Противолодочные корабли Первой мировой войны. | Мировой флот
суда разных флотов мира

Противолодочные корабли Первой мировой войны.

Aspose.Words.8b80d6d2-6f72-46e1-a781-422174b2c79d.001Противолодочные корабли Первой мировой войны.

ВМС Великобритании стали первыми облада­телями специально оснащенных кораблей-охотников за подводными лодками и патрульных кате­ров. Моторные катера-охотники представляли со­бой маленькие противолодочные корабли для прибрежного плава­ния — с деревянным корпусом и двумя винта­ми, — оснащенные бензиновым двигателем. Боль­шинство из них было построено в Соединенных Штатах и Канаде между 1915 и 1918 гг.; водо­измещение составляло от 34 до 37 т. Противолодочные корабли Первой мировой войны были оснащены одним 76-мм орудием в носовой час­ти, имели гидрофоны и на корме установки для сброса глубинных бомб.

Патрульные катера («Р») — суда со стальным корпусом, двумя винтами и турбиной. Их строи­ли как замену эсминцам в качестве кораблей со­провождения и охотников за подлодками. У них была гладкая палуба вровень с бортами и носо­вая надстройка, на которой располагалось 102- мм орудие, за ним мостик и труба. В кормовой части находился пулемет и два торпедных аппа­рата, установленных под углом 45 градусов к осевой линии корабля и стреляющих назад. Эти аппараты вскоре заменили тридцатью глубинны­ми бомбами. У катеров был очень большой руль для возможности маневрирования на мелководье.

Группа из шести подобных кораблей Первой мировой войны в про­цессе постройки была преобразована таким об­разом, чтобы придать им вид «торговцев». Их цель подпустить подлодки поближе, подождать их всплытия, а затем открыть по ним огонь. Водоизмещение этих кораблей едва превышало водоизмещение патрульных катеров, а контур напоминал контур торгового судна с приподня­тым баком, центральной надстройкой и высокой трубой. На корме было установлено 102-мм ору­дие, которое обычно скрывала фальшивая над­стройка, фальшивая шлюпка или фальшивый груз, наваленный на палубе. Первоначально и на них устанавливали два торпедных аппарата, которые вскоре сняли и заменили двадцатью четырьмя-тридцатью глубинными бомбами. Кодексы и законодательство.

Наиболее многочисленный тип противолодоч­ных кораблей первой мировой войны — «Флауэр». Первоначально их проектировали как тральщики, — так строили корабли типа «Акейша», «Арбис»; другие были на стапелях преобразованы в корабли сопровож­дения: «Обриейшиа», «Анкьюза» и «Сэр Бевис».

Тральщики типа «Акейша» и «Арбис» имели две трубы, в то время как конвойные корабли только одну для двух угольных котлов, одну машину и один винт. Водоизмещение варьирова­лось от 1 250 т, как у «Обриейшиа» (1916) и 1 290 т как у «Анкьюзы» (1917), до 1 320 т у «Сэра Бевиса» (1918). Они напоминали торго­вые суда и могли смешиваться с судами конво­ев, не вызывая подозрений у любой рыщущей подлодки. Вооружение менялось в соответствии с типом корабля. «Обриейшиа» несла три 57-мм орудия и две 76-мм зенитки. «Анкьюза» имела два орудия калибра 57 мм и 20-фунтовую мортиру для глубинных бомб, а «Сэр Бевис» — два 4-хдюймо- вых (102 мм) орудия. И наконец, корабли всех клас­сов имели на вооружении и глубинные бомбы.

В ВМС Соединенных Штатов имелся лишь один тип патрульных катеров, постройка кото­рых началась в 1918 г., и поэтому к окончанию войны могло войти в строй лишь небольшое количество таких кораблей. Они образовали тип «Игл» количеством сто двенадцать, но на самом деле полностью завершены были лишь шестьде­сят. Когда война закончилась, постройку осталь­ных прекратили. Этот тип интересен постольку, поскольку явился образцом массовой продукции. При его постройке использовалась конвейерная технология на заводе в Ривер-Руж, специально открытом компанией «Форд». Их полное водоиз­мещение 615 т, они, как и английские корабли, имели лишь один винт, который приводила в движение турбина. Два паровых котла работали на угле. Центральная надстройка занимала всю ширину корабля. За ней находилась труба. Еще одна надстройка располагалась ближе к корме. Во­оружение: два орудия калибра 3,9 дюйма (101 мм) на надстройках — перед мостиком и на кормо­вой надстройке — плюс двенадцать глубинных бомб.

Французские охотники за подлодками класси­фицировались не как патрульные катера (как аме­риканские), не как конвойные противолодочные корабли сопровож­дения (подобно английским), а как противоло­дочные катера. Наиболее многочисленным был тип «Ажиль», состоящий из двадцати кораблей Первой мировой войны, — с одним винтом, приводимым в движение одной поршневой машиной и двумя котлами, использу­ющими в качестве топлива уголь. Они развива­ли скорость 17 узлов. У этих катеров был очень обтекаемый нос и небольшая центральная над­стройка с двумя цилиндрическими трубами ма­лого диаметра. Вооружение включало в себя два 3,5-дюймовых (90 мм) орудия — одно впереди перед мостиком, другое на палубе на корме — и глубинные бомбы. Во время войны были пос­троены и другие классы противолодочных кате­ров с подобным вооружением. Три корабля типа «Дилижант», например, были похожи на «Ажиль» по структуре, но имели отличную от них сило­вую установку, состоящую из двух дизельных двигателей, двух винтов и одной трубы. Два корабля типа «Конкерант» (1917) хотя и имели такую же силовую установку из двух дизелей, приводящих в движение два винта, но очерта­ния их корпуса были другими. Наконец, пять кораблей типа «Дюбурдьё» (1918) имели турби­ну, два винта и паровые котлы, работающие на нефти. Что же касается вооружения, то «Дили­жант» и «Конкерант» несли по два 3,9-дюймо­вых (100 мм) орудия, в то время как на «Дюбурдьё» было 5,1-дюймовое (130 мм) орудяие на носу и 90-мм на корме. Все оснащались глубин­ными бомбами. Еще одним классом французско­го противолодочного корабля Первой мировой войны был «разведчик», образующий типы «Эсн», «Альдебаран», «Элет» и «Аррас», все они вошли в строй между 1916 и 1918 гг. Внешне они походили на торговые суда — с короткой носовой палубой, но разли­чались внешне и по типам. Тип «Аррас» (1918), которых было заказано двадцать девять, а фак­тически построено шестнадцать, имел полубак, центральную надстройку, квартердек, и одну высокую трубу, был вооружен двумя 5,5-дюймо­выми (140 мм) орудиями, 57-мм зениткой и имел двадцать глубинных бомб. Силовая установка включала в себя паровые турбины, приводящие в движение два винта и паровые котлы: на не­которых кораблях использовался уголь, на дру­гих — нефть. И напротив, «Элет» (1918) и «Эсн» (1916) имели поршневые машины, приводящие в движение два винта, и нефтетопочные котлы, тогда как «Альдебаран» (1916) имел один винт, поршневую машину и углетопочные котлы. Все были оснащены орудиями и глубинными бомбами.