суда разных флотов мира

Подводный флот в 1900—1920 гг. История и типы субмарин

Aspose.Words.d338b493-bdce-4a45-9bc5-425655857e5e.001Первой субмариной, принятой на вооружение ВМФ США, была седьмая лодка Холланда, со­оруженная на верфи «Компании торпедных ка­теров Холланда» и получившая на флоте обоз­начение «55-1 Холланд». Строилась «38-1» в 1898-1899 г., а принята на вооружение 12 октяб­ря 1900 г.

Подводный флот в 1900—1920 гг. История и типы субмарин

В то время как во Франции сооружался «Нарвал» с поршневой паровой двигательной установкой, в США некто Холланд на свои сред­ства построил и испытал шесть опытных образ­цов подводных лодок с бензиновым двигателем для надводного хода.

Первой субмариной, принятой на вооружение ВМФ США, была седьмая лодка Холланда, со­оруженная на верфи «Компании торпедных ка­теров Холланда» и получившая на флоте обоз­начение «55-1 Холланд». Строилась «38-1» в 1898-1899 г., а принята на вооружение 12 октяб­ря 1900 г. Она имела водоизмещение 64/75 т, оснащалась бензиновым двигателем мощностью 50 л. е., позволявшим развивать скорость надвод­ного хода в 6 узлов, и электромотором (также на 50 л.е.), питавшимся от шестидесяти аккуму­ляторных батарей и развивавшим скорость под­водного хода в 5 узлов. Вооружение состояло из носового торпедного аппарата и «пневматической пушки» для использования под водой, выпускав­шей снаряды весом в 110 фунтов (50 кг); впро­чем, пушка это оказалась чрезвычайно малоэф­фективной и практически сразу была демонтиро­вана. После «5Б-1» ВМФ заказал компании Холланда еще семь субмарин такого же типа, «55-2»-«58-8», включая «ББ-З Аддер». Они имели водоизмещение 135/175 т, а двигательная установ­ка состояла из бензинового двигателя мощностью 160 л. с. и электромотора мощностью 70 л. с.

Кроме «Компании торпедных катеров Холлан­да» в США в начале века была еще одна фирма, занимавшаяся сооружением подводных лодок, — «Компания торпедных катеров Лэйка»; в 1901-1902 гг. на верфях этой компании была соору­жена подводная лодка «Протектор», принимать которую на вооружение в ВМФ США отказа­лись. Но в 1904 г. Россия, во время войны с Японией, закупила две подводных лодки у Хол- ланда и «Протектор» у Компании Лэйка. «Про­тектор» был переименован в «Осетр»; впослед­ствии субмарин такого типа было построено еще пять. Подводные лодки Лэйка оснащались двумя гребными винтами, бензиновым двигателем для надводного хода и электромотором для подводно­го. Они развивали скорость в 10/7 узлов и обо­рудовались тремя торпедными аппаратами — дву­мя носовыми и одним кормовым. В 1901-1902 гг. военно-морские верфи фирмы «Виккерс» получили от британского ВМФ заказ на сооружение пяти субмарин того же типа, что и американская «Аддер»; на вооружение они пос­тупили под названиями «Холланд-1»-«Холланд-5». В 1903-1904 гг. за ними последовали субмари­ны типа А, оснащавшиеся одним гребным вин­том и бензиновым двигателем Для надводного хода. ВМФ Германии, главный по тем временам соперник британского ВМФ, свою первую под­водную лодку, «11-1», принял на вооружение в 1906 г. Она имела водоизмещение в 238/283 т, оборудовалась двумя четырехцилиндровыми бен­зиновыми двигателями мощностью 394,5 л. е., и на ней устанавливался один торпедный аппарат.

Французский ВМФ, отдававший ярко выра­женное предпочтение паровым двигателям, в 1905-1906 гг. начал строить серию субмарин типа «Плювиоз», которые намечалось оборудовать паровыми двигательными установками. Но в 1904-1908 гг. во Франции были сооружены две подводные лодки с бензиновыми двигателями, «Сирее» и «Каллипсо», водоизмещением 351/450 т; бензиновые двигатели мощностью 453,5 л. с. позволяли развивать скорость до 11 узлов.

В 1904 г., когда началась война с Россией, на вооружении японского ВМФ не было ни одной подводной лодки, поэтому Япония купила в США пять лодок «Холланд» (типа «Адлер», водоизме­щением в 103/124 т), оснащенных одним греб­ным винтом и вооруженных одним торпедным аппаратом. За ними последовали две очень похо­жие субмарины, сооруженные уже на японских верфях, и две, заказанные у фирмы «Виккерс», идентичные британским лодкам типа С; все они оснащались бензиновым двигателем и одним греб­ным винтом.

В 1903-1905 гг. ВМФ Италии построил пять субмарин типа «Глауко», спроектированных май­ором инженерного корпуса Лауренти. Они име­ли водоизмещение 160/243 т, оснащались дву­мя бензиновыми двигателями для надводного хода и вооружались двумя-тремя торпедными аппара­тами. К этому же типу подводных лодок принад­лежала «Фока», но на ней первоначально были установлены три бензиновых двигателя и три гребных винта.

В результате прорыва в дизельном моторо­строении на подводных лодках постройки после 1907 г. бензиновые двигатели больше не уста­навливали. В итальянском ВМФ первыми были оснащены дизелями лодки типа «Медуза», стро­ившиеся в 1907-1910 гг. ВМФ США ставил дизельные двигатели на субмарины «Холланд Э» и «Холланд Е» (1909-1911), а также во время второй мировой войны заменил на лодках «Р-2» и «Г-З» типа «Карп» бензиновые двигательные установки на дизельные. Британский ВМФ стал оборудовать подводные лодки дизелями, начиная с 1907-1910 гг. (тип О). В японском ВМФ ди­зельные двигатели стали устанавливаться, начиная с лодок «Виккерс-8» и «Виккерс-9» (1907-1908), а во Франции в 1910-1911 гг. на сходивших со ста­пелей субмаринах типа «Плювиоз» паровые дви-гатели заменялись дизельными. В Германии, на родине дизельных двигателей, все подводные лод­ки, кроме четырех первых с бензиновыми двига­тельными установками, оснащались дизелями. После разработки двигателей, работающих на тяжелом дизельном топливе, никаких кардиналь­ных конструктивных новшеств в строительство подводных лодок не привносилось. Внешний вид, внутренняя планировка и размещение вооруже­ния оставались практически без изменений, толь­ко росло водоизмещение и число устанавливае­мых торпедных аппаратов.

Британские подводные лодки типа М резко выделялись среди современных им по своему во­оружению. Имея водоизмещение в 1 600/1 950 т (почти в два раза больше, чем у «И»-«Ь-33», водоизмещением в 890/1 070 т), они были во­оружены башенным орудием — калибр 12 дюй­мов (305 мм), — устанавливающимся перед руб­кой, и 3-дюймовым (76 мм) орудием. Имелось в виду, что пушка должна быть заряжена в над­водном положении, а ствол ее установлен с мак­симальным углом возвышения; после этого лод­ка погружалась так, что дуло торчало над во­дой, пушка наводилась на цель с помощью пе­рископа (маневрирование осуществлялось всем корпусом лодки), и субмарина могла вести огонь, не всплывая на поверхность. Правда, для того чтобы перезарядить орудие, все-таки требова­лось всплыть. На вооружение эти лодки посту­пили в 1920 г., уже после окончания войны, и тут же подверглись модернизации. На «М-2» вместо башенного орудия был установлен ан­гар для гидроплана и кран — спускать гидро­план на воду и поднимать обратно на борт. «М-3» стала минным заградителем, и на ней устано­вили длинную высокую надстройку, где храни­лись мины. По контрасту, субмарины других типов — особенно типа Ь — ничем примеча­тельным не выделялись. Сооружались все они в 1916-1920 гг. и разделялись на три подтипа: «Ь-1»-«Ь-8», «Ь-9»-«Ь-33» и «Ь-51»-«Ь-71». Воору­жение на лодках первых двух подтипов состояло из одного орудия с большим углом возвышения на рубке, а третьего подтипа — из двух орудий на рубке, спереди и сзади. Также на этих субмари­нах ставилось по шесть торпедных аппаратов: у первого подтипа — по четыре носовых и два по­перечных в средней части корпуса, у второго и третьего — по шесть носовых.

Семьдесят субмарин типа Е (из которых войну пережили только шестнадцать) оснащались двумя носовыми торпедными аппаратами, двумя по­перечными в средней части корпуса и одним кормовым. Впрочем, на некоторых лодках это­го чрезвычайно многочисленного класса попе­речный торпедный аппарат мог ставиться толь­ко один или не ставиться вовсе.

Во время первой мировой войны у США не было на вооружении больших океанских субмарин — только лодки водоизмещением до 600 т. Сооружение субмарин типа АА водоиз­мещением около 1 000 т завершилось уже после окончания войны. Самыми выдающимися аме­риканскими подводными лодками того периода сле­дует считать строившиеся в 1914-1915 гг. субма­рины типа I- водоизмещением 450/570 т с дву­мя двигателями общей мощностью 641 л. с. и радиусом действия 4 500 миль. Это были первые американские подводные лодки, вооружение ко­торых состояло не только из торпедных аппаратов (четырех), но и палубного 3-дюймового (76 мм) орудия. Те из них, что принимали участие в бо­евых действиях в Европе, получали обозначение АЦ во избежание путаницы с британскими суб­маринами типа Ь.

Зг. время войны ВМФ Германии построил около трехсот подводных лодок, включая «Миттель-и», большие океанские субмарины водоизмещением 712/940 т; иВ, малые океанские субмарины во­доизмещением 516/651 т, а также два типа мин­ных заградителей. Минные заградители более крупного типа, так называемые «гтипеп кгеигег» («и-116»-«и-126»), имели водоизмещение 1164/ 1512 т, несли на борту сорок две мины и ос­нащались четырьмя носовыми торпедными аппара­тами. Минные заградители второго типа, «иС-80»- «иС-152», имели водоизмещение 491/571 т, не­сли на борту семь мин и оснащались тремя тор­педными аппаратами — одним носовым и двумя поперечными — в средней части корпуса.

В японском ВМФ, как и в американском, пер­вые океанские субмарины были приняты на во­оружение только после окончания войны. Во вре­мя же войны в распоряжении ВМФ Японии были только подводные лодки иностранных конструк­ций: «№ 18—№ 21» (Ансальдо-Лауренти); «№ 15» (Шнейдер-Лобеф); «№ 8» и «№ 9» (британские, «Виккерс»), а также купленные в США еще в 1904-1905 гг. «Холланд-1»—«Холланд-5», «№ 10»— «№ 14», а также «№ 16» и «№ 17», заказанные в свое время у фирмы «Виккерс» и переобору­дованные уже в Японии, представляющие собой небольшие прибрежные субмарины водоизмеще­нием в 300/330 т и оснащенные двумя торпед­ными аппаратами.

Во французском ВМФ было небольшое коли­чество океанских подводных лодок преимущес­твенно типа «Жоссель» водоизмещением 900/ 1 250 т, и паровых «Дюпюи де Лом» водоизме­щением 833/1100 т, которые, как уже говори­лось, оснащались не торпедными аппаратами, а восьмью-десятью торпедами на внешней подвес­ке, в своего рода палубных «клетках». Самыми выдающимися из прибрежных субмарин следует считать лодки типа «Дафна» (очень часто вплоть до настоящего времени встречающееся во фран­цузском ВМФ название подводных лодок), имев­шие водоизмещение 640/945 т и оснащенные шестью торпедными аппаратами, четырьмя внут­ренними и двумя внешними.

В 1910-1915 гг. международную известность завоевали итальянские корабелы, строившие под­водные лодки для ВМФ Испании («Монт-Ориоль» и «Гарсия»), Португалии («Фока», «Голжинью», «Гид­ра» и «Эспадарте»), Бразилии («Е-13» и «Р-5»), Бразилия заказала на итальянских верфях зна­менитую спасательную субмарину «Сеара». Так­же разрабатывались проекты подводных лодок для Японии.

Перед первой мировой войной Венецианские военно-морские верфи специализировались на со­оружении субмарин типа «Глауко», спроектиро­ванных Лауренти; а верфи «Фиат-Сан-Джорджио» строили лодки серии «Фока», практически ни­чем не отличавшиеся от «Глауко», кроме того что на них, в порядке эксперимента, ставилось по три гребных винта. Для надводного хода лод­ки типа «Фока» оснащались тремя бензиновыми двигателями мощностью по 266 л. е.; для под­водного же хода на «Фоках» были два электро­мотора, вращавшие только боковые винты, а цен­тральный бездействовал. В 1909 г. третий винт и соответствующий бензиновый двигатель были демонтированы.

Во время войны в Италии строилось большое количество прибрежных субмарин, например двад­цать одна лодка типа Е, частично сооружавшиеся на верфях «Фиат-Сан-Джорджио» в Ла-Специя и частично на верфях «Орландо» в Легхорне. Они имели водоизмещение в 262/319 т, а вооруже­ние их состояло из З-дюймоврго (76 мм) зенит­ного орудия и двух носовых торпедных аппара­тов. Кроме прибрежных субмарин, на вооруже­нии ВМФ Италии состояло шесть океанских типа «Пьетро Микка», сошедших со стапелей в Ла-Спе­ция в 1918-1919 гг. Они имели водоизмещение в 842/1 244 т и радиус действия 2 100 миль; воору­жение их состояло из двух 3-дюймовых (76 мм) орудий и шести торпедных аппаратов: четырех носовых и двух кормовых.