суда разных флотов мира

Новейшие корабли - вертолетоносные и авианосные крейсера с летательными аппаратами вертикального взлета и посадки.

Aspose.Words.8b49e8e9-ad44-4464-8d0f-987c13bb09ac.001Новейшие корабли - вертолетоносные и авианосные крейсера с летательными аппаратами вертикального взлета и посадки.

С 1980 г. крупные авианосцы сохранились толь­ко во флотах Соединенных Штатов и Франции, потому что другие морские державы, включая и Великобританию, посчитали их чересчур дорогими - началась разработка новейших кораблей.

Кроме флота Соединенных Штатов, крупный атомный авианосец находится также в процессе строительства в Советском Союзе, и еще один, поменьше, но тоже с атомным двигателем, запро­граммирован французским военно-морским флотом.

Современная тенденция прочих морских дер­жав направлена в сторону значительно меньших и более экономичных судов, чем авианосцы, и рассчитанных на взаимодействие с новыми Са­молетами вертикального взлета - речь идет о новейших кораблях стран мира - вертолетоносцах.

Первыми экземплярами подобных судов были русские крейсера «Киев», «Минск», «Харьков» и «Новороссийск», вступившие в строй в 1975— 1985 гг. Эти суда, классифицированные как «про­тиволодочные крейсера», являются существенным улучшением судов класса «Москва» (1968). Их водоизмещение 42 000 т более чем вдвое превы­шает таковое у судов класса «Москва», и они имеют взлетную палубу в 292 фута (89 м) дли­ной и 68,8 фута (21 м) шириной, расположен­ную под углом в 4 градуса к осевой линии, а не вдоль, как у нормального авианосца, а также обычное крейсерское вооружение на носу. Спе­реди на главной палубе расположены рядом две двенадцатитрубные противолодочные ракетные ус­тановки, сдвоенная зенитная ракетная установка БиХУ, четыре сдвоенные противолодочные ракет­ные установки СС-Н-12, одна сдвоенная проти­вокорабельная ракетная установка СС-Н-3 и спа­ренная башня для зенитных орудий калибра 3 дюйма (76 мм).

Позади островной надстройки (центр управ­ления полетами) находится еще одна зенитная ракетная установка СС-Н-3, и рядом с ней вто­рая башня для зенитного орудия калибра 3 дюйма (76 мм). В специальном укрытии справа от ос­тровной надстройки расположены еще две пус­ковые ракетные установки СА-Н-4, откуда и про­изводятся запуски, и наконец десять противоло­дочных торпедных аппаратов в двух спятеренных установках. Ангар новейшего корабля - русского крейсера вмещает от тридцати до тридцати пяти вертолетов или самолетов верти­кального взлета и обслуживается двумя лифтами. Эти четырехвинтовые паротурбинные крейсера способны развивать скорость в тридцать два узла.

Британские новейшие корабли «Инвинсибл», «Илластриеус» и «Арк Ройял» совершенно другой конструкции. Первый из них был принят на вооружение 11 июня 1980 г. Их водоизмещение достигает лишь 19 500 т, менее половины водоизмещения судов класса «Киев»; они могут взять на борт только восемнадцать вертолетов или самолетов верти­кального взлета против тридцати-тридцати пяти у судов класса «Киев».

Взлетная палуба у них прямая в противопо­ложность предыдущему варианту и тянется вдоль всего левого борта судна, прерываясь лишь в нескольких футах от носа. По правому борту расположена большая островная надстройка с двумя вентиляционными трубами, двумя мачта­ми и высокими радарными антеннами. Вооруже­ние включает в себя одну сдвоенную зенитную ракетную установку «Си Дарт», расположенную спереди справа от конца взлетной палубы. Эти двухвинтовые суда имеют четыре газовые турби­ны и развивают скорость в двадцать восемь уз­лов. «Инвинсибл» был направлен в Южную Ат­лантику во время конфликта между Великобрита­нией и Аргентиной по вопросу о Фолклендских островах. Следует подчеркнуть, что эти суда офи­циально классифицируются как легкие авианосцы.

После четырех русских крейсеров класса «Киев» и трех британских типа «Инвинсибл» восьмым суд­ном со «сквозной» палубой является итальянский «Гарибальди». Это судно имеет водоизмещение, рав­ное примерно половине водоизмещения британс­ких и четверти водоизмещения русских судов «Га­рибальди» также имеет прямую взлетную палубу во всю длину корпуса и может брать на борт ком­бинированную группу из шестнадцати вертолетов и самолетов с вертикальным взлетом. Вооружение состоит из четырех противокорабельных ракетных установок на платформах, расположенных по обо­им бортам на корме, и трех сдвоенных зенитных ракетных установок справа от взлетной палубы, две спереди и одна позади островной надстройки. Наконец у него имеются шесть противолодочных торпедных аппаратов в двух строенных установ­ках и шесть 1,5-дюймовых (40 мм) пулеметов в трех сдвоенных турелях. Эти двухвинтовые суда имеют четыре газовые турбины и развивают ско­рость в двадцать девять узлов.

Опыт, полученный на основе этих образцов, будет иметь решающее значение в создании будущих военных флотов и в вопросе выжива­ния крупных 90 000 т авианосцев.