суда разных флотов мира

Строение корабля ( X – XVII): гребцы и их расположение

Aspose.Words.57823095-ebf5-4ee5-94f1-a0302598fef1.001После битвы при Акциуме (31 г. до н.э.) большие корабли с несколькими рядами весел старались не использовать, и наметилась тенден­ция к строительству более простых кораблей, имевших один ряд весел.

Строение корабля ( X – XVII): гребцы и их расположение

Строение корабля, а именно расположение гребцов на кораблях в средние века — вопрос куда менее запутанный, чем тот, который касался полирем античных времен, пос­кольку сохранившиеся документы более ясно рас­толковывают, сколько там было гребцов и как они рассаживались на банках.

Таким образом, мы знаем, что на кораблях семейства дромонов было по два ряда весел, как говорит Лев Мудрый: «Каждый ярус гребцов должен иметь, по меньшей мере, двадцать пять банок, на которых сидят гребцы: один гребец — по правому борту, а другой — по левому... пятьдесят человек — в нижнем ярусе и от ста пятидесяти до двухсот — в верхнем». В добав­ление к этому факту, что имелось от ста пя­тидесяти до двухсот человек, по два на весло, он сообщает, что на палубе должны были находиться и другие люди, вероятно использовавшиеся как запасные гребцы, или солдаты, готовые к бою.

«Хризобул» или «Золотая булла», как имено­вались указы восточноримских императоров, про­возглашенный императором Исааком II Ангелу- сом (1185-1195) в 1188 г., согласно которому заключался союз с Венецианской республикой, устанавливает, помимо прочего, что Венеция до­лжна поставлять галеры, обслуживаемые ста сорока гребцами. В дошедшем до нас переводе говорится о галерах, но это, скорее всего, были дромоны с двумя ярусами гребцов, сорока вос­ьмью веслами (двадцать четыре по борту) в нижнем ряду и девяноста двумя (сорок шесть по борту) в верхнем. На судах семейства дромонов имелась палуба, поэтому половина банок была над палубой, а другая половина — под ней; таким образом гребцы двух разных рядов не мешали друг другу. Однако все еще остают­ся сомнения относительно того, какая система использовалась для достижения синхронизации движений между двумя рядами гребцов, которые не могли видеть друг друга. Уже упоминалось, что гребцы верхнего ряда размещались по два на весло, поскольку весла этого ряда были длин­нее и тяжелее. Это означает, что банки верхне­го ряда располагались «елочкой», в то время как банки нижнего ряда были перпендикулярны про­дольной оси судна.

По мере продвижения к кораблям из семейст­ва галер, то есть примерно к 1200 г., исчезают два расположенных один над другим ряда весел, и остается только один, но вместо одного весла на банку их становится два, три, четыре и даже пять с распределением весел, которое, если вос­пользоваться венецианским термином, называлось «зензильной системой». В античную эпоху ко­рабли с двумя веслами и двумя гребцами на банку уже существовали. Римляне называли их либурнами и позаимствовали их у иллирийцев. Таким образом, зензильная система, принятая на галерах с 1200 по 1500 гг. представляет собой возврат к старому методу.

Мы уже показали, что банки для гребцов следовало размещать «елочкой», что для весел требовалась различная длина и уключина для каждого на планшире. Рассмотрим распределе­ние весел более подробно, начиная с того, ка­ким оно было на галере с двумя гребцами на банку. Для того чтобы имелось пространство, позволяющее двум гребцам работать веслами, не мешая друг другу, скамьи необходимо было на­клонять на 37,4 дюйма (95 см), и делать их 8,8 фута (2,7 м) в длину. Двух гребцов разделяло 37,4 дюйма (95 см), и на таком же расстоянии один из них находился от планшира, а другой — от центрального прохода. Гребец, сидевший бли­же к центру, должен был орудовать веслом в фута (6,6 м) длиной, треть которого нахо­дилась перед уключиной, а 2/3 — за ней. Гре­бец, сидевший ближе к борту, орудовал веслом в 12,4 фута (3,8 м) в длину, у которого также треть шла до уключины, а 2/3' — за ней. Если весла на всех остальных банках распределены со­ответствующим образом, можно увидеть, что они должны выходить из бортов судна парами через порты 19,6 дюймов (50 см) длиной, находящиеся один от другого на расстоянии 37,4 дюйма (95 см).

Наклона в 37,4 дюйма (95 см), достаточного для банки с двумя веслами, недостаточно для банки с тремя гребцами, здесь требуется 5 фу­тов (1,55 м). Банка также должна быть длиннее, даже если предположить, что расстояние между гребцами — 23,6 дюйма (60 см), но от планши­ра до крайнего гребца и от прохода до гребцов по-прежнему по 37,4 дюйма (95 см). Длинней­шее весло принято считать равным по длине наибольшему веслу на галере с двумя веслами на банку, а именно — 21,6 фута (6,6 м), второе —

фута (4,5 м), а третье — 9,1 фута (2,8 м). Расстояние между уключинами было, вероятно,

дюймов (30 см). В подобном случае галера с тремя гребцами на банку должна иметь борто­вые порты в 31,4 дюйма (80 см) длиной, разде­ленные расстоянием в 3,7 фута (1,15 м).

Добавление четвертого гребца приводит к на­клону банки уже на 7,8 фута (2,4 м), а длина банки составляет 14,7 фута (4,5 м). Длина наи­большего весла — 23,6 фута (7,2 м), второго — 21,6 фута (6,6 м), третьего — 15,7 фута (4,8 м), и четвертого — 11,4 фута (3,5 м). Порты для весел должны быть в 5,5 фута (1,7 м) длиной, а расстояние между ними — 4,2 фута (1,3 м).

Галера с пятью веслами на банку должна иметь банки наклоном в 10,4 фута (3,2 м) и длиной в 17 футов (5,2 м). Следовательно, длин­нейшее весло должно быть в 23,6 фута (7,2 м), второе — в 21,6 фута (6,6 м), третье — в 16 футов (4,9 м), четвертое — в 12,7 фута (3,9 м) и пятое — в 9,8 фута (3 м). Порты для весел на таком судне должны быть 6,2 фута (1,9 м) дли­ной, расстояние между ними — 4,2 фута (1,3 м).

Из этих соотношений можно сделать вывод, что при увеличении числа весел на каждую бан­ку необходимо сокращать число банок, чтобы длина галеры оставалась в разумных пределах.

Наиболее приемлемое распределение весел и гребцов показано на диаграмме

Сравнение различных документов приводит нас к заключению, что наиболее удобное практичес­ки число гребцов на банку было два или три; в то время как увеличение их до четырех, пяти или шести вело к постепенному сокращению общего количества весел, при этом длина и тя­жесть последних должны были увеличиваться, что все больше и больше затрудняло управление ими. Документы XII-XV вв. сообщают, что слово «галера» обозначало корабль с тремя веслами на банку, слова же ligna и ligna de teriis — ко­рабли с меньшим числом гребцов.

Около середины XV в. имело место важное нововведение касательно гребли на галерах: вмес­то двух, трех или четырех весел на банку, каж­дым из которых работал один гребец, появилось одно большое весло, управляемое тремя, четырь­мя, а то и семью гребцами. Такой способ рабо­ты, именуемый ступенчато-ярусной системой (или системой «скалоджио»), был принят на галерах и галеасах. Весла были настоящими бревнами, длиной в 50,8 фута (15,5 м), около 16,4 фута (5 м) составлял отрезок весла до уключины (участок, называющийся «валек»), он должен был уравно­вешивать оставшийся отрезок, длиной примерно в 36 футов (11 м). В целях достижения равно­весия, валек требовалось делать таким большим, что за него не могли схватиться гребцы. Поэто­му он был снабжен деревянной рукояткой, за которую гребцы и держали весло. Ближайший к центральному проходу гребец назывался «вогаван- то», далее шли «планширный гребец», «третий гребец», «четвертый гребец» и т. д.

Большие весла ступенчато-ярусных галер тре­бовалось изготовлять из особых древесных ство­лов, и обходились они куда дороже, чем те, ко­торые использовались на галерах зензильной системы. Пантеро Пантера говорит, что одно весло для ступенчато-ярусной галеры стоит в два раза больше, чем три для зензильной.

К сожалению, ни одного подлинного галерного весла не сохранилось до нынешнего дня, а един­ственный экземпляр весла ступенчато-ярусной га­леры XVII в. находится в шведском музее.

Раз уж мы коснулись весел, следует погово­рить и о гребцах. Примерно до 1350 г. гребцы на галерах были свободными людьми, которых нанимали на эту работу флотские командиры. После 1350 г. стали использоваться в качестве гребцов военнопленные и рабы, которых покупали на рынках. Людей, осужденных за обычные пре­ступления, также отправляли грести на галерах.

В Венецианской республике примерно два века спустя, в 1542 г., был издан документ «Colegi- eto dei Condanati», регламентирующий положе­ние осужденных, приговоренных к галерам. Од­нако оставались еще свободные гребцы, особен­но для галер «Capi da Маг», в то время как каторжные галеры объединялись в эскадру, воз­главляемую «Управляющим осужденными».

Около 1500 г., как свидетельствуют докумен­ты, почти все галиоты были укомплектованы осужденными, и гребцы были разделены на три категории, которые перечисляет Кресченцио в вышеназванном труде:

Заключенные, приговоренные к каторжным работам, т.е. отправленные на галеры по приго­вору суда на определенный срок или пожизнен­но, были прикованы к банкам за правую ногу, если занимали банки по левому борту, и за ле­вую, если размещались по правому борту. Борода и волосы на голове у них сбривались.
Рабы, или «турки», другими словами — магометане, которых захватывали в плен или покупали на рынках, использовались также для работ на берегу, связанных с пополнением запа­сов дерева и воды, и для работ на борту. Они также были прикованы за ногу к банкам, а на бритой голове оставляли пучок волос.
Вольнонаемные гребцы, или свободные — это осужденные, которые, отбыв срок, остава­лись на галерах по собственному желанню, или же это были бродяги и авантюристы. Кресчен­цио говорит, что наибольшей и наилучшей их частью были испанцы и неаполитанцы. Хотя вольнонаемные и были прикованы, им платили жалованье, которое тратилось частично на пок­рытие расходов на питание и тому подобное, часть — на одежду, которая осужденным и рабам выдавалась бесплатно. Они могли быть и «раско­ванными» и свободно передвигаться по галере, нося только железное кольцо на лодыжке или кандалы. Их можно было отличить от прочих, поскольку они носили бороды. Гребцы на загребные весла рекрутировались из вольнонаемных.

После XIV в. гребцами были, большей частью, осужденные и рабы. Во время обычного плава­ния только треть гребцов работала, остальные же две трети отдыхали, дожидаясь своей очере­ди. По этой причине на одной галере было шесть загребных весел: два на кормовой скамье, два на восьмой и два на шестнадцатой, дабы воз­главлять работу в соответствующем секторе. Только во время боя, а также вхождения в порт и выхода из порта были задействованы все вес­ла, подобно тому, как на пароходах с нескольки­ми котлами при соответствующих обстоятельст­вах работают все котлы, а при нормальном дви­жении с экономичной скоростью некоторые из них остаются холодными.

Зензильные галеры не всегда были укомплек­тованы полностью. Когда Венецианской респуб­ лике приходилось посылать галеры в восточную часть Средиземного моря, те обычно отплывали с двумя веслами на банку, а затем количество гребцов на банку доводилось до трех, то есть состав их пополняли в Албании или Греции, где галерных гребцов нанимали на месте. Практики этой больше не придерживались, когда начала вводиться ступенчато-ярусная система: как по­тому, что одним веслом не могло отныне орудо­вать число гребцов, меньше предусмотренного, так и потому, что вместо вольнонаемных исполь­зовались рабы и осужденные.

Венецианская галера XVII в. Венецианский галеас XVII в.

Расположение гребцов во время боя.

Aspose.Words.7872d20d-91fe-49ac-90a9-946b375732c1.001

Эти два рисунка взяты из рукописи, хранящейся в библиотеке Кверини Стампалиа и Венеции. На одном, где представлена галера, гребцы расположены по ступенчато-ярусной системе по пятеро на банку, по каждому борту — 18 весел. Следовательно, это галера одного из старших командиров. Боевые позиции всей команды корабля показаны подробно. Следует заметить, что капитан и армейский командир располагались в кормовой части центрального прохода, а солдаты — по фальшбортам. На этой галере имелось три главных пушки (одна собственно пушка и два фальконета), шесть пушек в носовой части по правому и левому борту вдоль барьеров, шесть пушек на подставках по правому и левому борту и кормовой части, и четыре — по две с каждой стороны — на фальшбортах. На рисунке, изображающем галеас, обратите внимание на тяжелые батареи на носу (10 пушек) и на корме (17 пушек) плюс еще восемь пушек (по 4 с каждой стороны) на фальшбортах. На галеасе капитан и военный командир располагались не и центральном проходе, а на шканцах. У представленного здесь галеаса имеется три мачты и 21 весло по каждому борту, каждым из которых управляет семь гребцов. Следует отметить, что в то время как на галере имелось три центральных пушки и шесть фальконетов (по три с каждой стороны), на этом галеасе — две центральных пушки и по две у бортов, а также немалое число кормовых пушек, и все они жестко фиксированы.