суда разных флотов мира

Миноносцы дальнего плавания с 1884 до 1919 года

Aspose.Words.6287ac5b-f5f2-4f76-958c-fb9e3d18625d.001Миноносцы - суда дальнего плавания с 1884 до 1919 года.

Наряду с береговыми миноносцами главные флоты Европы начали строительство других, более крупных судов с лучшими мореходными качествами - суда дальнего плавания только зарождались. Эти морские миноносцы не предна­значались для береговой обороны или для того, чтобы перевозить их на борту более крупных кораблей, — им предстояли совместные дейст­вия с большими военными судами дальнего плавания далеко от базы.

Критерий, принятый для отнесения минонос­ца к тому или иному классу, четко не опреде­лен. Итальянский флот классифицировал все эти суда, вступившие в строй между 1881 и 1900 гг., как береговые миноносцы, включая шихауские водоизмещением 80 т, «Кондор», «Пеликано» и все суда типа «PN», построенные в 1911-1918 гг. и имеющие водоизмещение 140-150 т. Фран­цузский флот даже свои миноносцы, длиной в 124,67 фута (38 м), номера от 295 до 369, всту­пившие в строй в 1903-1908 гг. и имевшие во­доизмещение 102 т, классифицировал как мино­носцы береговой обороны. «Курер» и «Авангард» водоизмещением около 130 т и стодвадцатитон- ный «Аквилон» были, однако, классифицированы как миноносцы плавания. Британский флот классифицировал и «Лайтнинг» водоизмещением в 27 т, и корабли с номерами от 21 до 36, пос­троенные в 1908-1909 гг., имеющие водоизмеще­ние 263 т, как суда первого класса. Другие фло­ты, такие как японский, русский и австрийский, не проводили официально подобного различия на суда дальнего плавания.

В этой категории к морским миноносцам отнесе­ны корабли с водоизмещением около 150 т и более.

Главной отличительной чертой корпусов ми­ноносцев — береговых и морских, то есть судов дальнего плавания — было то, что на них отсутствовала обычная плоская па­луба, вместо этого покрытие на носу изгибалось по краям, плавно переходя в борта. Делалось это для того, чтобы вода, которая переливалась через палубу даже тогда, когда эти небольшие миноносцы находились в относительно спокой­ных водах, снова стекала в море. Первые морс­кие миноносцы не имели настоящего мостика, а только боевую рубку с маленькими боковыми отверстиями, как на береговых катерах. Приме­рами служат британский шестидесятисемитонный миноносец первого класса «№ 24 Ярроу» и его современники — французский стопятидесяти- двухтонный «Форбэн» (1895), японский пятиде­сятитрехтонный «№ 15» (1891) и итальянский стосорокатонный корабль класса «PN» (1906- 1912).

Что касается дымовых труб, то на береговых миноносцах их было, как правило, по одной, потому что пар поступал только из одного кот­ла; катера же дальнего плавания — с двумя котлами — имели по две трубы, как британские с номерами от 82 и выше, построенные между 1899 и 1909 гг.; французские образцы длиной 121,39 фута (37 м) и 124,67 фута (38 м); а также итальянские «Пегасо» (1906-1907) и суда класса «PN» (1911-1918). У некоторых даже име­лось по три дымовых трубы, как у американского «Стингхэма» № 19 и «Портерсов» № 6 и № 7 или французского «Ланскне» (1924). Некоторые береговые и морские миноносцы с одним котлом имели по две дымовые трубы, но не одна позади другой по осевой линии, а две рядом, и обе выводили пар из одного котла. Примерами явля­ются французский «№ 1» (1878), построенный на «Клапареде», нормандские «№ 64» и «№ 65» (1885), а также номера 130-144 (1891); британс­кий «Ярроу № 80» (1887); итальянская «Этер- па» (1883) и российский «Батум» (1880).

Другой особенностью некоторых из первых миноносцев было то, что они имели мачты и паруса, которые предназначались для долгих пе­реходов судов дальнего плавания. Британские первоклассные «№21» и «№ 22», например, имели по три мачты, на каж­дой поднимался один парус и контр-бизань плюс кливер, хотя они строились в 1884-1885 гг. При­мерами трехмачтовиков, оснащенных парусами, служат также британские колониальные суда типа «Чайлдер» (1883), французские «Ураганы» (1887), немецкие «ТИ 1» и «ТИ 2» (1884), российские «Сухум № 257» (1883) и «Выборг № 102» (1886); датские «Дельфинен» (1883); испанская «Хава­на» (1887) и другие.

Паруса использовались только при переходах, в боевых учениях не применялись, не говоря уже о настоящем сражении, и поэтому от них скоро отказались.

К наиболее интересным образцам морских миноносцев относились построенные в Британии в Ярроу суда первого класса «№ 23» и «№ 24», вступившие в строй в 1886 г., имевшие водоиз­мещение всего 67 т и оборудованные одним фик­сированным носовым и одним кормовым наводи­мым торпедными аппаратами, а также двумя пу­леметами калибра 1,4 дюйма (37 мм). Французс­кий стопятидесятидвухтонный «Форбэн», спроек­тированный «Нормандом» и вступивший в строй в 1895 г., был оборудован двумя однотрубными торпедными аппаратами, находящимися на осе­вой линии: один между двумя дымовыми труба­ми, другой — на корме; судно развивало ско­рость в 32 узла, мощность двигателя равнялась почти 4 000 л. с. На корабле был один руль перед винтом на корме и второй — втягивающийся внутрь на носу; другие миноносцы, спроектиро ванные «Нормандом», такие как «Мистраль» и «Сирокко» (1901), и некоторые суда, относящие­ся к другим флотам, также имели подобное ус­тройство.

Австрийский «Випер № 17», построенный в Ярроу и вступивший в строй в 1896 г., имел водоизмещение 126 т и был вооружен тремя тор­педными аппаратами — все размещалось на па­лубе, к корме от рубки — и двумя орудиями по 1,8 дюйма (47 мм) перед бортовыми торпедными аппаратами. В движение корабль приводила пор­шневая машина мощностью 2 000 л. е., соединен­ная с одним-единственным винтом и получавшая энергию от двух паровых котлов, выпускавших пар в две трубы; скорость судна дальнего плавания равнялась 26 узлам.

Во флоте Соедниненных Штатов не имелось береговых миноносцев, только суда водоизмеще­нием 150-200 т. Конечно, даже в этом флоте существовали исключения, наподобие «№ 23», вы­строенного в Ярроу в 1898 г., имевшего водоиз­мещение всего 16 т и фактически так и не всту­пившего в строй, и «№ 15» и «№ 16», также построенных в 1898 г., имевших водоизмещение

46,5 т. Но все остальные были много больше, как, скажем, «Фут» («№ 3»), «Роджерс» («№4») и «Уинслоу» («№ 5») водоизмещением 165 т, вступившие в строй в 1897 г. На них имелась небольшая носовая надстройка, а также три 1,4- дюймовых (37 мм) пулемета — один наверху боевой рубки и два на палубе близ середины корабля. Интересной была конструкция двигате­ля. Имелось два паровых котла и две поршне­вые машины, соединенные с двумя винтами. Котлы стояли в отдельных помещениях, к носу и к корме от машинного отделения, в результате чего дымовые трубы оказались на значительном расстоянии одна от другой. Руль располагался перед винтами. Любопытно было то, что жилые помещения для матросов находились на корме, офицеры же и старшины обитали на носу, — другими словами, все наоборот по сравнению с миноносцами европейских флотов. На «Портере» («№ 6») и «Дюпоне» («№ 7»), появившихся чуть позже (вступили в строй в 1898 г.), также имелась выпуклая палуба, боевая рубка и ана­логичным образом расположенное вооружение. Однако на этих судах было по три дымовых тру бы, так как имелось по три котла. Два помеще­ния для котлов находились к носу от машинного отделения и одно — к корме, так что носовые трубы стояли совсем рядышком, в то время как кормовая располагалась от них на некотором рас­стоянии. Офицерский состав размещался на носу, матросы — на корме. Ни на «Уинслоу», ни на «Портере» не было фиксированных торпедных ап­паратов, а только наводимые — один на корме, по осевой линии, и два по бортам; плюс три 1,4-дюймовых (37 мм) пулемета: один на носу и два между дымовыми трубами на судах типа «Уинслоу», а на «Портерах» — два по бокам от труб.

Примерами судов, относящихся к более скром­ным флотам, являлись голландские «Хидра» и «Сцилла» (1900), выстроенные в Ярроу. Они имели водоизмещение 103 т и были вооружены тремя торпедными аппаратами — один на корме и два по бокам. На них имелась одна поршне­вая машина, приводившая в движение один винт, энергия поступала от двух работавших на нефти котлов, скорость доходила до 24,3 узлов. Рас­стояние между дымовыми трубами было доволь­но значительное, потому что котлы располага­лись один против другого, а пространство посе­редине предназначалось для кочегаров, поддер­живавших огонь в топках.

Первыми миноносцами итальянского флота, которые следовало бы классифицировать как морские суда дальнего плавания, были шесть представителей класса «Си- рио» (1905), имевшие водоизмещение по 215 т и вооруженные тремя отдельными, расположен­ными по осевой линии торпедными аппаратами и тремя 1,8-дюймовыми (47 мм) пулеметами — два по обе стороны от дымовой трубы и один на корме. Во время первой мировой войны эти пулеметы были заменены двумя трехдюймовыми (76 мм) орудиями. Хотя на этих судах имелось по два работающих на угле котла — была только одна большая дымовая труба, посреди корабля. Это были корабли с двойными винтами, приво­димыми в движение двумя поршневыми машина­ми. Построены были все шесть судов в Герма­нии на верфи «Шихау», восемнадцать же кораб­лей класса «Пегасо», появившиеся позднее, — на итальянских верфях, в строй они вступили меж­ду 1905 и 1909 гг. Водоизмещение их равнялось 210 т, вооружение представляло собой три тор­педных аппарата: один на корме по осевой ли­нии, два — на палубе у бортов в месте, где кончалась носовая надстройка. Имелось также три 1,8-дюймовых пулемета (47 мм): два перед бортовыми торпедными аппаратами и один поза­ди кормового. Было две дымовые трубы и два работающих на угле котла, но в 1908 г. семь кораблей этого класса были оборудованы котлами, работающими на нефти. В течение первой мировой войны изменилось также и вооружение: кормовой торпедный аппарат убрали, а три пулемета замени­ли двумя 3-дюймовыми (76 мм) орудиями.

Как уже упоминалось, русско-японская война, с февраля 1904 по май 1905 г., явилась первым серьезным военно-морским конфликтом, в кото­ром были применены миноносцы. (Ранее мино­носцы использовались в Латинской Америке в нескольких мелких войнах). У русских было семнадцать миноносцев, у японцев шестьдесят восемь, обе стороны имели также по большому числу эскадренных миноносцев. Только японцы предпринимали атаку миноносцев против кораб­лей, стоящих на якоре и находящихся в пути, и результаты вызвали разочарование. Возьмем, к примеру, атаку сорока четырех японских мино­носцев против шести линейных кораблей и четы­рех крейсеров в ночь с 23 на 24 июня 1904 г. Было выпущено тридцать пять торпед, и все — мимо цели. Во время последующей атаки сорока-восьми эсминцев и миноносцев против русских кораблей, спасавшихся бегством после битвы при Шантуне в ночь с 10 на 11 августа 1904 г., было выпущено сорок четыре торпеды, и ни один корабль противника не оказался подбит. Однако в ночь с 27 на 28 мая 1905 г. двадцать мино­носцев атаковали пять больших русских кораб­лей — после сражения при Цусиме, — выпус­тив четырнадцать торпед, шесть из которых попали в цель и подбили три корабля. Послед­ствием столь обескураживающего дебюта было то, что многие флоты перестали строить мино­носцы. После 1905 г. только британский, италь­янский и австрийский флоты продолжали произ­водство торпедоносцев, но только предназначен­ных для дальнего плавания.

Между 1906 и 1909 гг. в британском флоте вошло в строй тридцать шесть миноносцев. Пер­воначально их классифицировали как эсминцы, они получили номера от 1 до 36, водоизмещение их варьировалось от 225 до 278 т, на всех стояло по два работающих на нефти котла, везде турби­ны приводили в движение по три винта. У них имелась небольшая носовая надстройка над обыч­ной боевой рубкой и по три торпедных аппарата, причем на некоторых судах один располагался на носу, один между двумя дымовыми трубами и один на корме, на других же один стоял между двумя трубами и два — на корме по осевой линии. Име­лось два 3-дюймовых (76 мм) орудия, одно — в боевой рубке, а другое на кормовой надстройке.

Австрийский флот построил два типа морских миноносцев: один — с водоизмещением в 200 т — состоял из двадцати трех судов с номе­рами от 51 до 63 Т и от 64 до 73 Р; а другой — из двадцати семи судов водоизмещением 250 т и номерами 74-81, 82-97 Р; и 98-100 М. Буквы обозначали верфь, на которой построили судно: Т — Триест, Р — Фиуме (нынешняя Риека), а М — Мольфанконе. На первых двадцати трех имелись поршневые машины и по одному винту, по два работающих на угле котла мощностью 3 000 л. е., предельная скорость у них равнялась 27 узлам. Вторая группа из двадцати семи су­дов приводилась в движение турбинами, на них было по два котла (один работал на угле, дру­гой — на нефти), мощность двигателя равня­лась 5 000 л. е., предельная скорость 28,5 узлов. Вооружение также было различным, ибо на су­дах первой группы имелось по три торпедных аппарата — один впереди и два по бортам, плюс четыре 1,8-дюймовых (47 мм) бортовых пулеме­та, в то время как на кораблях второй группы имелось по четыре торпедных аппарата, разме­щенных попарно — пара на корме, пара на носу, — и два 2,5-дюймовых (66 мм) орудия, одно в носовой части палубы, другое в кормовой. Эти катера имели по две дымовых трубы и настоя­щий мостик на месте прежней боевой рубки.

После 1905 г. итальянский флот ввел в строй морские суда дальнего плавания - миноносцы типа «Пегасо», спроектиро­ванные до русско-японской войны, за ними по­следовало семьдесят два миноносца класса «Р1^», официально классифицированных как миноносцы береговой обороны, но здесь рассматривающихся как суда дальнего плавания, поскольку их водо­измещение составляло 140-156 т.

Эти суда подразделялись на два типа: первая серия, состоящая из сорока кораблей с номера­ми от 1 до 39, и вторая — из тридцати с но­мерами от 40 до 69 и два особых судна с номе­рами 74 и 75. Наряду с номером, на них также имелось по две буквы, обозначавшие верфь и город, где их построили: РІМ расшифровывается как «Паттисон»-Неаполь; ОБ — как «Одеро»- Сестри; АБ — «Ансальдо»-Сестри; ОІ- «Орлан- до»-Ливорно: ІЇМ в «39 ЯМ», выстроенном на военно-морской верфи в Специи, — Реджиа Ма­рина; и наконец, у «74» и «75 ОШ», кроме букв, обозначающих верфь и город постройки, имеет­ся еще буква, говорящая о том, что на катере установлен турбинный двигатель: «Орландо- Ливорно-Турбина». У них имелся характерный нос с низким баком, верхнее покрытие которого со­единялось с бортами; на судах первых серий стояла старая рубка, между тем на кораблях второй серии был сооружен настоящий мостик. Первые модели были вооружены двумя одно трубными торпедными аппаратами, стоявшими по осевой линии к корме от дымовых Труб, у моде­лей второго типа имелся один сдвоенный аппа­рат на корме. Корабли первой серии располага­ли только одним 2,2-дюймовым (57 мм) орудием на корме, на судах второй серии имелось два 3- дюймовых (76 мм) орудия — одно на носу и одно на корме. Все они имели по две поршневых машины, двойные винты, по два работающих на нефти котла, предельная скорость составляла 27 узлов. Корабли «PN» превосходно выступили в первой мировой войне, особенно в южной Адри­атике, и многие оставались на службе до 1932-1933 гг.

Немецкий флот строил морские миноносцы с куда более высоким водоизмещением, чем у дру­гих флотов. Наиболее выдающимися примерами являются «S» 125—139 (1903—1904) водоизмеще­нием 454-693 т, «V» 105-108 (1914-1915) во­доизмещением 421 т и «V» 150-190 (1907-1910) водоизмещением 690—810 т, официально класси­фицируемые как «большие миноносцы». «V» 105-108 — бывшие голландские суда, перехва­ченные на стапелях верфи «Вулкан». На них име­лось по два работающих на нефти котла, по две турбины и двойные винты. Катера серии «V» от 150 по 190 плюс другие с буквами G, Т и S в зависимости от того, на какой верфи их постро­или, также имели котлы и турбины. Однако «S* 125-149 имели поршневые двигатели, а также двойные винты, за исключением «S 125» и «G 137», где были установлены турбины и тройные винты. На каждом из них был короткий бак и мостик. Вооружены они были одним 3,4-дюймовым (88 мм) и двумя 1,9-дюймовыми (50 мм) орудиями плюс три-четыре торпедных аппарата, а этого достаточно, чтобы отнести их к катего­рии эсминцев.