суда разных флотов мира

Корабль из Сьоиа галльского

Aspose.Words.1f05b130-a9bc-429a-ae5c-437e2dd292ad.001В описании Тацита указывается, что такие корабли «могут подходить к месту причала любым концом, так они имеют форму носа», и что весла не находились в фиксированном положении, а «весла у них съемные, и они гребут ими по мере надобности то в ту, то в другую сторону».
Корабль из Сьоиа галльского

Другими словами, у таких кораблей имелось по два носа, и гребцы, повернувшись кругом и пересев со своей скамьи на следующую, могли тут же начать грести в противоположном направлении. Такая перемена ролей носа и кормы не требовала разворачивать судно, и, следовательно, исключительно хорошо подходила для сражений на реках, каналах и других узких водных путях. В другом месте «Анналов» Тацит говорит, что, поскольку Германик находился в стране Саисі (фризов) и не мог выступить против врага на суше, он велел выстроить тысячу кораблей, «они короткие, с тупым носом... кормила были приложены сзади и спереди, чтобы, гребя то вперед, то назад, можно было причалить где понадобится», он добавляет, что такие корабли также использовались римлянами. На древнескандинавском наскальном рисунке изображен корабль с двумя рулями — кормовым и носовым. Прообразом для реконструкции послужила лодка из Нидама, постро­енная немного спустя, обнаруженная в 1863 г. в торфяном болоте в Шлезвиге и датируемая, предположительно, 300 г. н.э.. то есть двумястами годами спустя после событий, описываемых Тацитом. Лодка дубовая, обшитая внакрой, с четырнадцатью скамьями для гребцов; чтобы выполнять уже упоминавшийся маневр, гребцов должно быть 26. с 13-ю парами весел. Мачты на лодке не имелось. Размеры: длина — 75,13 фута (22,90 м), ширина — 10,66 фута (3,25 м).