суда разных флотов мира
Фото по теме
thumb_159-faaev aspose-words_-0d3a0a30-2d72-4c43-b7e4-7cd4506be2db-001 thumb_ships__003144_ thumb_6094038 aspose-words_-cd81bb16-689f-4044-a321-5fd097eebdc8-001 ships__003140_ aspose-words_-4e24ceb1-1118-4a08-85fe-7a2595053a7e-003 aspose-words_-9139b92f-ab25-4f98-941f-e8602df0047b-001 aspose-words_-1fa2916f-2eae-4a67-a60e-d0daa7e9eb7b-001 aspose-words_-186e03e7-d3ce-4be0-a57b-4f37eaaa8f1e-001 6094038 aspose-words_-bd0f4266-64ed-4178-be9a-1c3d251ac7c1-002 159-faaev thumb_uss_theodore_roosevelt_cvn_71_aircraft_carrier aspose-words_-04e89716-0407-4eb1-943a-c314c8072d2a-001 aspose-words_-3c4fca80-4253-4fca-8f42-02d7b0d3d11a-003 aspose-words_-c15d2fdd-2c1c-4cb1-8e1d-9fdc5a64b697-001 aspose-words_-07dce623-350b-46b9-a92a-a24694350f8b-002 thumb_1024-12135 uss_theodore_roosevelt_cvn_71_aircraft_carrier aspose-words_-40849666-9ce1-466d-83a7-d002ee2d6a39-002 page_body_img aspose-words_-126b1126-5678-4091-ab89-a4b2c602ab78-001 aspose-words_-62f797ca-796c-4f66-abce-2abf722d18cd-001

Противолодочные корабли второй мировой войны: фрегаты и корветы.

Aspose.Words.21b757e1-236d-4509-9d35-daecb6579a30.001Противолодочные корабли второй мировой войны: фрегаты и корветы.

Во время второй мировой войны Германия во­зобновила интенсивную программу нападения на конвои, как и в годы первой мировой. Германс­кие ВМС построили огромное количество под­водных лодок, которые использовались в Атлан­тике против конвоев, перевозивших жизненно важные запасы сырья, оружия, продовольствия и военного снаряжения из Соединенных Штатов в Великобританию, а позже против конвоев, пе­ревозивших экспедиционные силы армии США в Северную Африку, к Атлантическому побережью Франции и, наконец, к побережью Италии в Сре­диземном море.

У англичан и американцев снова возросла по­требность в значительном количестве противолодочных кораблей Второй мировой войны, что­бы противостоять подводным атакам.

В период между войнами было построено лишь несколько противолодочных кораблей. Но они были оснащены очень современным поисковым оборудованием. Вооружение также шагнуло впе­ред, и корабли оснащались теперь зенитными установками.

В 1935-1938 гг. английские ВМС возобнови­ли строительство кораблей Второй мировой войны, первоначально клас­сифицировавшихся как «патрульные катера», а позднее как «корветы», — тип «Кингфишер». Такие корабли строились специально как кораб­ли сопровождения для прибрежного плавания и несли главным образом противолодочное воору­жение в виде глубинных бомб. Их отличали длинный полубак, надстройка с мостиком и одна дымовая труба. Водоизмещение составляло 530 т, а турбина приводила в движение два винта. Во­оружение состояло из зенитки калибра 3,9 дюй­ма (101 мм) и восьми пулеметов, а также глу­бинных бомб. Примерно в то же время (1933— 1938) была построена дюжина кораблей типа «Эгрет», «Биттерн» и «Лейт» водоизмещением от 1 ООО до 1 200 т с двумя винтами, вращаемыми турбиной, и многочисленным орудийным воору­жением.

Первыми корветами стали противолоочные корабли типа «Флауэр». Пятьдесят шесть таких кораблей Второй мировой войны было заказано в 1939 г., хотя в ходе войны их коли­чество увеличилось до трехсот. Первые такие противолодочные корабли были построены к концу 1940 г., и после войны многие из них были переданы ВМС Да­нии, Франции, Греции и Норвегии. Другие же были проданы или пошли на слом. Их водоизме­щение составляло 925 т, и единственный винт, приводимый в движение поршневой машиной, позволял развивать скорость лишь 16 узлов. Они были оборудованы «Эдсиком» и имели направля­ющие для глубинных бомб на корме; позднее их оснастили более эффективными «Хеджехогами». Вооружение дополнялось еще одним 3-дюймовым (76 мм) или 4-дюймовым (102 мм) орудием и различным количеством 20-мм зенитных пуле­метов.

Во время войны строили корветы другого типа. Они стали больше и составили тип «Касл», со­стоящий из кораблей, вошедших в строй между концом 1943 и концом 1944 г.

Одна поршневая машина и один винт давали скорость 16 узлов. Противолодочное вооружение кораблей Второй мировой войны — «Сквид» — включало трехствольную мортиру, вы­пускающую одновременно три глубинных заря­да. Зенитное вооружение состояло из орудия калибра 3,9 дюйма (101 мм) и от шести до десяти пулеметов 0,7 дюйма (20 мм).

Как уже говорилось, такие корветы могли развивать скорость до 16 узлов, и вскоре стало очевидным, что их скорость слишком мала, что­бы преследовать подлодки, уже к тому вре­мени развивавшие до 20 узлов на поверхности.

С целью удовлетворить запросы в скоростных судах были срочно заказаны более быстроход­ные корветы. Они также имели поршневую ма­шину, но уже при двух винтах и позже стали классифицироваться как фрегаты.

Первыми кораблями Второй мировой войны, получившими это назва­ние, стали двести двадцать пять судов типа «Ривер». Их строили главным образом в Соединен­ных Штатах и Канаде и в меньшей степени — в Великобритании. Они имели длинную брони­рованную носовую часть, расположенную от середины к носу надстройку и одну трубу. Противолодочные ко­рабли водоизмещением 1 460 т имели на воору­жении одну установку «Хеджехог», два 4-дюймо- вых (102 мм) орудия и десять зенитных пулеме­тов 0,7 дюйма (20 мм). Две машины мощностью 5 425 л. с. (5 500 кВт) помогали развивать ско­рость до 20 узлов. Удачные характеристики типа «Ривер» привели к появлению еще двух типов фрегатов, заложенных и построенных в количес­тве пятидесяти шести единиц в Великобритании. Внешне они напоминали «Ривер» и образовали два типа: «Лох» и «Бэй». При двух поршневых машинах мощностью 5 500 л. с. они давали ско­рость 19,5 узлов. Очень небольшое количество кораблей типа «Ривер» (четыре) и «Лох» (два) имели турбины и развивали скорость до 21 узла. Для двух последних типов противолодочное во­оружение возросло до двух «Хеджехогов» на «Бэй» и двух «Сквидов» на «Лохе». Зенитное вооружение было особенно сильно развито на фрегатах типа «Бэй», которые классифицирова- лнсь как фрегаты ПВО. Они были вооружены четырьмя орудиями калибра 3,9 дюйма (101 мм), восьмью 1,5-дюймовыми (40 мм) и двумя 0,7- дюймовыми (20 мм) пулеметами, тогда как фре­гаты «Лох» имели лишь одно орудие калибра 3,9 дюйма (101 мм) и около десяти пулеметов калибра 1,5 дюйма (40 мм) и 0,7 дюйма (20 мм).

ВМС США иначе развивали противолодочный флот и построили большое количество охотни­ков, обозначавшихся буквами PC, PCE, PCS и SC с номером.

Все они имели небольшое водоизмещение, ди­зельную силовую установку и были вооружены пулеметами и глубинными бомбами. Сорок два противолодочных корабля Второй мировой войны типа «PCE», имевшие номера с 842 по 904 (несколько номеров были пропущены) и пос­троенные между 1942 и 1943 гг., явились ис­ключением, поскольку походили на корветы дру­гих ВМС. Их полное водоизмещение составляло 903 т, у них была дизельная силовая установка с двумя винтами и вооружение, включающее в себя одно зенитное орудие калибра 3 дюйма (76 мм), пять 1,5-дюймовых (40 мм) пулеметов и че­тыре установки для сброса глубинных бомб. В 1943 г. были построены девяносто шесть фрега­тов типа «Такома», почти идентичных английс­ким «Ривер». Двадцать из них получили ВМС Великобритании, а двадцать восемь — советские ВМС. В дополнение к этим кораблям, специаль­но проектировавшимся как охотники за подлод­ками, ВМС Соединенных Штатов строили боль­шое количество эсминцев сопровождения (DE — destroyer escort), чтобы обеспечить конвои и дру­гие морские формирования противовоздушным и противолодочным прикрытием Эсминцы делились на шесть типов: 22 «Раддероу», 106 «Джон С. Батлер», 102 «Бакли», 72 «Бостуик», 85 «Эд- солл», 73 «Эварт», общим числом четыреста шестьдесят. Это были корабли с закрытой палу­бой, большой надстройкой с мостиком, одной трубой и характерным выступом вдоль средней части их длины. Следовательно, их можно было бы отнести к одному и тому же классу, но ос­нащение различными типами силовых установок позволяло удовлетворять различным ситуациям У «Дж .С. Батлера» была паровая турбина, «Рад­дероу» и «Бакли» — турбоэлектроходы, «Эварт» и «Бостунк» — дизель-электроходы, и, наконец, «Эдсолл» был оснащен дизельным двигателем. Все корабли имели на вооружении универсальные орудия, достаточное количество зенитных пуле­метов, метательные установки для сброса глубин­ных бомб, в отличие от кораблей других ВМС — трехствольную торпедную установку против над­водных кораблей.

В конце войны сорок шесть противолодочных кораблей типа «Бакли» и сорок шесть «Раддероу» были пере­оборудованы в быстроходные транспорты (APD) путем модифицирования корпуса. Надстройка за­няла всю ширину корабля, что позволило раз­местить две большие шлюпбалки. Была добавле­на ажурная или треногая мачта с грузовой стре­лой . Еще тридцать кораблей (два типа «Дж. С. Батлер» и двадцать восемь «Эдсоллов») были позже переоборудованы в корабли радио­локационного дозора DER. Их надстройку рас­ширили и построили большую треногу для под­держки антенн радара. Перед войной ВМС Фран­ции построили двадцать пять кораблей, офици­ально именуемых «тральщики-разведчики», кото­рые образовали тип «Элан». Их водоизмещение составляло 630-700 т. Дизельная силовая установка и два винта помогали развивать скорость до 20 узлов. Специального противолодочного оружия на них не было. Во время войны ВМС Франции были предоставлены шесть английских «Риверов», которые образовали тип «Авантюрье» и шесть американских «ЭЕ» типа «Бостуик», кото­рые образовали тип «Сенегале», а также тридцать два «РС» с полным водоизмещением 430 т, обра­зовавшие тип «Карабиньер».

ВМС Советского Союза не строили противолодочных кораблей, которые можно было отнести к фрегатам или корветам, а только патрульные катера, такие как двадцать кораблей типа «Чека» (1935-1936), пер­вые из которых носили буквы РЭ и номера с 1 по 6 (в основном это были тральщики и минные заградители), или тип «Дзержинский» 1935 г. («РБ 8» и «РБ 26»), Русские использовали так­же двадцать восемь фрегатов «Ривер», построен­ные в Соединенных Штатах, и около сотни амери­канских охотников («5С»), Тем не менее имелись различные типы противолодочных катеров русской постройки, принадлежавших типам «МО 2» (1935), «МО 4» (1936), «БО 2» (1938) и «БМО» (1939) водоизмещением 50-70 т, за исключением «БО 2», чье водоизмещение достигало 140 т и кото­рый имел дизельную силовую установку, приво­дящую в движение два или три винта.

И до войны и в ее ходе японские ВМС не имели кораблей Второй мировой войны типа фрегатов или корветов, а только маленькие дизельные корабли. Первые из них, построенные в 1933-1934 гг. и обозначен­ные «С/г /» и «С/г 2», имели водоизмещение 280 т и несли вооружение из четырех пулеметов и тридцати шести глубинных бомб. Водоизмеще­ние следующих кораблей уже 300-310 т, а во­оружение осталось прежним. Водоизмещение кораблей типов с 13 по 89 возросло до 460 т и оснащены они были одним орудием калибра 3,1 дюйма (80 мм) и тридцатью шестью глубинными бомбами. В 1939-1940 гг. было введено в строй около двухсот пятидесяти кораблей типа «С/га». При водоизмещении 135 т они имели дизельный двигатель, один винт и были вооружены двад­цатью двумя глубинными бомбами.

Некоторые противолодочные корабли сопровождения тем не менее напоминали фрегаты и корветы, — это были корабли типа «Эторофу», «Микура», «Укуру» и «Л», «В», «С», «О». Все были вооружены глубинными бомбами, их число варьировалось от тридцати шести до ста двадцати и имели двух- вальную дизельную силовую установку, кроме типа «?», где была паровая турбина и один винт. Тип «Микура» (восемь кораблей) полным водо­измещением 1 020 т имел полубак и одну трубу, сдвинутую к корме. Вооружение состояло из трех орудий калибра 4,7 дюйма (120 мм) и четырех зенитных пулеметов калибра 1 дюйм (25 мм), плюс 3-дюймовая (76 мм) глубинная мортира перед мостиком и сто двадцать глубинных бомб. Силовая установка состояла из двух дизельных двигателей мощностью 4 200 л. е., а максималь­ная скорость достигала 19,5 узлов.

Сто два корабля типа «О», построенные меж­ду 1943 и 1945 гг., имели полное водоизмеще­ние 940 т, два котла и турбинную установку мощностью 25 000 л. с. Они развивали скорость 17,5 узлов. Из-за нехватки дизельного топлива котлы переделали в 1945 г. под угольное топливо. У этих кораблей была палуба в носовой части и высокая тонкая труба. Вооружение состояло из двух маленьких орудий калибра 4,7 дюйма (120 мм), шести дюймовых (25 мм) зенитных пулеметов, 3-дюймового (76 мм) «Хеджехога», двенадцати бортовых метательных установок и ста двадцати глубинных бомб. Типы «А» и «В» принадлежа­ли, по сути, к одному типу, но различались тем, что у кораблей типа «Л» был стальной корпус (два судна), а типа «В» — деревянный (пятьде­сят семь кораблей). Постройка этих кораблей за­вершилась с окончанием войны.

Германским ВМС не требовались корабли со­провождения и охотники за подлодками для со­бственных нужд, поэтому в 1934-1935 гг. они построили лишь десять кораблей, классифицируемых как корабли сопровождения и обозначенные от /» до *Р 10». Полное водоизмещение их составляло 800 т. Большая надстройка занимала всю ширину корабля, передняя из двух труб была выше. Их вооружение составляли два орудия ка­либра 4,1 дюйма (105 мм) — одно на носу и другое на кормовой надстройке, шесть зенитных пу­леметов и глубинные бомбы. Силовая установка — турбина, два вннта, н максимальная скорость 28 узлов.

С самого начала войны итальянские ВМС, ко­торые были вынуждены использовать миноносцы и эсминцы для сопровождения конвоев, направ­ляющихся в Северную Африку, почувствовали необходимость в создании кораблей для этой цели, но кораблей достаточно дешевых в строи­тельстве и эксплуатации. Но вплоть до 1941 г. не поступало проекта корабля со стандартным водоизмещением 670 т и дизельной силовой ус­тановкой. К концу же этого года на различных верфях Италии было заказано шестьдесят таких кораблей; но до перемирия 8 сентября 1943 г. было закончено строительство лишь двадцати восьми из них.

Противолодочные корветы типа «Габбиано» во­доизмещением 728 т имели полубак, достигав­ший половины длины корабля, надстройку с мостиком и короткую трубу большого диаметра. Вооружение состояло из одного 100-мм зенитно­го орудия на полубаке, семи 20-мм пулеметов, двух торпедных аппаратов и восьми бортовых метательных установок плюс два бомбосбрасы­вателя на корме и два трала. Мощность дизелей составляла 3 500 л. е., и корабли развивали ско­рость до 18 узлов. Каждый вал имел также элек­трический мотор мощностью 75 л. е., питаемый шестьюдесятью аккумуляторами типа подлодочных, и с его помощью корабль мог развить ско­рость от 6 до 7 узлов, что использовалось для режима дрейфа в ожидании, пока работали гид­рофоны или когда корабль не хотел быть обна­руженным погруженной подлодкой. Электричес­кая силовая установка оказалась не очень пол­езной и вскоре была снята.

За долгое время службы эти корветы претер­пели значительные изменения, касающиеся их надстроек и вооружения, например, некоторые корабли получили дополнительную кормовую над­стройку (чтобы увеличить помещения для экипа­жа) когда их превратили в учебные корабли.