суда разных флотов мира

Лучшие подводные лодки мира с 1945 г. до наших дней

В годы после второй мировой войны как кон­структивная схема, так и вооружение подводных лодок подверглись кардинальному пересмотру.В этом разделе пойдет речь только об «обычных» (неатомных) подводных лодках, то есть с двига­тельной установкой, состоящей из дизеля и элек­тромотора.
Лучшие подводные лодки мира с 1945 г. до наших дней

Главным структурным новшеством стало из­менение очертаний как корпуса, так и рубки, а также — в самое последнее время и отнюдь не на всех типах субмарин — перемещение пере­дних рулей погружения с носовой части лодки на рубку. Корпус, кроме того что изменил фор­му, был существенно усилен, то есть стало воз­можным погружение на гораздо большие глубины.

Тому конструктивному решению, когда при надводном ходе вращательный момент на винт передается непосредственно от дизельного дви­гателя, следовать перестали; обычно теперь для этого используются электромоторы, а дизельные двигатели питают электрогенераторы. Число греб­ных винтов уменьшилось с двух до одного, то есть произошел возврат к конструктивной схеме 1904-1905 гг., когда гребной винт располагался на самом «хвосте», коаксиально с корпусом. На все субмарины начали ставить шноркель, и ско­рость надводного хода стала в итоге меньше, чем подводного.

Что касается вооружения, то артиллерийские орудия на подводных лодках устанавливать пе­рестали; теперь все нестратегические субмари­ны оснащались только антикорабельными и про­тиволодочными торпедами, а также, в некоторых случаях, противолодочными ракетами. Запуск про­тивокорабельных ракет производился с помощью торпедных аппаратов, как на американских под­водных лодках типа «Харпун» и французских типа «Экзосеб» («Э.М. 39»). В отличие от своих не столь давних предшественников времен второй мировой войны, все современные субмарины оборудованы радаром и электронным устройст­вом подводного обнаружения (сонаром), приме­няющимся как в ходовом режиме, так и для управления пуском торпед.

ВМФ Советского Союза, на вооружении ко­ торого состоит огромное количество ядерных суб­марин, не спешит отказываться от подводных лодок с традиционной двигательной установкой — таких, например, как типа «Танго», сооружение которых началось с 1973 г. Эти лодки имеют водоизмещение в 2 100 / 2 500 т, оснащены тре­мя дизельными двигателями с тремя гребными винтами, а вооружение состоит из шести носо­вых торпедных аппаратов, часть из них оборудо­вана для стрельбы противолодочными ракетами Б5-М-15 (русский эквивалент американских ра­кет ЗиВЯОС). С 1984 г. на смену «Танго» при­шел новый тип подводных лодок, «Кило». Все семьдесят шесть субмарин типа «Фокстрот» обо­рудованы тремя гребными винтами и тремя ди­зельными двигателями, причем скорость их над­водного хода меньше, чем подводного. Двадцать шесть субмарин типа «Зулу» и тридцать при­брежных типа «Квебек» тоже оснащены двига­тельной установкой на три гребных винта, а двадцать типа «Ромео» и двести тридцать шесть типа «Виски» (многие из них впоследствии пе­реданы дружественным Советскому Союзу стра­нам) — двигательной установкой на два греб­ных винта. Вероятно, следует объяснить, поче­му у русских подводных лодок такие нерусские названия, как «Фокстрот» или «Зулу». Разумеет­ся, это не настоящие их названия, настоящие их названия выяснить очень сложно, учитывая ту атмосферу секретности, что окружает все свя­занное с оборонным комплексом Советского Со­юза, — это условные обозначения (стандартные коды для букв алфавита), данные службами НАТО и теперь использующиеся во всех воен- но-морских альманахах.

На вооружении ВМФ Британии в настоящее время находятся лучших шестнадцать подводных лодок типа «Оберон». Эта конструктивная разработка оказалась очень удачной, и многие «Обероны» проходят службу во флотах других стран: в Ав­стралии под названием «Оксли», в Чили — «О'Брайен», в Бразилии — «Уманитас», в Кана­де — «Оджибва». Субмарины этого типа имеют водоизмещение 2 030/2 410 т, оснащены двумя дизельными двигателями общей мощностью 2 629,5 л. с. и двумя электромоторами мощностью по 5 918 л. е., приводящими в движение два греб­ных винта. Очевидно, что предусмотренная для подводного хода мощность гораздо больше, чем для надводного, и соотношение скоростей получа­ется соответствующее: 12 узлов — скорость над­водного хода, 17 узлов — подводного. Вооруже­ние состоит из восьми торпедных аппаратов — шести носовых и двух кормовых; лодки этого типа оборудованы радаром и сонаром.

На вооружении ВМФ Франции состоят два лучших очень известных типа субмарин — «Агоста» (1977-1978 гг, четыре единицы) и «Дафна» (1964-1978 гг., девять единиц). Лодки типа «Агоста» строились также для ВМФ Испании и Пакистана, а «Дафна» — для ЮАР, Пакистана, Португалии и Испании. Субмарины «Агоста» имеют водоизмещение 1 450/1 725 т и оборудо­ваны дизель-электрической двигательной установ­кой. Это означает, что два дизельных двигателя мощностью по 3 551 л. с. приводят в действие два генератора, питающие один электромотор мощностью 4 537 л. е., вращающий гребной винт и при надводном, и при подводном ходе. Кроме главного электромотора, на «Агостах» стоит так­же и вспомогательный, мощностью 296 л. е., для перемещения на малых скоростях. Скорость над­водного хода у них 12 узлов, подводного — 20. Вооружение состоит из четырех торпедных ап­паратов и двенадцати резервных торпед к ним; все «Агосты» оснащаются радаром, сонаром и шноркелем. «Дафны» же имеют водоизмещение 869/1 043 т, оборудованы двумя дизельными двигателями, двумя генераторами, двумя электро­моторами и двумя гребными винтами; мощность двигательной установки 1 282/1 578 л. е., а ско­рость — 13,5/16 узлов. Субмарины типа «Даф­на» могут погружаться на глубину до 1 ООО фу­тов (300 м) и оснащены сонаром, радаром и шноркелем.

По условиям послевоенного мирного договора Федеративной Республике Германия не было поз­волено иметь подводный флот. Впрочем, после того как она присоединилась к Атлантическому союзу, строительство подводных лодок возобно­вилось, и первые субмарины нового типа, «205», стали поступать на вооружение в 1966-1967 гг., будучи заложенными в 1964 г.

Эти лодки водоизмещением 419/450 т осна­щены двумя дизель-электрическими генератора­ми общей мощностью 1 184 л. с. и электромото­ром мощностью 1 479 л. е., вращающим один греб­ной винт. Скорость составляет 10/17 узлов, а вооружение состоит из восьми торпедных аппа­ратов. Субмарины типа «206» водоизмещением 450/498 т оснащались двумя дизель-электричес­кими генераторами мощностью 1 479 л. с. и элек­тромотором мощностью 1 775 л. е., вращающим один гребной винт. Скорость составляет 10/17 узлов, а вооружение состоит из восьми торпед­ных аппаратов. Тогда же немецкие кораблестро­ители разработали субмарину типа «209» для про­дажи на экспорт: в Аргентину (тип «Солта»); в Бразилию; в Чили (тип «Симпсон»); в Колум­бию (тип «Пихао»); в Грецию (тип «Плавкое»); в Индонезию (тип «Какра»); в Перу (класа «Ис- лэй»); в Турцию (тип «Этилэй»); в Венесуэлу (тип «Сабало») и в Эквадор (тип «Шайрн»). Они имеют водоизмещение в 1 185/1 285 т, обору­дованы четырьмя дизель-электрическими генера­торами и одним электромотором, вращающим один гребной винт. Электромотор мощностью 4 931 л. с. позволяет развивать скорость в 10/ 22 узла.

Японии, по условиям мирного договора, так­же не разрешалось иметь подводные лодки; пер­вая японская послевоенная субмарина, «Ойясио», сошла со стапелей в 1960 г. За ней последовали две типа «Хайясио» (1962), две «Нацусио» (1963-1964) и пять «Осио» (1965-1969). В 1971 — 1978 гг серию продолжили семь субмарин типа «Юсио», а в 1980—1983 гг. четыре типа «Юдзусио». Субмарины типа «Осио» надводным водоизмещением в 1 650 т оснащались двумя дизельными двигателями мощностью по 2 860 л. е., двумя электромоторами мощностью 6 214 л. с. и двумя гребными винтами; скорость составляла 14/18 узлов. Из вооружения на «Осио» уста­навливались шесть носовых торпедных аппара­тов и два кормовых (для стрельбы противоло­дочными торпедами). Субмарины типов «Юдэи- сио» и «Юсио» имеют большее водоизмещение, другую форму корпуса и оборудованы большим сферическим сонаром американского типа в но­совой части; торпеды размещены также скорее по-американски, в средней части корпуса (в слу­чае «Юдзисио» и «Юсио» торпедных аппаратов шесть). Субмарины типа «Юсио» имеют надво­дное водоизмещение 2 200 т (больше, чем у «Юдзисио*); на них устанавливается один греб­ной винт, и лодки развивают скорость в 12/20 узлов.

Италии, по условиям мирного договора, так­же запрещалось иметь подводный флот; в фев­рале 1948 г. она была вынуждена пустить на слом те немногие субмарины, что оставались после расчета по репарациям с державами-побе- дительницамн. Первые послевоенные итальянские подводные лодки были заложены в 1965 г. и приняты на вооружение в 1968-1969 гг.: четыре небольшие прибрежные лодки типа «Тоти», а в 1980—1981 гг. — четыре типа «Сауро». Субмари­ны типа «Тотн», включая «Мочениго», имеют во­доизмещение 524/582 т, оснащены двумя дизель­ными двигателями и одним электромотором мощ­ностью 1 973 л. е., вращающим один гребной винт — как для надводного, так и для подводно­го хода. На них устанавливаются четыре тор­педных аппарата, радар, сонар и шноркель. Суб­марины типа «Сауро» имеют водоизмещение 1 456/1 631 т, оснащены тремя дизель-электри- ческнми генераторами, одним электромотором мощностью 3600 л. с. н одним гребным винтом; вооружение состоит из шести торпедных аппа­ратов. Они развивают скорость до 11 /20 узлов и имеют радиус действия 12 500 миль (при ско­рости в 4 узла). Субмарины типа «Сауро» были первыми итальянскими подводными лодками, у которых передние рули погружения устанавли­вались на рубке.

Что касается ВМФ других держав, то уже упоминалось, что многие закупали подводные лод­ки у Франции, Британии и Германии. Более того, ВМФ США передавал субмарины ВМФ некото­рых государств, дружественных США, например - четыре лодки, переданные Италии, и переимено­ванные в «Пьомарта», «Ромеи», «Лонгобардо» и «Гаццана». ВМФ государств, входящих в сферу советского влияния или входивших в прошлом (например, Китай), имеют на вооружении пос­троенные в СССР подводные лодки типа «Ро­мео» или «Виски». Китай уникален еще и тем, что на его верфях сооружались по советским проектам ракетно-ядерные стратегические субма­рины типа «Гольф», а также «Виски». ВМФ Голландии, Дании и Швеции предпочитают раз­вивать независимые от больших держав програм­мы подводного кораблестроения.

По заказу ВМФ Дании на военно-морских вер­фях Копенгагена в 1958-1964 гг. были сооруже­ны четыре субмарины типа «Дельфинен», а в 1970 г. — две типа «Нарвал», достаточно тради­ционной конструкции подводные лодки с двумя гребными винтами.

Со стапелей голландских верфей сошли в 1960—1966 гг. четыре субмарины типа «Потфис» (с тройным корпусом), в 1972 г. д^е типа «Звар- двне» и в 1982 г. — две типа «Уолрас». Ломи «Потвиз» оборудовались двумя гребными винтами и носовыми рулями погружения; остальные — од­ним гребным винтом и рулями погружения на рубке. Субмарины «Звардвис» имеют водоизме­щение 2 350/2 640 т, оснащены тремя дизель-
электрическими генераторами и одним электро­мотором; они могут развивать скорость до 13/ 20 узлов, а вооружение их состоит из шести носовых торпедных аппаратов.

На шведских верфях «Кокумс» в Мальме по заказу ВМФ строились лучших шесть субмарин типа «Шёормен» и три типа «Нэкен». «Нэкен», посту­пившие на вооружение в 1961-1962 гг, имеют водоизмещение 835/1 100 т, оснащаются двумя дизель-электрическими генераторами, одним элек­тромотором, одним гребным винтом и могут раз­вивать скорость до 17/20 узлов. «Шёормен», пос­тупившие на вооружение в 1967-1969 гг. не­сколько крупнее; они имеют водоизмещение 1 130/1 400 т, а передние рули погружения рас­полагаются на рубке. Водоизмещение субмарин типа «Нэкен» примерно такое же, как у датских «Дельфинен», но, в отличие от последних, носо­вая часть их корпуса имеет бульбообразную форму. Кроме того, лодки типа «Нэкен» могут использоваться как минные заградители.

ВМФ Норвегии в 1964-1967 гг. принял на • вооружение пятнадцать закупленных в Германии небольших субмарин типа «207», составивших тип «Ула». Они имеют водоизмещение 400/435 т, ос­нащены двумя дизель-электрическими генерато­рами, одним электромотором и одним гребным винтом. Скорость надводного хода — 10 узлов, подводного — 17; вооружение состоит из вось­ми носовых торпедных аппаратов.