суда разных флотов мира

Подлодки с паровыми двигательными установками и паровыми двигателями (1900-1920 гг.)

Aspose.Words.8a710815-5abc-4fe2-b67a-916d1597a64a.001Уже говорилось, что первой настоящей подлодкой был французский «Нарвал», пос­троенный на шербурских военно-морских верфях в 1889-1900 гг. «Нарвал» оснащался поршне­вым паровым двигателем мощностью 246,5 л. с. и паровым котлом системы Зейгля (на пять го­релок), работающим на нефти. Очевидно, что ни­как было не обойтись без трубы, через которую при надводном ходе выпускались продукты сго­рания и которую при погружении следовало задраивать. На то, чтобы заглушить котлы, за­драить выпускные отверстия и наполнить бал­ластные цистерны, уходило 25 минут. На под­водных лодках следующих моделей это время уда­лось снизить до 12 минут; кстати, на субмари­нах типов «Тритон», «Сирена», «Силур» и «Эс­падой» устанавливались уже не два внешних тор­педных аппарата, а четыре.
Подлодки с паровыми двигательными установками и паровыми двигателями (1900-1920 гг.)

За первыми лодками, оборудованными одним гребным винтом, последовала серия субмарин с двумя гребными винтами: восемь типа «Плюви­оз», пять типа «Папен» и две типа «Ампер», построенные в 1907-1910 гг. Они были крупнее «Сирен» и имели водоизмещение 398/550 т, против 157/213 т. На них ставилось по два тройных детандера (двигатель, работающий на принципе охлаждения газа за счет его расшире­ния) общей мощностью 690 л. с. (почти в два раза больше, чем у двигателей предыдущего типа, 246,5 л.е.), что позволяло развивать скорость надводного хода до 12,5 узлов. Электромоторы мощностью 453,7 л. с. позволяли развивать ско­рость подводного хода до 8 узлов. Необходимое для подготовки к погружению время сократилось до 5-6 минут. Эти субмарины оснащались шестью внешними торпедными аппаратами, а некоторые типы — еще и вмонтированным в корпус носо­вым.

Точно так же, как это происходило в то вре­мя с двигательными установками надводных ко­раблей, поршневые двигатели на подлодках стали заменяться турбинами. Первой подлодкой, оснащенной турбинным двигате­лем, была построенная в 1911-1914 гг. «Густав Зеде» водоизмещением 740/1 ООО т и двумя редукторными турбинами общей мощностью 2 367 л. е., вращающими два гребных винта. Пар вырабаты­вался четырьмя котлами (топливом служила нефть), и максимальная скорость надводного хода достигала 19 узлов. Вооружение «Густава Зеде» состояло из двух внутренних торпедных аппара­тов, шести внешних и двух пушек (одна перед рубкой, другая позади).

После столь удачного прототипа было реше­но построить серию из восьми субмарин, обору­дованных турбинами; заложены они были в 1914-1917 гг. Но в процессе строительства в проект внесли изменения, и шесть из восьми лодок, сошедшие со стапелей в 1919-1920 гг., были оборудованы дизельными двигателями. Та­ким образом, только «Дюпюи де Лом» и «Сане» (1915-1916) оказались оснащенными паровыми турбинами.

Подлодки этого типа характеризовались водоизмещением в 833/ 1 100 т, двигатель­ной установкой из двух турбин общей мощностью в 3 945 л. е., четырьмя работающими на нефти котлами и максимальной скоростью в 18 узлов. Вооружение состояло из носовых торпедных ап­паратов плюс шесть аппаратов, укрепленных на корпусе, а также два орудия (одно перед руб­кой, другое позади). Но и на этих двух субма­ринах в 1922 г. паровые турбины были замене­ны дизелями общей мощностью 2 860 л. е., и мак­симальная скорость упала до 16 узлов. «Дюпюи де Лом» и «Сане» оставались во французском ВМФ до 1934-1935 гг.

Британский ВМФ также строил субмарины, оснащенные паровыми турбинами, так как по разрабатывавшейся Адмиралтейством стратегии подводной войны возникала необходимость в подлодках, способных развивать скорость надводного хода до 24 узлов. Эти английские субмарины были крупнее аналогичных француз­ских — 336,08 фута (102,44 метра) в длину и водоизмещением 1 880/2 650 т. Двигательная установка для надводного хода состояла из двух турбин общей мощностью 10 000 л.с., пар для которых вырабатывался двумя паровыми котла­ми (причем продукты сгорания от каждого из котлов отводились отдельной дымовой трубой). Для подводного хода использовались два элек­тромотора (каждый приводил в движение свой гребной винт) общей мощностью 1600 л. е., поз­волявшие развивать скорость 9,5 узлов.

Не исключено, что эти подлодки были первыми в истории кораблестроения оборудован­ными дополнительными двигателями, эксплуати­ровавшимися как для крейсерского хода, так и в первые моменты после подъема на поверхность, пока разогреваются основные котлы. Это был восьмицилиндровый дизельный двигатель эффек­тивной мощностью 800 л. е., питавший генера­тор электромоторов. Вооружение состояло из трех 4-дюймовых (102 мм) или 3-дюймовых (76 мм) орудий, первоначально устанавливавшихся сле­дующим образом: одно на надстройке, одно пе­ред надстройкой и одно позади. Впоследствии все три орудия были перенесены на надстройку, при этом одно устанавливалось перед рубкой, а два позади. Торпедных аппаратов было десять: четыре в носу, четыре в средней части лодки поперек корпуса и два наружных на централь­ной надстройке. Всего к этому типу принадлежа­ло семнадцать субмарин плюс восемнадцатая, мо­дифицированная, получившая обозначение «К-26». Все они выведены из боевого состава в 1921-1926 гг., только «К-26» в 1931 г.