суда разных флотов мира

Конвойные авианосцы мира

Aspose.Words.2c10efa5-f501-4a8b-a058-e40edffa05dd.001Постоянные нападения в Атлантике немецких подводных лодок на американские конвои и тор­говые суда — с целью не дать им достичь Ан­глии — убедили британский и американский ВМФ в необходимости сопровождать конвои ави­аносными судами . К аналогичному решению при­шли в японском ВМФ — дабы обеспечить без­опасность своих судов в Тихом океане.

Конвойные авианосцы мира

Обычно конвойные авианосцы мира представляли собой бывшие торговые суда, снабженные взлет­ной палубой, ангаром и несколькими зенитными орудиями. Впрочем, корабли этого типа строи­лись и по заказу; в 1943 г. в одних только Со­единенных Штатах сошло со стапелей шестьде­сят девять авианосцев сопровождения — пять­десят типа «Анцио» и девятнадцать типа «Ком- менсмент Бэй» (или «Блок Айленд»).

Первыми авианосцами этого типа были аме­риканский «Лонг Айленд» и британский «Одэси- ти»; их строительство завершилось в июне 1941 г. На «Лонг Айленде» взлетная палуба простира­лась на всю длину судна. И «Лонг Айленд», и «Одэсити» оборудовались дизельными двигатель­ными установками, так что надобности в тру­бах, как таковых, в общем-то и не было — продукты сгорания выпускались через выходные отверстия вдоль бортов под взлетной палубой. Обычно на этих авианосцах размещался двадцать-двадцать один самолет и устанавлива­лось одно-два орудия.

Затем аналогичной реконструкции подверглись еще пять торговых судов, и четыре из получив­шихся авианосцев были переправлены в Англию. Эти корабли обозначались от ВАУО-1 до ВАУО-5 и назывались соответственно «Арчер», «Эвенд- жер», «Байтер», «Дэшер», «Чарджер». Последний, под обозначением СУЕ-30, остался в Соединен­ных Штатах; вместо него в Англию отправился в 1943 г. «Трэккер». На этих кораблях устанав­ливался небольшой «остров» по правому борту и дизельная двигательная установка. В конце войны «Байтер» был передан Франции, где и переименован в «Диксмюд».

В начале 1942 г. ВМФ США закупил у тор­гового флота еще двадцать пять судов и пере­оборудовал в конвойные авианосцы мира. Из них у двадцати одного корабля была двигательная ус­тановка с одним гребным винтом; одиннадцать кораблей принадлежали к типу «Боуг». Восемь авианосцев были переданы Великобритании как корабли типа «Бэттлер». Более быстроходные корабли, с двигательной установкой на два греб­ных винта (бывшие танкеры), составили тип «Суони».

У авианосцев типов «Боуг» и «Бэттлер» взлет­ная палуба имела размеры 441,92 x 81,03 фута (134,7 х 24,7 м), с небольшим «островом» по правому борту, двумя подъемниками и одной ка­тапультой; внешних труб не было — поперечный вытяжной канал проходил под взлетной палубой. На этих кораблях размещалось по тридцать само­летов, а вооружение их состояло из двух 5-дюй­мовых (127 мм) орудий и шестнадцати 1,5-дюй­мовых (40 мм) зенитных автоматов. Авианосцы типа «Боуг» пошли на слом в 1960 г. Что каса­ется кораблей типа «Суони», то внешне они не очень сильно отличались от авианосцев типа «Боуг», только самолетов на них размещалось не тридцать, а тридцать пять. После войны один из них — «Сэнгамон» был возвращен торговому флоту и снова стал нефтяным танкером

Пятьдесят авианосцев сопровождения типа «Анцио» (от СУЕ-55 до СУЕ-104) были первы­ми авианосцами сопровождения, построенными на заказ. Выполняла заказ компания «Кайзер», причем с выдающейся оперативностью — в течение года. У типа «Анцио» взлетная палуба простиралась вдоль всей длины корпуса, обору­довалась двумя подъемниками и катапультой; небольшой «остров» устанавливался справа. Дым от паровых котлов выпускался через две очень низкие трубы, установленные по правому краю взлетной палубы на значительном расстоянии друг от друга. Двигательная установка состоя­ла из двух поршневых двигателей на два греб­ных винта и позволяла развивать скорость до 19,5 узла. На них размещалось по тридцать самолетов, а вооружение состояло из одного 5- дюймового (127 мм) орудия и двадцати четырех автоматов. Корабли типа «Анцио» пошли на слом в 1960 г. В 1955 г. значительное количество конвой­ных авианосцев стало вертолетоносцами сопро­вождения, но это не повлекло за собой никакой модификации, так как срок службы этих кораб­лей давно истек.

Последними американскими конвойными ави­аносцами были девятнадцать кораблей типа «Блок Айленд», из которых реально сошли со стапелей только одиннадцать; три из них вошли в состав флота уже в конце 1944 г.—начале 1945 г. На них устанавливались турбинные двигатели на два гребных винта, и вообще эти корабли сильно напоминали тип «Суони». После реконструкции 1957-1959 гг. «Блок Айленд» стал десантным вер- толетоносцем (обозначение 1-РН-1), но на воору­жение принят в этом качестве так и не был, а в 1959 г. пошел на слом.

Что касается британских конвойных авианос- цев, то небезынтересно отметить «Кэмпениа», бывшее судно-рефрижератор, оборудованное ди­зельной двигательной установкой на два греб­ных винта. Самой примечательной конструктив­ной особенностью этого корабля было то, что выходные отверстия для продуктов сгорания на­ходились не под взлетной палубой, а чуть выше ватерлинии и при этом имели прямоугольную форму.

В японском ВМФ было пять кораблей, клас­сифицированных как конвойные авианосцы. Пер­вые три, «Тайо», «Чуйо» «Уньё», до войны явля­лись торговым судами и были реквизированы флотом в сентябре 1941 г., мае и ноябре 1942 г. соответственно. Их взлетная палуба имела раз­меры 557,9 х 76,96 фута (170,05 х 23,46 м) и обо­рудовалась двумя подъемниками. «Острова» на этих кораблях не устанавливались; выделялась только дымовая труба у правого борта с выход­ным отверстием, направленным вовне и вниз.

Вооружение «Тайо» состояло из восьми 5-дюй- мовых (127 мм) зенитных орудий, а также пуле­метов, число которых с первоначальных восьми было увеличено сначала до двадцати четырех, а потом до шестидесяти четырех. Эти корабли могли развивать скорость до 21 узла, а самоле­тов на них размещалось по двадцать семь. Во время войны все он были потоплены.

Четвертый японский конвойный авианосец, «Синьё», сооруженный на основе немецкого оке­анского лайнера «Шарнхорст», поступил на во­оружение в декабре 1943 г. Его взлетная палу­ба также была совершенно гладкой, а дымовая труба размещалась у правого борта и выпускала дым вовне и вниз. Вооружение «Синьё» состояло из че­тырех спаренных 5-дюймовых (127 мм) орудий и пяти­десяти пулеметов. Из тридцати трех размешавшихся на борту «Синьё» самолетов только двадцать семь на­ходились на боевом дежурстве, а еще шесть — в по­луразобранном состоянии. 17 ноября 1944 г. «Синьё» был потоплен в Китайском море.

Последний японский конвойный авианосец, «Кайо», некогда был пассажирским судном «Арген­тина мару»; в состав ВМФ принят в ноябре 1943 г. Имея водоизмещение 16 748 т, это был самый маленький конвойный авианосец в японском МФ, но ни конструктивно, ни вооружением он практи­чески не отличался от остальных. Потоплен «Кайо» был 10 августа 1945 г.

В японском ВМФ были еще два корабля со взлетными палубами, отнесенные к разряду не конвойных авианосцев, а торговых авианосных судов, типа британского «Анкилуса». Существен­ное конструктивное отличие от конвойных авиа­носцев заключалось в том, что торговые авиа­носные суда не оборудовались ангаром и само­леты постоянно размещались на палубе, под не­большим навесом. Эти два корабля назывались «Отакисан Мару» и «Симане Мару»; они несли по двенадцать самолетов и оборудовались одним подъемником. «Отакисан Мару» был потоплен, даже не успев войти в состав ВМФ, а «Симане Мару» был отправлен на дно 24 июля 1945 г., прослужив всего два месяца. Еще два аналогич­ных корабля, «Тигуса Мару» и «Ямасио Мару», не оборудованные ни ангарами, ни подъемниками, были заложены на верфях, но со стапелей так и не сошли.

К совершенно отдельному подвиду следует отнес­ти американские колесные пароходы типа «Грэйт Лэйкз», на которые в тренировочных целях устанав­ливалась взлетная палуба. Ангаров на таких кораб­лях не было, приписанные к ним самолеты базирова­лись на берегу. Поэтому даже обозначались эти ко­рабли не СУ, а смешанным символом IX.