суда разных флотов мира

Миноносцы - боевые корабли второй мировой войны с 1930 по 1945 год.

Aspose.Words.54f1b4de-7a28-4f2c-b30c-27e04eee6a7f.001Миноносцы - боевые корабли второй мировой войны с 1930 по 1945 год.

В годы, последовавшие за первой мировой войной, строительство миноносцев сходило на нет. Но после Лондонской конференции 1930 г некоторые флоты начали вводить в строй суда, которые были классифицированы как минонос­цы, а стандартное водоизмещение имели около 600 т — куда большее, чем морские миноносцы первой мировой войны, за исключением немец­ких судов. Этот новый тоннажный лимит миноносцев был последствием условий Лондонского договора, пытавшегося ограничить строительство эсминцев и положил начало эре боевых кораблей второй мировой войны.

Миноносцы, построенные после 1930 г., имели иное назначение в отличие от прежних мино­носцев, береговых или морских. Они больше не применялись ни для защиты побережий, ни для нападений на вражеские суда, стоящие в гавани или идущие в открытом море, — теперь они эскортировали военно-морские формирования и торговые караваны, в результате чего к их тра­диционному торпедному вооружению добавились противокорабельные орудия, зенитные пулеметы и даже глубинные бомбы для противолодочных операций. Фактически они стали маленькими эсминцами - полноценными боевыми кораблями второй мировой войны.

Французский флот разделил миноносцы на три типа: «контрторпнллеры», «торпиллёры» и «тор- пиллёры лежер». Первые явились большими, или «суперэсминцами». Вторые — тем, что в других флотах считалось собственно эсминцами. Мы будем рассматривать как миноносцы только тре­тий тип, а два других включаем в раздел «Эс­минцы». В 1936—1938 гг. французский флот ввел в строй двенадцать легких миноносцев класса «Ля Помои». Полное водоизмещение их составляло 700 т, вооружение — два 3,9-дюймовых (100 мм) орудия, одно впереди, на баке, другое позади, на кормовой надстройке, и всего лишь один сдвоенный торпедный аппарат к корме от дымо­вых труб. Имелось, однако, четыре зенитных пулемета. Эти миноносцы с двойными винтами были оборудованы двумя редукторными турбин­ными агрегатами и развивали скорость в 34,5 узлов, В 1938-1939 гг. были заложены еще четырнадцать миноносцев класса «Л'Ажиль». Они были немного крупнее — водоизмещением 994 т, а вооружения имели вдвое больше — четыре 3,9-дюймовых (100 мм) орудия и четыре торпед­ных аппарата, да еще четыре зенитных пулеме­та. Ни одно из судов не было готово ко време­ни перемирия 1940 г , даже шесть захваченных немцами так и не были достроены. Однако про­ект был впоследствии принят испанским фло­том, назвавшим этот класс «Аудас» - боевой корабль второй мировой войны (1953-1956, 1961-1965).

В 1927-1928 гг. немецкий флот ввел в строй двенадцать эсминцев типов «Вольф» и «Мёве» - боевых кораблей второй мировой войны, впоследствии переклассифицированных е мино­носцы, несмотря на то что они имели водоизме­щение свыше I ООО т. У них были длинный полу­бак, мостик и две трубы, причем передняя в два раза превосходила размерами заднюю. Вооруже­ние состояло из трех 4,1-дюймоеых (105 мм) орудий: одно впереди, на баке, а два — близ кормы (одно на кормовой надстройке, другое на палубе). Шесть торпедных аппаратов располага­лись в двух трехтрубных установках: одна уста­новка — между двумя дымовыми трубами, а вторая — между кормовой трубой и орудийной рубкой. Зенитных пулеметов было первоначаль­но два, впоследствии во время войны число их увеличили до четырех. На таких катерах име­лось по два редукторных турбинных агрегата, ра­ботавших от трех котлов, скорость они развива­ли 32-34 узла.

В 1939-1940 гг. было спроектировано и за­ложено семьдесят два корабля с обозначениями от «ТІ» до «Т 72». Первые тридцать шесть были введены в строй, остальные же так и не достро­или. Эти суда разделялись на пять групп: от «Т 1» до «Т 21» водоизмещением 1088 т; от «Т 22» до «Т 36» водоизмещением 1754 т; незавершен­ные от «Т 37» до «Т51» (2155 т); от «Т52» до «Т 60» (1794 т) и, наконец, от «Т61» до «Т 72» (2166 т).

Вооружение на судах первой группы состоя­ло из одного 4,1-дюймового орудия, восьми 0,7- дюймовых (20 мм) зенитных пулеметов и двух трехтрубных торпедных аппаратов. Примерно такое же оружие планировалось и для других серий. На «Т1»-«Т21» имелось по четыре кот­ла, на кораблях других серий — по два, ско­рость же варьировалась от 31 до 35,5 узлов.

В Италии строилось два класса миноносцев: «Спика» в 1935-1938 гг. и «Ариете». Вдобавок к этому было построено два класса эскортных миноносцев: четыре типа «Пегасо» в 1938 г. и шестнадцать типа «Чиклоне» в 1942 г. Они проек­

тировались главным образом для эскортирования, а не для атаки. «Спики» представляли собой весьма многочисленный класс, разделенный на три серии, слегка варьирующиеся по вооружению и водоизмещению. Две такие серии фактически имели водоизмещение 901 т, четыре торпедных аппарата на двух бортовых установках — по одному, один двухтрубный аппарат по осевой линии, четыре 1,5-дюймовых (40 мм) пулемета и четыре 0,5-дюймовых (13,2 мм) зенитных пуле­мета. У шести представителей серии «Климена» и восьми «Персео» (1936-1937) водоизмещением 1 010 т все торпедные аппараты размещались на отдельных бортовых установках, а восемь 0,5- дюймовых (13,2 мм) зенитных пулеметов — на спаренных установках. Наконец, шестнадцать об­разцов серии «Фальциона» (1938) водоизмеще­нием 1050 т имели два двухтрубных торпедных аппарата по осевой линии. На всех стояло по три 3,9-дюймовых (100 мм) орудия: одно на но­совой надстройке и два на корме (одно на палу­бе и одно выше ее). Там имелось также по два сбрасывателя глубинных бомб и оборудование для постановки мин.

Миноносцы класса «Ариете» водоизмещением 1127 т были вооружены шестью торпедными ап­паратами в двух трехтрубных установках, кото­рые располагались по осевой линии, и всего два 3,9-дюймовых (100 мм) орудия: одно впереди на баке, другое на кормовой надстройке. Зенитное во­оружение состояло из десяти 0,7-дюймовых (20 мм) пулеметов, имелось также две установки для пуска глубинных бомб. Тридцать таких кораблей были достроены и участвовали в военных дей­ствиях, во время которых все они потонули. Еще два были захвачены югославами в 1945 г. Эс­кортные разведчики класса «Пегасо» имели во­доизмещение 1600 т и были рассчитаны на то, чтобы ходить в эскорте длительное время; на них помещалось 510 т горючего, что позволяло им проходить расстояние в 5100 миль на ско­рости в 14 узлов. «Спики» могли запасать толь­ко 185-220 т жидкого горючего, дальность их хода не более 1 800-1 900 миль. Оба типа были оборудованы четырьмя торпедными аппаратами в двух двухтрубных бортовых установках, двумя 3,9-дюймовыми (100 мм) орудиями — одно впе­реди на баке, другое на корме, — четырьмя 0,5- дюймовыми (13,2 мм) зенитными пулеметами, четырьмя установками для пуска глубинных бомб и оборудованием для постановки мин. Шестнад­цать эскортных миноносцев класса «Чиклоне» являлись копией «Пегасо». Согласно проекту на них должно было иметься по три 3,9-дюймовых (100 мм) орудия: два расположенные так же, как и у другого класса, а третье — на платфор­ме позади дымовой трубы, но его так и не ус­тановили, его место заняла установка со спа­ренными зенитными пулеметами калибра 0,7 дюйма (20 мм); и таким образом, число пулеме­тов увеличилось до десяти (восемь на двойных установках и два на отдельных). Из шестнадца­ти судов этого класса семь было потоплено во время войны, четыре захвачено немцами или пропало без вести, оставшиеся пять переданы после войны Советскому Союзу и Югославии согласно условиям мирного договора.

В 1931-1937 гг. японский флот ввел в строй два класса миноносцев: класс «Тидори», состоя­щий из четырех единиц, и класс «Отори», состо­ящий из восьми единиц. Планировалось постро­ить еще восемь судов класса «Отори», которые так и не были построены. Четыре «Тидори», имевшие полное водоизмещение 737 т, были обо­рудованы четырьмя торпедными аппаратами на двух двойных установках по осевой линии поза­ди трубы; в 1935 г. число их уменьшилось вдвое, и остался только один двухтрубный торпедный аппарат. На этих кораблях имелось по три 5- дюймовых (127 мм) орудия: одно впереди на баке, два на корме — первоначально в двойной туре­ли, впоследствии на отдельных установках по осевой линии. Восемь «Отори» водоизмещением 1040 т имели по одному трехтрубному торпедно­му аппарату, установленному позади дымовой трубы, и по три 1,8-дюймовых (47 мм) орудия — одно на носу и два на палубе у кормы. В течение военных лет кормовое орудие заменили 1,5-дюй­мовым (40 мм) зенитным пулеметом.

Между 1932 и 1942 гг. советский флот пос­троил три класса миноносцев, официально клас­сифицированных как сторожевые корабли, но, принимая во внимание то, что на них размеща­лось по три торпедных аппарата на одной трой­ной установке, их можно рассматривать как миноносцы — наподобие итальянских эскортных разведчиков.

Пятнадцать боевых кораблей второй мировой войны класса «Шторм», введенные в строй между 1932 и 1936 гг., имели водоизме щение по 740 т и были вооружены двумя 3,9- дюймовыми (100 мм) орудиями, шестью пулеме­тами и тремя торпедными аппаратами. Последо­вавшие за ними восемь представителей класса «Ястреб», введенные в строй в 1941-1942 гг., имели водоизмещение 1059 т, были оснащены тремя 3,9-дюймовыми (100 мм) орудиями и две­надцатью зенитными пулеметами, из них четыре калибра 1,4 дюйма (37 мм), а также тремя тор­педными аппаратами. Наконец, двенадцать судов класса «Альбатрос», вошедших в строй в 1944- 1945 гг., водоизмещением 1300 т имели точно такое же вооружение.

После 1900 г. флот Соединенных Штатов не строил больше миноносцев, королевский же флот прекратил их строить в 1909-1910 гг.

Датский флот был одним из малых флотов, которые строили миноносцы после 1930 г. При­мерами служат «Глентен», «Хёген» и «Ёрнен», далее «Драген», «Хвален» и «Лаксен» — 290- тонные катера, наконец — «Хитфельд» (бывшая «Нимфен») и «Виллемо» (бывшая «Наяден»), вве­денные в строй в 1943 г., имеющие полное во­доизмещение 890 т и вооруженные двумя 4,1-дюймовыми (105 мм) орудиями, шестью торпед­ными аппаратами, двумя установками для пуска глубинных бомб и зенитными пулеметами.

В 1937-1940 гг. Норвегия ввела в строй шесть представителей типа «Слейпнер» с полным водо­измещением 708 т, вооруженных тремя 4-дюймо­выми (102 мм) орудиями и двумя торпедными аппаратами.

Даже таиландский флот последовал европейс­кой тенденции и в 1935-1938 гг. обладал девятью «Пукетами» (или судами типа «Адриатике»), пос­троенными на верфи «Кантиери Риунити дель Адриатике» в Монфальконе. Их стандартное во­доизмещение 470 т, вооружение состояло из трех 3-дюймовых (76 мм) орудий и шести торпедных аппаратов в двух трехтрубных установках. После второй мировой войны паровые миноносцы клас­сического типа, вооруженные торпедами и оруди­ями, больше не строились. Их роль атаковать вражеские суда и защищать торговые караваны была передана судам с дизельными, бензиновыми или газотурбинными двигателями, именуемы