорость 18,8 узлов.

Другими примерами кораблей с комбинированными двигателями - двухвинтовых крейсеров того периода могут послужить суда типа рус­ского «Адмирал Нахимов» (1888) и британского «Нортхэмптон» (1879).