суда разных флотов мира

Первые броненосцы – пре-дредноуты 1875—1900 годов

Aspose.Words.f5949606-fd54-472c-a513-7f8f73602788.001Очень немногие из первых броненосцев - пре-дредноуты со смешанны­ми движителями имели башенную артиллерию и защищенную палубу. Напротив, все беспарусные линкоры, построенные между 1875 и 1900 г., были вооружены огромными орудиями в башнях и име­ли по крайней мере одну бронированную палубу.
Первые броненосцы – пре-дредноуты 1875—1900 годов

Первые броненосцы, подобные «Глуару» и «Уоррио» и почти все построенные между 1850 и 1875 г., имели бронированную обшивку из мягкой стали, поскольку металлургическая про­мышленность не могла изготовлять стальные плиты необходимого размера. Броневая плита пре-дредноута должна иметь очень прочную наружную поверх­ность, способную противостоять проникновению снаряда. Однако внутренняя часть первых броненосцев не должна быть твердой до хрупкости, чтобы не ломаться от удара снаряда о поверхность. Плиты из мяг­кой стали обладали нужной сопротивляемостью, но не имели необходимой внешней твердости, поэтому их покрывали твердой сталью для пре­дотвращения проникновения снаряда. Система, в которой железные броневые плиты покрывались сталью, называлась «сэндвичем», или сложной обшивкой. Но в 1890 г. была открыта термичес­кая обработка, позволившая усилить поверхность стальных плит, в результате чего появилась од­нородная броня, где плиты назывались «харви- зированными» — по названию процесса упроч­нения поверхности, или крупповскими цементарованными, по имени первого предпринимателя, который их создал. В зависимости от располо­жения на корпусе броневая обшивка бывает вер­тикальной (если расположена на переборках и бортах) и горизонтальной (если расположена на палубах). Все пре-дредноуты и последующие суда обычно имели вертикальную броню в виде пояса и цитадели с бронированными переборками. Ци­тадель занимала около двух третей длины кораб­ля и вмещала в себя двигатели, котлы, артилле­рийские башни и склады боеприпасов — други­ми словами, все жизненно важные части судна, нуждавшиеся в особой защите.

Помимо того что горизонтальная броня пок­рывала палубу цитадели, другие палубы или их части, она всегда была в виде «защитной палу­бы», похожей на черепаший панцирь, т. е. в се­редине выше ватерлинии, а по краям — ниже ватерлинии. Обычно защитная палуба первых броненосцев соединя­лась спереди с тараном для увеличения его мощи, а по бортам — с нижней частью бронированно­го пояса.

Следуя хронологическому порядку, первыми беспарусными броненосцами дальнего плавания были британские «Девастейшн» и «Тандерер» (1871) и русский пре-дредноут «Петр Великий» (1872), основ­ное вооружение которых насчитывало четыре орудия в двух спаренных башнях (одна впереди и одна позади центральной надстройки). Защита представляла собой бронированный пояс и цитадель с броней толщиной 305 мм на британских судах и 355 мм на русских. Горизонтальная броня была просто в виде защитной палубы.

Другим кораблем, чье название стало известным благодаря преемнику, построенному в 1905 г., был «Дредноут» (1875), тоже вооруженный 4х317-мм орудиями в двух спаренных башнях (одна впере­ди и одна сзади).

После этих первых типов появились броне­носцы с артиллерией в диагональных башнях, прототипами которых были британский «Инфлексибл» и итальянские «Дуилио» и «Дандоло», вошедшие в строй в 1876 г. Очень немногие броненосцы, однако, имели диагональные башни: примерами могли служить британские «Колоссус» и «Маджестик» (1882) и три итальянских кораб­ля типа «Руджеро ди Лаурио» (1885), так же как и американский «Тексас» (1892).

Корпуса первых броненосцев были железны­ми, однако впоследствии их стали изготовлять из стали, что позволило уменьшить вес корпуса и разместить более мощное вооружение. Итальянские «Италия» и «Лепанто» (1880), со сходным внешним видом, традиционно классифи­цировались как линкоры, но на самом деле яв­лялись огромными бронепалубными крейсерами, поскольку не имели бронированных бортов, а их горизонтальное бронирование ограничивалось за­щитной палубой с максимальной толщиной 76 мм. Четыре русских судна типа «Синоп» были во­оружены 6х305-мм орудиями в трех спаренных установках, расположенных две рядом впереди и одна на центральной линии сзади. Эти установ­ки защищал треугольный барбет с толщиной плит 300-356 мм. Бронирование корпуса было в виде пояса (толщиной 457 мм в середине, 250 мм впереди и 230 мм сзади), над которым находи­лась прямоугольная цитадель с толщиной брони 305 мм по бортам и на переборках. Цитадель поддерживала треугольный барбет трех орудий­ных установок.

Французские линкоры типа «Мажента» (1890) и «Жорегиберри» (1893) имели похожее распо­ложение орудий. На этих судах четыре орудия главного калибра находились в одиночных баш­нях (одна впереди, одна сзади и две симметрич­но по бортам в середине), а не в спаренных установках. На «Маженте» все четыре орудия имели калибр 305 мм, но два орудия в располо­женных симметрично боковых башнях на «Жоре- гиберри» имели калибр 274 мм. За десятилетие между 1890 и 1900 г. расположение артиллерии и профиль кораблей установились на одном-един- ственном типе, независимо от установки орудий главного калибра в башнях и барбетах.

Впереди и сзади находились две башни, оди­ночные или спаренные, для орудий главного калибра, в то время как в середине были сред­некалиберные орудия, обычно в казематах, но порой и в башнях.

Малокалиберные и антиторпедные орудия рас­полагались на марсах и надстройках. Большин­ство кораблей также имело на вооружении тор­педные аппараты, чаще всего стрелявшие под водой. Примерами линкоров со среднекалибер­ной артиллерией могут служить русские кораб­ли типа «Петропавловск» (1894), а с орудиями главного калибра в барбетных башнях и средне­калиберными в батареях — британские типа «Ма- джестик» (1895), японские типа «Сикисима» (1898) и британские типа «Корнуоллис» (1901). Примеры кораблей с башенной артиллерией глав­ного калибра и второстепенной в казематах: итальянские типа «Бенедетто Брин» (1901), рус­ские типа «Князь Потемкин Таврический» и ав­стрийские типа «Хабсбург» (1900). Вооружение последних включало в себя переднюю башню с двумя орудиями и кормовую с одним орудием. Более того, корабли имели 12х152-мм средне­калиберных орудий в шести казематах, располо­женных на двух уровнях, по три с каждого борта, так что одно орудие возвышалось над другим. *

Самое необычное расположение главной и вто­ростепенной артиллерии было на американских линкорах типа «Кирсардж» (1898) и «Нью Джер­си» (1904). Их основное вооружение составляли

четыре тяжелых орудия (325 мм и 300 мм) в двух спаренных башнях, одна впереди и одна сзади. 4х203-мм орудия тоже находились в двух спаренных башнях, спареных с основными оруди­ями и расположенных прямо над ними. На «Кирсардже» второстепенная артиллерия из 14x127- мм и 20х57-мм орудий размещалиаь в двух бата­реях с каждого борта. Большие орудия помеща­лись в нижних батареях. Верхние башни крепи­лись к нижним, так что поворачивались они вмес­те. Если орудия главного калибра вели огонь, то остальные этого делать не могли, и наоборот.

Что касается торпедных аппаратов, то пре-дредноуты обычно имели их по два или по че­тыре — все были подводные и стационарные.

Если аппаратов было два, то один находился впереди, а другой сзади. Если четыре, то или же все располагались вдоль бортов, или по од­ному с каждого борта — один впереди и один сзади.