суда разных флотов мира

Модернизация кораблей: линейный корабль 1925-1935 годов.

Aspose.Words.2f88856e-2490-4e5c-987e-3a5f709a2589.001Военно-морской договор о разоружении, при­нятый в 1921-1922 гг. в Вашингтоне, запрещал пяти подписавшимся под ним державам строи­тельство новых линейных кораблей в течение десяти лет. Кроме того, во время первой миро­вой войны и последующие годы были выдвину­ты новые теории о вооружении крупных кораб­лей, — теории, которые сделали устаревшими огромные линейные корабли типа «Дредноут», построен­ные всего пятьюдесятью годами ранее. Наконец, турбины с редукторами и работающие на жид­ком топливе котлы сделали устаревшими сило­вые установки, позволявшие достичь скорости порядка 20-22 узлов – была необходима модернизация корабля. Это была средняя скорость, которую могли развивать линейные корабли типа «Дредноут».

Модернизация кораблей: линейный корабль 1925-1935 годов.

По этим причинам все основные морские дер­жавы отзывали из обращения некоторые типы линейных кораблей и осуществлялась модернизация кораблей. Это не превращало суда в супердредноуты, но значительно повышало их бое­способность, удлиняя период их службы.

Среди многочисленных модернизаций кораблей типа дредноут был бразильс­кий «Минас Жераис», первоначально оборудо­ванный восемнадцатью углетопочными котлами и двумя дымовыми трубами. В 1934-1937 гг. они были заменены на шесть нефтетопочных котлов и одну дымовую трубу, — первоначальная мощ­ность увеличилась с 23 500 до 30 ООО л. с. Мостиковые надпалубные конструкции были тоже мо­дернизированы, а восемь среднекалиберных ору­дий убраны.

Четыре итальянских линейных корабля «Джулио Чезаре», «Конте ди Кавур», «Андреа Дориа» и «Кайо Дуилио» претерпели особо значительные моди­фикации между 1932 и 1940 г. С устранением строенной башни в средней части основное во­оружение этих кораблей было сокращено с 13х305-мм орудий до 10х320-мм. Среднекалибер­ное вооружение из 18х120-мм орудий в казема­тах сменили 12х120-мм орудий в шести спарен­ных башнях по каждую сторону от надпалубных конструкций, на одном уровне с дымовыми тру­бами. 19х76-мм антиторпедных орудий были за­менены зенитным вооружением из 8х100-мм орудий и двенадцати пулеметов. Наконец, были убраны три подводных торпедных аппарата. На огромной бронированной башенной мачте, кото­рая вытеснила первоначальные мостиковые над­палубные конструкции, была установлена совре­менная система ведения огня. Силовая установ­ка была полностью изменена, став вместо четы­рех - двухвальной. 24 углетопочных котла смени­ли восемь нефтетопочных, поэтому мощность ут­роилась — с 31 ООО до 93 000 л. е., а скорость возросла с 21,5 до 28 узлов. Корпус был удли­нен в носовой части (старый носовой таран был практически погребен под новыми надпалубны­ми конструкциями), и установлена новая подводная защита Пульезе. До этого корабли стро­ились, по существу, без подводной защиты.

Модернизация корабля «Арканзас» претерпел менее ра­дикальные изменения в 1925-1927 гг., и с мар­та по июль 1942 г. Была убрана ажурная грот-мачта, а число труб сократилось с двух до од­ной. Двенадцать углетопочных котлов заменены на четыре нефтетопочных. Среднекалиберное во­оружение уменьшилось с 21х127-мм орудий до 16. Зенитное вооружение, установленное в то время, насчитывало 8х76-мм орудий. Два под­водных торпедных аппарата были убраны и до­бавлена катапульта с тремя гидросамолетами. Ос­новное вооружение оставалось неизменным: 12х305-мм орудий в шести спаренных башнях. Японские быстроходные линкоры типа «Конго» тоже были модернизированы между 1927 и 1931 г. и еще раз в 1934-1937 гг. Во время послед­ней модернизации был увеличен максимальный угол возвышения восьми 356-мм орудий. Корпус был удлинен. К нему были добавлены выпуклые секции для подводной защиты. Силовая установ­ка была заменена более мощной из четырех ре- дукторно-турбинных систем, получавших энергию от восьми нефтетопочных котлов. Прежняя си­ловая установка была четырьмя турбинами, со­единявшимися напрямую с валами гребных вин­тов, и приводилась в движение тридцати шестью углетопочными котлами. После этой модифика­ции вместо трех труб стало две, а мостиковые надпалубные конструкции заменены бронирован­ной башенной мачтой. Второстепенное вооруже­ние было заменено 12х127-мм зенитными оруди­

ями. Были убраны торпедные аппараты, вместо которых появилась катапульта с тремя гидроса­молетами. Скорость возросла с 26 до 30 узлов. Палуба была покрыта броней. Британия модер­низировала свои корабли типа «Куин Элизабет» сначала в конце 20-х гг., а затем (за исключени­ем «Бархэма» и «Малайи») между 1937 и 1941 г. В основном была заменена силовая установка: четыре турбины, напрямую соединенные с вала­ми гребных винтов и питавшиеся от двадцати четырех котлов, стали четырьмя редукторно-тур- бинными системами, которые приводились в дви­жение восьмью нефтетопочными котлами. Одна­ко скорость не увеличилась, потому что корпус был расширен на 4 м, чтобы вместить противо­минные наделки. На «Куин Элизабет» и «Вэли- анте» 16х152-мм орудий среднего калибра были заменены 20х114-мм зенитными орудиями в де­сяти спаренных башнях с каждой стороны от центральной надстройки. Четыре торпедных ап­парата были убраны, зато появилась катапульта и четыре гидросамолета. Форма надпалубных кон­струкций изменилась, потому что был добавлен новый мостик, мачты стали ниже и убрана одна из дымовых труб.

Изменения более широкого размаха были вне­сены в японские суда типа «Нагато» и амери­канские «Нью Мексико», особенно в силовые ус­тановки. На японских «Нагато» и «Муцу» стоя­ли четыре турбины, непосредственно соединен­ные с валами гребных винтов и питавшиеся от двадцати одного углетопочного котла. В 1934- 1936 гг. эта силовая установка была заменена четырьмя редукторно-турбинными системами, работавшими от десяти нефтетопочных котлов. Мощность возросла с 78 904 до 82 000 л. е., од­нако скорость оставалась равной 25 узлам, по­тому что корпус был удлинен на 9 м, а его ширина увеличилась на 5 м благодаря добавле­нию противоминных наделок, из-за которых во­доизмещение увеличилось с 3 411 до 46 350 т.

Основное и второстепенное вооружения из­менилось мало, был увеличен угол возвышения орудий (8х406-мм орудий в четырех спаренных башнях и шестнадцать вместо двадцати 140-мм орудий) в казематах в центре галерейной палу­бы. Зенитная артиллерия состояла из 8х127-мм орудий. Были установлены новые «пагодные» мачты. Одна из двух дымовых труб была убра­на, так же как и восемь торпедных аппаратов. Добавлена катапульта с тремя гидросамолетами.

Двигатели американских линейных кораблей типа «Нью Мексико» были заменены в 1931-1933 гг. четырь­мя турбинно-редукторными системами. Мощность возросла с 27 500 до 40 ООО л.с. на валу, но ско­рость оставалась почти такой же, потому что к корпусу были прикреплены наделки, увеличившие водоизмещение с 33 500 до 36 ООО т. Две ажур­ные мачты были убраны и добавлен бронирован­ный башенный мостик. Торпедные аппараты сме­нила катапульта с тремя гидросамолетами. Основ­ное вооружение оставалось прежним (12х356-мм, 12х127-мм и 8х127-мм зенитных орудий). На линкорах типа «Уэст Вирджиния» измене­ний в силовой установке не было, поэтому они сохранили турбоэлектрические двигатели. Пов­режденная при налете на Пирл-Харбор «Уэст Вирджиния» была перестроена: корпус увеличен за счет противоминных наделок, а надпалубные конструкции и мачты заменены невысокими над­стройками с башенной мачтой. Две ажурные мачты были убраны. Смешанную среднекалибер­ную батарею из одноцелевых и зенитных орудий сменили 16х127-мм противовоздушных орудий. Более того, были установлены 40х40-мм и 50x20-мм пулеметов и катапульта с тремя гидросамо­летами. 16х127-мм орудия находились в восьми спаренных башнях с каждой стороны от централь­ной надстройки, 40-мм пулеметы размещались в счетверенных установках. На «Уэст Вирджинии» имелся радар, но в воскресенье 7 декабря 1941 г., в момент японской атаки на Пирл-Харбор, сис­тема не работала и не смогла зафиксировать вражеские самолеты. Линкоры «Теннесси» и «Калифорния» были модернизированы аналогич­ным образом. «Теннесси» получил повреждения в Пирл-Харборе.