суда разных флотов мира

Прямая взлетная палуба авианосца

Aspose.Words.53715532-dd72-4081-8b54-0a8f54e123fe.001Британские «Игл» и «Хермес», одни из самых старых авианосцев, принимавших участие во вто­рой мировой войне, примечательны еще и тем, что с самого начала были спроектированы как авианосцы с прямой взлетной палубой, во всю длину корпуса. Более поздние корабли подобно­го типа — британские «Глориес» и «Корейджес», японские «Акаги» и «Кага» — оборудовались сту­пенчатыми палубами, позднее реконструирован­ными в прямые, во всю длину корпуса (в слу­чае «Акаги» и «Кага»).
Прямая взлетная палуба авианосца

Для постройки авианосца «Игл» был задей­ствован корпус незавершенного линейного кораб­ля «Альмиранте Кокрейн», сооружавшегося на верфи Армстронг-Ярд для Чилийского ВМФ и реквизированного британским Адмиралтейством в 1916 г. 13 апреля 1920 г. корпус был передан на верфь Портсмут-Ярд, и 26 февраля 1924 г. «Игл» был включен в состав ВМФ. Взлетная палуба повторяла формой очертания корабельно­го корпуса, сужаясь к носу, но расходясь на всю ширину судна у кормы, так что корма ко­рабля получалась почти прямоугольной. Антико­рабельное вооружение состояло из девяти 6- дюймовых .(152 мм) орудий под взлетной палу­бой, шести таких же на трех отдельных плат­формах с каждого борта и трех в кормовой час­ти на уровне главной палубы. Пять 4-дюймовых (102 мм) орудий и четыре 3-дюймовые (76 мм) зенитные пушки располагались над взлетной палубой и в надстройке. По правому борту на «Игле» был установлен внушительных размеров«остров», в то время как на «Аргусе» не было вовсе, как у «Фьюриеса» после реконструкции 1925 г. «Остров» состоял из надстройки с мос­тиком, двух высоких мачт (передняя из них — трехопорная) и двух труб. 11 августа 1942 г. «Аргус» был торпедирован в Средиземном море немецкой подводной лодкой «и-73».

Первым британским авианосцем, спроектиро­ванным и построенным как авианосец, был «Хер- мес». По очертаниям корпуса, а также по анти­корабельному и зенитному вооружению он очень походил на «Игл»; взлетная палуба его также сужалась к носу, а за «островом» находился боль­шой кран для спуска гидропланов на воду и под­ъема на борт. Подобный кран имелся и у «Игла», и у французского «Берна», но на авианосцах более поздней постройки он располагался иначе. 9 апреля 1942 г. «Хермес» был потоплен у по­бережья Цейлона.

Первыми американскими авианосцами, постро­енными в соответствии с положениями Вашин­гтонского договора, были «Саратога» и «Лек­сингтон», принятые на вооружение в 1927 г. В отличие от вступивших в строй примерно в то же время британских авианосцев типа «Глори- ес» и японских типа «Акаги», на «Саратоге» и «Лексингтоне» была установлена не ступенчатая взлетная палуба, а прямая вдоль всей длины кор­пуса, практически прямоугольная.

Если не обращать внимания на четыре орудий­ные башни со спаренными 8-дюймовыми (203 мм) антикорабельными пушками, можно сказать, что конструктивно эти два построенных в 1927 г. корабля практически не отличались от авианос­цев, построенных 1940 г. Когда началась вторая мировая война, восьмидюймовки были сняты, дабы усилить зенитную артиллерию, первоначаль­но состоявшую из двенадцати 5-дюймовых (127 мм) орудий на четырех платформах по обе сто­роны от взлетной палубы. «Саратога» и «Лек­сингтон» имели були е подводной части корпу­са, 6-дюймовый (152 мм) броневой пояс и 3-дюй­мовое (76 мм) бронирование палубы. Они были оборудованы турбоэлектрической двигательной ус­тановкой на четыре гребных винта и несли на борту до восьмидесяти самолетов («Глориес» — сорок восемь, «Акаги» — шестьдесят).

«Лексингтон» был потоплен в морском бою в Коралловом море 8 мая 1942 г., а «Саратога» — при атомных испытаниях на атолле Бикини в июле 1946 г.

В британском ВМФ первым авианосцем, об­заведшимся прямой взлетной палубой во всю дли­ну корпуса, был принятый в состав флота 16 ноября 1938 г. «Арк Ройял». Над взлетной палу­бой по правому борту возвышался «остров» — мачта-тренога и большая труба. Авиаподъемни­ков было три. Наряду с японскими «Акаги» и «Кага», в отличие от американских «Лэнгли», «Лексингтона» и «Саратоги», британские авиа­носцы того времени не оборудовались катапуль­тами для запуска бомбардировщиков — самых тяжелых на тот момент летательных аппаратов. Антикорабельной артиллерии на «Арк Ройяле» также не устанавливалось, только шестнадцать 4,5-дюймовых ("114 мм) зенитных орудий и трид­цать два 1,6-дюймовых (40 мм) автомата. Зенит­ные орудия размещались попарно в бронебаш- нях, по две башни на каждом углу взлетной палубы. Автоматных «гнезд», по восемь стволов в каждом, было четыре — два перед «островом» и два позади.

И на «Арк Ройяле», и на «Викториесе», а также на последовавших за ними «Илластрие- се», «Формидебле» и «Индомитебле» — на всех применялась паротурбинная установка с тремя гребными винтами.

После «Саратоги» и «Лексингтона» на воору­жение ВМФ США поступали авианосцы, весьма похожие на них по внешнему виду: большие, «Энтерпрайз», «Йорктаун» и «Хорнет», сошедшие со стапелей в 1938 г., и меньший, «Уосп», — в 1940 г. На больших авианосцах, с водоизмеще­нием 19 900 т (с полной нагрузкой 25 500 т), стояли паротурбинные установки с четырьмя греб­ными винтами; на «Уоспе», с водоизмещением 14 700 т (с полной нагрузкой 21000 т), — с двумя гребными винтами. Взлетные палубы име­ли прямоугольную форму, причем во время во­йны на кораблях типа «Энтерпрайз» ее размеры были увеличены до 820,20 х 113,94 фута (250x 34,73 м). На больших авианосцах было по три катапульты, две на взлетной палубе и одна в ангаре (у «Уоспа» — две в ангаре). На кораб­лях типа «Энтерпрайз» было по три подъемни­ка, все на взлетной палубе; у «Уоспа» было два на взлетной палубе и третий в левом углу носовой части, складывавшийся, когда не исполь­зовался. Зенитное вооружение всех этих авиа­носцев состояло из восьми 5-дюймовых пушек (127 мм), сгруппированных попарно на четырех платформах по краям взлетной палубы, 1,1-дюй­мовых (28 мм) счетверенных автоматов, установ­ленных перед «островом» и позади него, а так­же 0,5-дюймовых (12,7 мм) пулеметов, установ­ленных поодиночке.

В Британии и Японии перед самой войной были заложены корабли, вступившие в строй, когда война была уже в разгаре, — британские «Викториес», «Илластриес», «Формидебл» и «Ин- домитебл» (1941), японские «Дзуйкаку» и «Сока- ку» (1941), «Хие» и «Юньо» (1942). Четыре британских корабля типа «Викториес» имели во­доизмещение 29 110 т, два лифта на взлетной палубе, а катапульты на них не устанавливались. Зенитное вооружение состояло из шестнадцати 4,5-дюймовых (114 мм) орудий в восьми спарен­ных башнях по четырем углам взлетной палубы плюс 1,5-дюймовые (40 мм) автоматы в гнездах по восемь стволов; четыре таких гнезда было на взлетной палубе, два перед «островом» и два позади.

Два японских корабля, «Дзуйкаку» и «Сока- ку», имели водоизмещение 29 800 т и взлетную палубу длиной 794,45 фута (242,15 м), шириной 94,94 фута (28,94 м), с тремя подъемниками и двумя катапультами. Небезынтересно отметить расположение труб на кораблях этого типа — две трубы помещались по правому борту и были выгнуты наружу, оказываясь таким образом ниже взлетной палубы. Подобное конструктивное ре­шение было типично для многих японских ави­аносцев. Эти корабли с двигательной установ­кой на четыре гребных винта могли развивать скорость до 34,2 узла.

На «Хие» и «Юньо» был установлен очень внушительных размеров «остров», значительно на­висавший над правым бортом и увенчанный тру­бой, слегка отклоненной наружу. Обладая зна­чительно меньшей огневой мощью, корабли это­го класса имели водоизмещение всего 26 949 т вместо 29 800 т у «Дзуйкаку»; они снабжались двигательными установками на два гребных вин­та и развивали скорость до 25,5 узла.

Их зенитное вооружение состояло только из двенадцати 5-дюймовых (127 мм) орудий в шес­ти спаренных установках на трех асимметрично расположенных по бортам платформах; катапуль­ты отсутствовали. В конце 1944 г. на «Юньо» установили шесть ракетных пусковых установок, на двадцать восемь ракет каждая (итого сто шесть­десят восемь ракет), установленных у самого об­реза взлетной палубы.

За год до конца войны, в 1944 г., на воору­жение японского ВМФ поступили новейшие на тот момент авианосцы «Тайхо», «Синано» и три корабля типа «Унрю». «Синано», заложенный как третий линейный корабль типа «Ямато», имел бортовую броню в 8 дюймов (203 мм), а палуб­ную 3,1 дюйма (80 мм). У других японских ави­аносцев был гораздо более слабый броневой пояс, зато усиленная защита боекомплекта, например броневой пояс в 2,2 дюйма и бронирование хра­нилища боекомплекта 5,9 дюйма (150 мм) на «Тайхо». Именно «Тайхо» был первым японским авианосцем, на котором бронировалась взлетная палуба (3,1 дюйма). «Тайхо» и «Синано» имели сходные очертания, только водоизмещение пер­вого было 34 600 т, а второго 71 890 т то есть «Синано» был самый большой авианосец второй мировой войны. И «Тайхо» и «Синано» имели взлетную палубу с двумя подъемниками, без катапульт и с большим «островом», частично на­висавшим над правым бортом, увенчанным боль­шой трубой, наклоненной наружу под углом в 26 градусов. Вооружение «Синано» состояло из шестнадцати 5-дюймовых (127 мм) орудий и ста сорока пяти зенитных пулеметов, причем орудия размещались в восьми спаренных башнях с обе­их сторон взлётной палубы. «Синано» так и не принял участия в боевых действиях, так как был потоплен американской подводной лодкой «Ар- чер-Фиш» 29 ноября 1944 г., по пути на верфи в Кьюре, где предполагалось завершить его до­вооружение.

Из авианосцев типа «Унрю», которых намеча­лось построить шестнадцать, были построены только три — «Унрю», «Амаги» и «Кацураги». «Асо», «Касаги» и «Икома» были заложены, но не достроены. Корабли этого класса имели водо­измещение 20 100 т и конструктивно походили на легкие авианосцы, хотя и относились к тяже­лым. Небольшой «остров» у них располагался у правого борта, а выходные отверстия двух труб направлялись вовне и вниз. Взлетная палуба, раз­мерами 711,45 х 88,58 фута (216,85 х 27,00 м), была оборудована двумя подъемниками. Зенитное во­оружение состояло из двенадцати 5-дюймовых (127 мм) орудий, установленных на шести сим­метрично расположенных бортовых платформах — четыре в носовой части корабля и две в кормо­вой. Вдобавок авианосцы данного класса обору­довались девяносто девятью зенитными пулеме­тами и шестью 28-ствольными ракетными уста­новками. 19 декабря 1944 г. «Унрю» был потоп­лен американской подводной лодкой «Редфиш».

В середине 1944 г. на вооружение британ­ского ВМФ поступили авианосцы «Имплейкебл» и «Индифэтигебл». В основном они не очень силь­но отличались от «Викториеса», разве что два цельнокрытых ангара конструктивно напоминали «Арк Ронял». Водоизмещение этих кораблей было 32 110 т; они оборудовались двигательными ус­тановками на четыре гребных винта и могли раз­вивать скорость до 32 узлов.

В 1942-1945 гг. на вооружение ВМФ США поступили двадцать три авианосца типа «Эссекс» водоизмещением 36 680 т, с максимальной ско­ростью 33 узла и бравшие на борт до ста само­летов.

Существенной конструктивной особенностью кораблей этого класса было то, что они обору­довались тремя самолетоподъёмниками — двумя в средней части корпуса и третьим по левому борту, примерно напротив «острова». Впервые подобное расположение третьего подъемника было применено на «Уоспе» в 1940 г., так как оно позволяло одновременно осуществлять взлетно-поса­дочные операции и поднимать самолеты из ангара. Именно такое расположение подъемников — по краю взлетной палубы, а не в средней ее части — было решено практиковать после войны, что легко ви­деть на авианосцах типа «Мидуэй» (после ре­конструкции), «Форрестол» и на всех последую­щих проектах.

После войны, когда широкое развитие полу­чили реактивные летательные аппараты, более крупные и тяжелые, чем винтовые, в американ­ском ВМФ решили модифицировать соответству­ющим образом все корабли типа «Эссекс» — усилить палубу и увеличить размеры и грузо­подъемность лифтов, что и было проделано в 1947-1955 гг. Эта серия авианесущих кораблей получила обозначение 5СВ-27А/27С.

Прототипом, на котором впервые опробова­лась такого рода модификация, стал авианосец «Орискани», строительство которого было замо­рожено в 1946 г. 10 октября 1947 г. строитель­ные работы возобновились. Оборудованный бу- лями (с целью увеличить объем цистерн для самолетного топлива) корпус стал существенно шире — 103 фута (31,39 м) вместо 93 футов (28,34 м); палубу усилили, а катапульты заме­нили на более мощные (но тоже гидравличес­кие); у трех лифтов увеличили как габариты, так и грузоподъемность. Четыре спаренные 5- дюймовые орудийные башни, располагавшиеся на взлетной палубе перед «островом» и позади него, были демонтированы; вместо них уровнем ниже по правому борту установили четыре одностволь­ные башни. Пулеметы заменили на двадцать восемь 3-дюймовых (76 мм) зенитных орудий нового типа, смонтированных на четырнадцати бортовых платформах. К началу 1950-х гг. в ави- аносцестроении наступила эпоха угловых взлет­ных палуб; первым кораблем, претерпевшим по­добного рода модификацию, стал авианосец «Энтиетам» (также из типа «Эссекс»), после чего почти все авианосцы данного класса были оборудова­ны наклонной взлетной палубой. Плюс к этому две гидравлические катапульты заменили на па­ровые, а располагавшийся посредине взлетной палубы кормовой подъемник демонтировали и заменили на бортовой, у края правого борта.