суда разных флотов мира

Первые авианосцы

Aspose.Words.839b7fde-fb0e-43df-9aaa-87f670069105.001Ранее уже упоминалось, что в мае 1917 г. в британском Адмиралтействе приняли решение ре­конструировать крейсер «Фьюриес» в первый авианосец - «быстро­ходный гидропланный авианосец», хотя с самого начала нетрудно было предвидеть, что реально речь будет идти не только о гидропланах, но и об аэропланах с колесным шасси. «Фьюриес» пос­лужил своего рода базовой моделью, от которой отталкивались в последующих экспериментах. В свою бытность крейсером, «Фьюриес» нес два 18-дюймовых (457 мм) орудия. Когда реконстру­ированный «Фьюриес» вступил в строй 26 июня 1917 г., на месте передней орудийной башни у него была установлена узкая взлетная палуба с габаритами 228,01x 40,02 фута (69,5x13,3 м), а все остальные обычные для крейсера надстрой­ки остались на месте: рубка, мачта на трех опо­рах, труба, задняя мачта и кормовое 18-дюймовое (457 мм) орудие.
Первые авианосцы

После того как испытательные полеты капи­тана третьего ранга Даннинга завершились тра­гически, «Фьюриес» подвергся второй реконструк­ции, с ноября 1917 г. до марта 1918 г.: кормо­вая орудийная башня была демонтирована, и за трубой по направлению к корме установлена вто­рая взлетная палуба, гораздо больше носовой — 300,19 фута (91,5 м) в длину и 50,03 фута (15,25 м) в ширину; с носовой взлетной палубой кормо­вая соединялась двумя огибающими центральную надстройку трапами, 169,94 фута (51,8 м) дли­ной и 11 футов (3,35 м) шириной каждый. Во­оружение, сократившееся до десяти 5,5-дюймо­вых (140 мм) орудий, размещалось под кормо­вой взлетной палубой (четыре орудия) и под вы­шеупомянутыми трапами (по три орудия с каж­дого борта). После реконструкции 1921-1925 гг. «Фьюриес» обзавелся двухступенчатой палубой: верхняя длиной 582,51 фута (177,55 м) и шири­ной 65,61 фута (20 м), а нижняя длиной 196,85 фута (60 м). Тогда же под взлетной палубой появился большой двухэтажный ангар; надпалуб­ная труба была демонтирована, вместо нее вы­тяжные трубы были проведены внутри корпуса, с выходными отверстиями над кормой, симмет­рично с обоих бортов. Демонтаж передней мач­ты означал, что в носовой части корабля, под взлетной палубой, необходимо установить два ходовых мостика. Тогда же с корабля сняли восемнадцать торпедных аппаратов, а также тор­мозное устройство, состоящее из натянутых на посадочной палубе железных тросов, — вместо него на укрепленных вдоль бортов кронштейнах установили горизонтальные сетки безопасности.

Авианосцев такого рода — с носовой взлет­ной палубой и кормовой посадочной, при сохра­ненных надстройках и внешних трубах — было всего два; второй — «Виндиктив», — заложен­ный на верфи как легкий крейсер, в ян­варе-октябре 1918 г., еще в процессе строитель­ства, претерпел существенные модификации и сошел со стапеля авианосцем. Взлетные палубы на «Виндиктиве» были меньше, чем на «Фьюри- есе», особенно заметно короче передняя; они соединялись одним трапом, огибающим централь­ную надстройку с двумя трубами — со стороны левого борта.

Когда «Фьюриес», после очередной модерни­зации в 1925 г., обзавелся взлетной палубой гладкого типа, из «Виндиктива» сделали легкий крейсер — чем он, по изначальным планам Ад­миралтейства, и должен был быть.

Первые два авианосца с гладкой взлетной па­лубой и без надстроек, британский «Аргус» (1918) и американский «Лэнгли» (1922), представляли со­бой результат довольно радикальной модификации: «Аргус» когда-то был лайнером «Конте Россо», за­казанным в 1914 г. на верфи Биэрдмор-Ярд италь­янской пароходной компанией «Ллойд Сабодо», а «Лэнгли» — углевозом «Юпитер», построенным в 1911-1913 гг. и несколько лет прослужившем в американском МФ вспомогательным судном.

У «Аргуса» взлетная палуба имела габариты 550,32 x 67,94 фута (167,74 x 20,71 м); в самом ее начале, посредине, находился мостик, кото­рый во время взлетных или посадочных опера­ций мог опускаться; внешние трубы были заме­нены двумя горизонтальными дымоходами, про­ходившими под палубой, с выходными отверсти­ями у бортов, над кормой. Установленное на «Ар­гусе» вооружение, сравнительно легкое, состоя­ло из четырех 4-дюймовых (102 мм) зенитных орудий; два из них были смонтированы в носо­вой части корабля, на главной палубе, и могли стрелять вверх через специальные проемы во взлет­ной палубе, остальные два — тоже на главной палубе, на корме, за обрезом взлетной палубы.

У «Лэнгли» (бывшего «Юпитера») взлетная палуба имела размеры 533,95 x 31,16 фута (162,75 x 9,5 м); под ней, в носовой части ко­рабля, размещался мостик. Труба же оставалась на своем первоначальном месте, только дымоход был удлинен и разделен на два колена, которые можно было в случае надобности опускать ниже уровня палубы, и дым выпускался с подветрен­ной стороны. Такая система, впрочем, просущест­вовала недолго, и в конце концов на «Лэнгли» были оборудованы две вытяжные трубы по ле­вому борту, которые тоже можно было опускать ниже уровня палубы. Что до вооружения, то оно состояло только из четырех 5-дюймовых (127 мм) антикорабельных орудий, зенитных же орудий предусмотрено не было; два из этих орудий были установлены в носовой части корабля, на палу­бе, еще два — на корме, на главной палубе.

Примечательно, что «Лэнгли» был первым авианосцем кораблем в американском ВМФ с турбоэлектри- ческой двигательной установкой и двумя ходо­выми винтами. К 1937 г. «Лэнгли» как авиано­сец устарел и был переоборудован в гидроплан- ную плавбазу: взлетную палубу сократили до 328,08 фута (100 м), демонтировав ее переднюю часть, и в носовой части корабля возвели над­стройку с мостиком. «Лэнгли» оставался в строю до 27 февраля 1942 г., когда был потоплен в Тихом океане.

В Японии прототипом для всех аналогичных судов первого поколения послужил первый авианосец «Хосо», построенный по специальному заказу в 1922 г. Первоначально над взлетной палубой авианосца, имевшей длину 509,02 фута (155,15 м) и ширину 74,8 фута (22,8 м), возвышались надстройка с мостиком и мачта, годом позже де­монтированные. Двигательная установка «Хосо» состояла из восьми паровых котлов; три вытяж­ные трубы размещались по краю взлетной палу­бы и могли опускаться уровнем ниже. Антико­рабельное вооружение состояло из четырех 5,5- дюймовых орудий на главной палубе — двух, расположенных симметрично перед мостиком, и по одному с каждого борта в средней части судна, сразу за трубами, рядом с 3-дюймовыми (76 мм) зенитными орудиями, которых было всего два.

Хотя британские авианосцы со ступенчатыми палубами — «Глориес» и «Корейджес», а также японские «Акаги» и «Кага» формально не принад­лежат к авианосцам первого поколения, имеет не­который смысл рассмотреть их в этой же группе.

«Глориес» и «Корейджес» принадлежали к тому же классу крейсеров, что и «Фьюриес» (че­тыре 15-дюймовых — 381-мм — орудия), и ус­пели принять участие в боевых действиях пер­вой мировой войны. После подписания в 1922 г. Вашингтонского договора британское Адмиралтей­ство решило оборудовать эти два корабля сту­пенчатыми палубами (как у «Фьюриеса» после реконструкции 1925 г.). Отличие заключалось в том, что по правому борту на взлетной палубе был установлен «остров», совместивший в одной надстройке мостик и трубы, что позволило избе­жать необходимости прокладывать под палубой горизонтальные дымоходы. Верхняя взлетная па­луба имела длину 574,14 фута (175 м) и шири­ну 77,09 фута (23,5 м), носовая же взлетная палуба имела длину 59 футов (18 м). Идея за­ключалась в том, что носовая палуба предназна­чалась для истребителей, а верхняя — для бом­бардировщиков и торпедоносцев и эксплуатиро­ваться они могли одновременно, не создавая друг другу помех. Антикорабельной артиллерии на этих судах не было, только шестнадцать 4,7-дюймовых (120 мм) зенитных пушек, пятьдесят зенитных пу­леметов и четыре 3-дюймовых (76 мм) «церемони­альных» орудия. Два носовых зенитных орудия раз­мещались в передних углах взлетной палубы, два кормовых на главной палубе, а по шесть борто­вых — на специальных платформах на уровне главной палубы, каждое орудие в отдельном пря­моугольном проеме в фальшборте. Корпус кораб­ля сохранил крейсерское бронирование: 3 дюйма (76 мм) на броневом поясе, 1,5 дюйма (38 мм) на центральных укреплениях, плюс 1-дюймовое (25 мм) бронирование на уровне главной палу­бы и 1,4-1,9-дюймовое (37-50 мм) на уровне защитной палубы, плюс защитные були с обеих сторон на подводной части судов. 8 июня 1940 г. «Глориес» был потоплен немецкими линейными кораблями «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а «Ко- рейджес» 17 сентября 1939 г. торпедирован не­мецкой подводной лодкой «U-29».

Японский авианосец «Кага», сооруженный на основе корпуса линейного корабля, вошел в строй 31 марта 1926 г. Его взлетная палуба была трех­ступенчатой; две горизонтальные вытяжные тру­бы отводили дым от котлов к выводным отвер­стиям над кормой. Противокорабельное вооруже­ние состояло из десяти 8-дюймовых (203 мм) орудий; четыре из них были установлены попар­но в двух орудийных башнях в носовой части средней взлетной палубы и по три с каждого борта на уровне главной палубы в кормовой части корабля. Двенадцать 4,7-дюймовых (120 мм) зенитных орудий были смонтированы в шести спаренных установках на отдельных платформах в средней части корабля.

Вошедший в строй 25 марта 1927 г. «Акаги» имел трехступенчатую взлетную палубу и был сооружен на основе линейного крейсера. Выход­ные отверстия двух труб по правому краю взлет­ной палубы были выполнены на одном уровне с самой палубой. Передняя труба выпускала дым в сторону и вниз, задняя — в сторону и вверх. «Острова», как такового, соответственно не было, только штурманская рубка по правому краю вер­хней палубы. Противокорабельная и зенитная артиллерия размещалась точно так же, как на «Кага». В результате модернизации («Кага» в 1935-1936 гг., «Акаги» в 1935-1938 гг.) две но­совые взлетные палубы были демонтированы, а вместо них установлена одна, вдоль всей длины корабля, размерами 906,49 х 100 футов (276,3 х 30,5 м); две бортовые вытяжные трубы также были демонтированы, вместо них устано­вили одну наклонную по правому борту. Заклю­чавший в себе мостик небольшой «остров» уста­навливался на «Акаги» по левому борту, а на «Кага» по правому. «Акаги» лишился двух носо­вых орудийных башен со спаренными орудиями, и антикорабельная артиллерия на нем осталась представленной шестью 8-дюймовыми (203 мм) пушками. Носовые башни на «Кага» также были демонтированы, но антикорабельных орудий так и осталось десять, потому что число бортовых орудийных башен возросло на четыре; 5-дюймо­вых (127 мм) зенитных орудий вместо двенадца­ти стало шестнадцать, установленных попарно на консолях, значительно выступавших за края взлетной палубы На «Акаги» же так и осталось двенадцать 4,7-дюймовых (120 мм) зенитных пу­шек. Количество лифтов, поднимавших самоле­ты из ангара на взлетную палубу, возросло на обоих кораблях с двух до трех.

Французский «Бёрн» принят в состав ВМФ в мае 1927 г. В отличие от всех ранее упомя­нутых авианосцев, оборудованных прямоуголь­ными или почти прямоугольными взлетными па­лубами, у «Бёрна» взлетная палуба резко су­жалась к носу и корме, следуя очертаниям кор­пуса крейсера класса «Нормандия»; крейсер этот, заложенный еще в первую мировую во­йну, не успев достроить, переделали в авиано­сец. Еще одна примечательная особенность «Бёр­на» в том, что это был единственный авиано­сец, оборудованный двигательной установкой из двух турбин и двух поршневых машин, на че­тыре гребных винта. Взлетная палуба была со­вершенно чистой, даже «остров» по правому борту был вынесен за корпус и установлен на консолях. Под «островом» в корпусе были про­деланы воздухозаборные отверстия, чтобы хо­лодный внешний воздух, смешиваясь с продук­тами сгорания, понижал температуру внутри и препятствовал образованию над взлетной палу­бой воздушных вихрей. Антикорабельное воору­жение состояло из восьми 6,1-дюймовых (155 мм) орудий в бронированных башнях: по два с каж­дого борта перед «островом» на уровне главной палубы и четыре на юте; так же на «Бёрне» устанавливались четыре торпедных аппарата. Зе­нитное же вооружение состояло из шести 4,7- дюймовых (129 мм) и восьми 3-дюймовых (76 мм) орудий плюс двенадцать пулеметов. Самолетопод- ъемники закрывались двустворчатыми люками; когда самолеты поднимались из ангара на взлет­ную палубу, створки необходимо было постоян­но держать открытыми.