суда разных флотов мира

Первые атомные подводные лодки. Атомные субмарины США

Aspose.Words.04d5b3eb-ba5c-4160-960d-9c183c2fa331.001Из всех ВМФ мира только пять имеют под­водные лодки с атомными двигательными уста­новками: американский, русский, британский, французский и китайский. Про китайские атом­ные субмарины можно сказать только то, что они двух типов; технические характеристики их не известны. Первой в мире атомной подводной лодкой был американский «Наутилус», принятый на воору­жение ВМФ США 30 сентября 1954 г. После многих лет исследований и испытаний, включая испытание макета реакторной секции субмарины в натуральную величину с настоящим реакторо е специально сооруженной для этой цели гиган­тской цистерне с водой. 3 мая 1980 г. «Наути­лус» был списан и превращен в музей.
Первые атомные подводные лодки. Атомные субмарины США

Атомные подводные лодки подразделяются на два класса: стратегические (с баллистическими ракетами на борту) и ударные (противоударные). Первые имеют водоизмещение от 7 ООО до 20 ООО т, например американские лодки типа «Огайо» — 16 600/18 700 т; вторые — от 2 500 до 6 000 т, например американские же лодки типа «Лос-Ан­джелес», 6 000/6 900 т.

Следует помнить, что самые большие субма­рины, состоявшие на вооружении во вторую ми­ровую войну, имели надводное водоизмещение 3 ООО т, и что на Вашингтонской конференции 1922 г. был установлен предел водоизмещения в 10 000 т — не для подводных лодок, а для крей­серов. Таким образом, атомная субмарина 1982 г. имеет водоизмещение больше, чем крейсера в 1922-1940 гг., — почти в два раза больше, чем, например, итальянские крейсера типа «Монте- кукколи».

Первые американские субмарины, вооружен­ные баллистическими ракетами — подводные ра­кетоносцы «Джордж Вашингтон» (обозначение «SSBN-598»-«SSBN-602»), — поступили на во­оружение с декабря 1959 г. по март 1961 г. Они имеют водоизмещение 6 019/6 888 т и обо­рудованы двумя турбинами общей мощностью 14 794,5 л. е., вращающими один гребной винт. Они развивают скорость до 20/31 узлов, а во­оружение их состоит из шестнадцати ракет типа «Поларис» и шести носовых торпедных аппа­ратов.

За пятью «Джордж Вашингтон» последовали пять подводных ракетоносцев типа «Этен Аллен» (1961-1963); тридцать один типа «Бенджамен Франклин» (1963-1967), вооруженные шестнад­цатью ракетами «Посейдон», а не «Поларис», а также субмарины типа «Огайо» (которых из за­планированных двадцати пока включено в состав флота только шесть), вооруженные двадцатью четырьмя ракетами «Трайдент». «Огайо» имеют водоизмещение 16 600/17 899 т и оснащены тур­бинами мощностью 59 178 л. е.; какую они мо­гут развивать скорость, не раскрывалось, но есть серьезные основания предполагать, что скорость подводного хода у «Огайо» должна превышать 30 узлов; кроме ракет, на «Огайо» устанавлива­ются четыре носовых торпедных аппарата.

К первым американским атомным ударным суб­маринам принадлежат, кроме «Наутилуса» (1954) «Си вулф» (1957), четыре лодки типа «Скэйт» (1957-1959) и «Тритон» (1959); у этих экспери­ментальных образцов сохранялись характерные конструктивные особенности подводных лодок старых типов — сужающийся к носу и к корме корпус, два гребных винта и размещение как задних, так и передних рулей погружения на корпусе.

Первыми ударными субмаринами, имевшими бульбообразную носовую часть, рубочные гори­зонтальные рули и единственный гребной винт, были пять подводных лодок типа «Скипджек» (1959-1961). Они имели водоизмещение 3075/ 3 513 т; на них устанавливалось по четыре тор­педных аппарата, которые могли вести стрельбу также и противолодочными ракетами; скорость этих лодок — выше 16/30 узлов.

Новейшие американские ударные субмарины типа «Лос-Анджелес» (из сорока запланирован­ных построено уже больше половины, остальные или заложены, или вот-вот будут заложены) имеют водоизмещение в 6 000/6 900 т, почти в два раза больше, чем у «Скипджек». На них ус­танавливается реактор типа Бвй мощностью 34 520,5-39452 л. е., и они могут развивать скорость подводного хода выше 30 узлов. Воору­жение их состоит из установленных в средней части корпуса четырех торпедных аппаратов, которые могут вести огонь обычными торпеда­ми, противолодочными торпедами, а также про­тиволодочными ракетами БиВЯОС.

В составе российского ВМФ больше атомных подводных лодок, чем в ВМФ США. Первые русские субмарины — с ракетно-ядерным воору­жением — типа «Зулу V», с которых осущес­твлялись экспериментальные запуски баллисти­ческих ракет в сентябре 1965 г., имели традици­онную, а не атомную двигательную установку. Это еще не были специально построенные под­водные ракетоносцы — скорее обычные подвод­ные лодки старого типа, на которых монтирова­лись две внешние пусковые установки. На во­оружении они уже не состоят.

Последовавшие за ними двадцать субмарин типа «Гольф», построенные в 1958-1962 гг. уже специально как подводные ракетоносцы, также оборудовались традиционной двигательной уста­новкой, с тремя дизелями и тремя гребными вин­тами; на них устанавливалось по три баллисти­ческие ракеты, причем колодцы пусковых шахт находились в надстройке за рубкой. Они имели водоизмещение в 2 300/2 800 т, оснащались двигательной установкой мощностью от 5 918 до 11 836 л. с. и развивали скорость до 17/14 узлов. Впечатляющим являлся радиус их действия — 22 700 миль. Вооружение состояло из трех ра­кет ББ-1Ч-4 или ББ-М-5, а также шести торпед­ных аппаратов. За «Гольфами» последовали во­семь конструктивно схожих с ними подводных ракетоносцев типа «Отель», только уже с атом­ной двигательной установкой. За этими слабова­тыми (по стратегической мощи) первыми образ­цами последовали тридцать четыре подводные лодки типа «Янки» (1967-1967), вооруженные шестнадцатью ракетами ББ-Ы-б с радиусом дей­ствия в 1 600 морских миль (около 3 000 км). Восемь пар пусковых шахт устанавливалось за рубкой. Водоизмещение лодок «Отель» составля­ло 7 800/9 300 т, а двигательная установка мощ­ностью 3 9452 л. с. и с двумя гребными винтами позволяла развивать скорость до 30 узлов. Кро­ме баллистических ракет, на лодках этого типа устанавливалось по шесть торпедных аппаратов.

На следующих русских подводных ракетонос­цах — типы «Дельта-1» и «Дельта II» (все пос­тройки после 1972-1973 гг.) — устанавливались ракеты ББ-ГМ-8 с радиусом действия 4 200 миль; а на субмаринах типа «Дельта-Ш» — ББ-1^-18 с радиусом действия 4 000 миль и разделяющими­ся боеголовками.

В 1976-1982 гг. было построено двенадцать субмарин «Дельта-Ш», водоизмещением 11 000/ 13 250 т, вооруженных баллистическими ракета­ми, установленными в ряд по две за рубкой, и шестью торпедными аппаратами. Двигательная ус­тановка мощностью 59 178 л. с. позволяет раз­вивать скорость подводного хода до 24 узлов.

Новейшие русские подводные ракетоносцы типа «Тайфун» имеют подводное водоизмещение около 30 000 т и вооружены двадцатью новыми ракетами ББ-Ы-20 с разделяющимися боеголов­ками индивидуального наведения, — установлен­ными в ряд попарно перед рубкой. Считается, что «Тайфуны» оснащаются двумя атомными реакторами и двумя гребными винтами.

К отдельному классу русских подводных ра­кетоносцев принадлежат атомные подводные лод­ки, вооруженные крылатыми ракетами. ВМФ США также экспериментировал с размещением на подводных лодках крылатых ракет — сначала в 1948-1949 гг на обычных субмаринах «Каск» и «Карбонеро», потом в 1960 г. на атомной «Хэли- бат», — но посчитал результаты экспериментов неудовлетворительными и предпочел в 1960 г. ог­раничиться установкой на подводных лодках бал­листических ракет.

Программа включения в состав ВМФ СССР атомных ракетоносцев с крылатыми ракетами на борту началась с реконструкции по меньшей мере двенадцати подводных лодок типа «Виски» (1957-1962), пяти «Эхо-Ь, (1960-1962) двадца­ти девяти «Эхо-Н» (1963-1967) и шестнадцати «Джульетт» (1961-1969). Субмарины «Эхо-Н» имеют водоизмещение 4 800/5 800 т, вооруже­ны восьмью ракетами ББ-Ы-З или ББ-М-12 и вос­ьмью торпедными аппаратами. Двигательная ус­тановка мощностью 22192 л. е., с двумя гребны­ми винтами, позволяет развивать скорость до 25 узлов. Атомные подводные лодки типов «Чарли» и «Папа» также оснащались крылатыми ракета­ми — только меньшего радиуса действия — ББ- N-7 или ББ-1\1-9. Впоследствии лодки «Эхо-1» были­ модифицированы в ударные субмарины, а ракет­ные шахты на них — демонтированы.

Русские атомные субмарины подразделяются на следующие типы: «Ноябрь» (1958-1963), «Вик­тор» (1967-1984), «Альфа» (1967-1982), «Майк» (1984-), «Сьерра» (1984-) и «Акула» (1958-).

Шесть субмарин типа «Виктор-Н», поступив­шие на вооружение в 1972 г., имеют водоизме­щение 4 600/5 680 т и вооружены восьмью но­совыми торпедными аппаратами, которые могут вести огонь, и противолодочными ракетами; эти лодки оснащены одним гребным винтом и могут развивать скорость до 16/31 узла.

У всех русских атомных подводных ракето­носцев, вооруженных крылатыми ракетами, и ударных атомных субмарин передние рули пог­ружения по-прежнему располагаются в носовой части корпуса.

Первой британской атомной подводной лод­кой был «Дредноут», включенный в состав ВМФ в апреле 1963 г. За «Дредноутом» в 1967-1969 гг. последовали пять субмарин типа «Вэлиант», шесть «Суифтшуэ» и четыре «Резолюшен» («Ри- вендж»). Передние рули погружения на британс­ких подводных лодках также устанавливались в носовой части корпуса. К ракетоносцам относят­ся только подводные лодки типа «Резолюшен». Они имеют водоизмещение 7 500/8 400 т; воору­жение — шестнадцать ракет «Поларис» и шесть носовых торпедных аппаратов. Они оснащены одним гребным винтом и могут развивать ско­рость до 20/25 узлов. Ожидается, что в следу­ющем десятилетии на смену «Резолюшен» при­дут новые подводные лодки, спроектированные под баллистические ракеты «Трайдент».

Ударные субмарины «Суифтшуэ» и «Вэлиант» схожи в том, что имеют одинаковое надводное водоизмещение — около 4000 т, — оборудованы пятью-шестью торпедными аппаратами, атомной двигательной установкой на один гребной винт и развивают скорость подводного хода до 28-30 узлов. На «Суифтшуэ» устанавливался еще и вспомогательный дизельный двигатель мощностью 3 945 л. с.

ВМФ Франции в 1971-1980 гг. принял на вооружение пять атомных подводных ракетонос­цев типа «Редутабль», все построенные на Шер­бурских военно-морских верфях. Шестая субма­рина этого типа, несколько модифицированная, сошла со стапеля в 1985 г. Поступление на во­оружение нового типа подводных лодок намеча­ется на 1990-е гг.

Эти субмарины имеют водоизмещение 8 045/ 8 940 т и оснащены шестнадцатью баллистичес­кими ракетами французского производства, уста­новленными в ряд попарно за рубкой, а также четырьмя торпедными аппаратами. Они оборудо­ваны турбоэлектрическим приводом: паровые тур­бины непосредственно не передают вращатель­ный момент на вал гребного винта, а питают генераторы, от которых работает электромотор, в свою очередь вращающий гребной винт. Мощ­ность главного электромотора составляет 15 781 л. е., что позволяет развивать скорость до 20/25 уз­лов. Передние рули погружения размешены на рубке

Также на вооружение французского ВМФ в 1982-1984 гг. поступили две ударные атомные субмарины типа «Рюби» (ранее типа «Прованс») и еще три строятся. Они вооружены противоко­рабельными ракетами «Экзосет» (БМ-ЗЭ), огонь которыми ведется из торпедных аппаратов на дальность до 27 морских миль (50 км). Водоиз­мещение лодок типа «Рюби» составляет 2 385/ 2 670 т, и оборудованы они турбоэлектрической двигательной установкой на один гребной винт, как на субмаринах типа «Редутабль».

Известно, что в китайском ВМФ есть два типа ударных подводных лодок «Хань» постройки 1974-1977 гг. и несколько подводных ракетонос­цев, но ни техническими характеристиками, ни све­дениями о их внешнем виде мы не располагаем.