суда разных флотов мира

Миноносцы – корабли береговой охраны с 1878 по 1898 годы.

Aspose.Words.2924c895-308f-473c-a024-4e772a1b9c5f.001Миноносцы – корабли береговой охраны с 1878 по 1898 годы.

Первым подлинным миноносцем что выступал в роли корабля береговой охраны, оснащенным торпедными аппаратами, был уже упоминавший­ся британский «Лайтнинг», построенный на Торникрофтской верфи и вошедший в строй в мае 1877 г. Однако и раньше различные флоты стро­или торпедные катера, вооруженные шестовыми минами в противоположность торпедам Уайтхеда. Они представляли собой взрывчатый заряд, прилаженный к концу длинного шеста на носу торпедного катера, заряд этот взрывался при контакте с бортом вражеского судна.

Такое ору­жие использовалось в Гражданской войне в Америке (1861-1865) на миноносцах «Дэйвидах», которые пе­редвигались под водой или на уровне воды. Другим примером служит экспериментальный торпедный корабль береговой охраны, спроектированный во время Крым­ской войны (1853-1856) русским генералом Ти- зенгаузеном. Корабль был построен в Николае­ве, но затонул во время испытаний, было и вто­рое судно, названное «Опыт», которому удалось утопить парусник «Метеор» в сентябре 1862 г. Катера с шестовыми минами строились флотом Северогерманской конфедерации во время фран­ко-прусской войны (1870-1871), а также в Тор- никрофте в 1874 г. и в Ярроу в 1871-1874 гг.

Миноносец «Лайтнинг» был маленьким судном — 84 фута (25,62 м) длиной и 11 футов (3,30 м) шириной, с осадкой в 4 фута (1,15 м), водоизмещение он имел 27 т, котел — локомотивного образца, а его двухцилиндровая поршневая машина приво­дила в движение один винт. Расположение греб­ного винта на корабле береговой охраны было необычным: он размещался позади руля, который (хотя был один и распола­гался на осевой линии) состоял из двух отдель­ных секций — одна над валом винта, другая — под ним. «Лайтнинг» был вооружен одним носо­вым торпедным аппаратом, стоящим на палубе, и двумя — на станинах по оба борта у середи­ны корабля.

Очень похож на него был итальянский корабль береговой охраны - миноносец «Ниббио». Он тоже был построен в Торникрофте и был 79,65 фута (24,28 м) длиной, 10 футов (3,05 м) шириной, с осадкой в 3 фута (0,9 м) и водоиз­мещением 26 т. Двигатель был таким же, как и на «Лайтнинге», но руль занимал обычное по­ложение позади от винта. «Ниббио» был обору­дован двумя носовыми торпедными аппаратами, стоявшими рядом внутри корпуса судна.

Как правило, все эти первые миноносцы име­ли подводные носовые торпедные аппараты, рас­положенные внутри корпуса, с трубами, слегка наклоненными вниз. Все британские торникрофт- ские, ярроуские и уайтовские миноносцы, пос­троенные между 1878 и 1904 гг. и имевшие порядковый номер выше двадцатого, имели по одному аппарату, расположенному подобным образом, в то время как первые двадцать, подо­бно «Лайтнингу», имели внешний торпедный но­совой аппарат на палубе.

Следующие образцы кораблей береговой охраны имели два трубных аппа­рата: британские миноносцы второго класса с номерами от 51 до 100, построенные между 1878 и 1887 гг., французские типа «Ярроу», «Клапа- ред» и «Нормандец» с номерами от 33 до 130 (1879-1889), немецкие — «Торникрофт», «Ярроу», «Шихау» и «Германиа-Верфт», обозначенные «ТИ» 1, 2, «й», «Б» и «У», а также шедшие под

римскими цифрами от XII до XXXIII (1884-1887); наконец, итальянские «Торникрофты», «Ярроу» и «Шихау» (1881-1894).

Более старые береговые, или второклассные, миноносцы были вооружены исключительно тор­педами, имелось несколько различных типов та­ких судов, особенно французские и некоторые немецкие, которые даже не имели торпед Уайт- хеда, полагаясь исключительно на шестовые мины. Затем, после 1885 г., британский флот, а несколькими годами спустя — итальянский и немецкий флоты начали устанавливать на борту немногочисленные пулеметы: британские «Торни­крофты» от 25 до 29 и «Ярроу» 31-33 имели по три пулемета калибра 1,4 дюйма (37 мм) (1886); французские с номерами выше 126, введенные в строй с 1887 г. и далее, — по два пулемета ка­либра 1,4 дюйма (37 мм); а итальянские «Фалко» и «Аквила» (1881) — два однодюймовых (25 мм) пу­лемета.

Береговые миноносцы строились в больших количествах: во французском флоте их было триста шестьдесят девять, в британском — шестьдесят два, в итальянском — сто пять, в Австрийском — около пятидесяти, в русском — около ста. Как уже упоминалось, во французс­ком флоте миноносцев имелось больше, чем в любом другом. Происходило это потому, что в «Leune Ecole», возглавляемой адмиралом Обэ (военно-морской министр с января 1886 по май 1887 г.), считалось, что эпоха больших линей­ных кораблей миновала, и береговая оборона пол­ностью доверялась маленьким береговым торпед­ным катерам, которым предстояло обеспечить «мобильную защиту», так как их можно было перебрасывать туда, где они требовались, по же­лезной дороге или же по внутренним водным путям. В таком случае было бы возможно пере­брасывать целые флотилии торпедных катеров по железной дороге из Средиземного моря в Атлан­тику и наоборот или отправлять эти катера по внутренним водным путям, которые пересекают всю Францию, и наладить постоянный маршрут между двумя морями. Интересно, что внутрен­ние водные пути были использованы, дабы пере­править первые три паровых буксира папского флота из Британии на Тибр в 1842 г. Француз­ский флот, исходя из этого, построил около шестидесяти экспериментальных судов между 1878 и 1883 гг., водоизмещение их варьирова­лось между 11,8 т у «№30», построенного в 1878 г. в Торникрофте, и 103 т у «№1», по строенного в Клапареде в том же году. Большей же частью они имели водоизмещение от 30 до 40 т и почти все были вооружены всего лишь шестовыми минами или оборудованы одним-дву- мя носовыми торпедными аппаратами. Посколь­ку корабли эти были экспериментальными, их строили как на французских гражданских вер­фях, наподобие Клапареда, Норманда, Шантье де ла Медитерране, так и на верфях военно-морс­ких — в Рошфоре и Бресте, а также на британ­ских верфях в Ярроу и Торнкрофте, так что каждое судно было иного типа и обладало ины­ми чертами. С 1883 г. и позднее суда были стан­дартизированы, первый тип был длиной в 115 футов (35 м), разработан в Нормандии, шел под номерами от 65 до 125. За ними последовал тип «126», опять же разработанный в Нормандии, он шел под номерами с 126 по 129, со 145 по 149 и со 152 по 200. Длиной они были по 120,89 фута (36,85 м), водоизмещение равнялось 79,4 т. Затем был еще тип «130», он шел под номерами от 130 до 144; далее — крайне многочисленный тип «121», 39 футов (37 м) длиной, с двумя котлами, номера с 201 по 294 водоизмещением около 90 т; и, наконец, тип длиной в 124,67 фута (38 м), с номерами от 295 до 369, водоиз­мещением около 100 т, построенный между 1903 и 1908 гг. Французская доктрина мобильной обороны была также усвоена итальянским фло­том, который на более скромном уровне после­довал французскому примеру в 1878-1888 гг., заказав сперва на британских верфях Торник- рофт и Ярроу, а затем и на итальянских пять­десят девять миноносцев, три из которых были ярроуского типа (и обозначались буквой У), а пятьдесят шесть — торникрофтского (их отли­чали по букве Т). Водоизмещение варьировалось от 13 до 44 т, все корабли были вооружены двумя носовыми торпедными аппаратами. После этого эксперимента, как и во французском фло­те, было решено увеличить водоизмещение, сде­лав его от 80 до 110 т. Босьмидесятнтонными судами были «Шихау», обозначавшиеся буквой Э, с номерами от 57 до 75 и от 84 до 154, а стодесятитонными — «Ярроу», которые шли под буквами «УА», а номера имели от 76 до 79.

Между 1878 и 1890 гг. англичане построили шестьдесят три второклассных корабля береговой охраны - миноносца с во­доизмещением между И и 16 т, практически все они были оборудованы двумя фиксированными носовыми торпедными аппаратами. Затем между 1877 и 1895 гг. они построили весемьдесят де­вять первоклассных миноносцев водоизмещени­ем от 27 до 100 т, и почти все были оборудо­ваны одним фиксированным носовым торпедным аппаратом, на многих имелось еще и от двух до четырех палубных торпедных аппаратов. Первые миноносцы немецкого флота также строились в Торникрофте и Ярроу, например «ТИ I», «ТИ 2» и «У». Водоизмещение «ТЬ 1» и «У» равнялось соответственно 81 т и 83 т, а «ТИ 2» был не­большим катером с водоизмещением в 14,5 т. Третий тип водоизмещением в 86 т был постро­ен предприятием «Германиа-Верфт», и ему при­своили букву «С».

В 1884 г. были построены шесть миноносцев типа «\У I» до «\У 6» на верфи «Везер» в Бре­мене; далее появилось десять миноносцев «V 1» до «V 10», произведенные на штеттинской вер­фи «Вулкан», и шесть миноносцев типа «5» — от «5 1» до «Э 6», — продукция верфи «Шихау» в Эльбинге. Эти миноносцы имели длину 108-121 фут (33-37 м) и водоизмещение от 60 до 100 т, установлено на них было по два носовых тор­педных аппарата. Впоследствии верфи «Шихау» поручили построить пятьдесят миноносцев водо­измещением 103 т, им дали номера от «8 7» до «557» н на каждом установили один носовой торпедный аппарат и два бортовых.

Японский флот испытывал различные типы миноносцев, шедших под номерами от 1 до 30, выстроенных «Ярроу» в Британии, «Шнайдером н Нормандом» во Франции и немецкими «Ши­хау» н «Вулканом», все они вошли в строй между 1880 и 1898 гг., водоизмещение самого малень­кого равнялось 53-54 т. самого большого и пос­леднего — от 75 до 88 т.

В 1898—1899 гг. японские верфи «Кавасаки» и «Мицубиси» построили свои первые восемь миноносцев по шихаускому образцу водоизмеще­нием 89 т, с одним носовым торпедным аппара­том и двумя бортовыми. Этим судам дали номе­ра от 31 до 38. За ними последовали другие — водоизмещением 89—102 т, снабженные тремя па­лубными торпедными аппаратами, выстроенные в 1899-1903 гг., с номерами от 39 до 75.

Австро-венгерский флот пошел точно таким же путем; он приобрел корабли береговой охраны торникрофтского, ярроуского и шихауского типа и несколько пос­троенных на военно-морской верфи «Пола*. Во­доизмещение их составляло от 14 до 95 т, и каждое было оборудовано двумя носовыми тор­педными аппаратами.

Русский флот приобретал миноносцы в Германии, на предприятиях «Шихау» и «Вулкан», в Британии на верфях «Торкникрофт» и «Ярроу», во Франции — продукцию «Норманда», «Клапареда» и «Шантье де ла Медитерране», а также на финских верфях в Або и Колпино. Затем по иностранным моделям строились суда в Санкт- Петербурге, Севастополе, Одессе и на военно- морских верфях в Николаеве. Большинство су­дов имело водоизмещение 70-80 т и вооруже­ние в виде двух носовых или палубных торпед­ных аппаратов.

Тем же путем шли и более скромные флоты, приобретавшие большую часть своих минонос­цев в Ярроу, Торникрофте, на предприятиях «Шихау» и «Вулкан».

Итальянская верфь «Ансальдо» в Сестри Поненте снабдила Грецию двумя торпедными кате­рами, а Турцию — десятью.

Вскоре подтвердилось, что от береговых ми­ноносцев мало пользы в бою, и они, особенно те, что поменьше, вскоре были списаны, и тем самым был положен конец доктрине мобильной обороны.