Строение корабля ( X – XVII): гребцы и их расположение
После битвы при Акциуме (31 г. до н.э.) большие корабли с несколькими рядами весел старались не использовать, и наметилась тенденция к строительству более простых кораблей, имевших один ряд весел.
Строение корабля ( X – XVII): гребцы и их расположение
Строение корабля, а именно расположение гребцов на кораблях в средние века — вопрос куда менее запутанный, чем тот, который касался полирем античных времен, поскольку сохранившиеся документы более ясно растолковывают, сколько там было гребцов и как они рассаживались на банках.
Таким образом, мы знаем, что на кораблях семейства дромонов было по два ряда весел, как говорит Лев Мудрый: «Каждый ярус гребцов должен иметь, по меньшей мере, двадцать пять банок, на которых сидят гребцы: один гребец — по правому борту, а другой — по левому... пятьдесят человек — в нижнем ярусе и от ста пятидесяти до двухсот — в верхнем». В добавление к этому факту, что имелось от ста пятидесяти до двухсот человек, по два на весло, он сообщает, что на палубе должны были находиться и другие люди, вероятно использовавшиеся как запасные гребцы, или солдаты, готовые к бою.
«Хризобул» или «Золотая булла», как именовались указы восточноримских императоров, провозглашенный императором Исааком II Ангелу- сом (1185-1195) в 1188 г., согласно которому заключался союз с Венецианской республикой, устанавливает, помимо прочего, что Венеция должна поставлять галеры, обслуживаемые ста сорока гребцами. В дошедшем до нас переводе говорится о галерах, но это, скорее всего, были дромоны с двумя ярусами гребцов, сорока восьмью веслами (двадцать четыре по борту) в нижнем ряду и девяноста двумя (сорок шесть по борту) в верхнем. На судах семейства дромонов имелась палуба, поэтому половина банок была над палубой, а другая половина — под ней; таким образом гребцы двух разных рядов не мешали друг другу. Однако все еще остаются сомнения относительно того, какая система использовалась для достижения синхронизации движений между двумя рядами гребцов, которые не могли видеть друг друга. Уже упоминалось, что гребцы верхнего ряда размещались по два на весло, поскольку весла этого ряда были длиннее и тяжелее. Это означает, что банки верхнего ряда располагались «елочкой», в то время как банки нижнего ряда были перпендикулярны продольной оси судна.
По мере продвижения к кораблям из семейства галер, то есть примерно к 1200 г., исчезают два расположенных один над другим ряда весел, и остается только один, но вместо одного весла на банку их становится два, три, четыре и даже пять с распределением весел, которое, если воспользоваться венецианским термином, называлось «зензильной системой». В античную эпоху корабли с двумя веслами и двумя гребцами на банку уже существовали. Римляне называли их либурнами и позаимствовали их у иллирийцев. Таким образом, зензильная система, принятая на галерах с 1200 по 1500 гг. представляет собой возврат к старому методу.
Мы уже показали, что банки для гребцов следовало размещать «елочкой», что для весел требовалась различная длина и уключина для каждого на планшире. Рассмотрим распределение весел более подробно, начиная с того, каким оно было на галере с двумя гребцами на банку. Для того чтобы имелось пространство, позволяющее двум гребцам работать веслами, не мешая друг другу, скамьи необходимо было наклонять на 37,4 дюйма (95 см), и делать их 8,8 фута (2,7 м) в длину. Двух гребцов разделяло 37,4 дюйма (95 см), и на таком же расстоянии один из них находился от планшира, а другой — от центрального прохода. Гребец, сидевший ближе к центру, должен был орудовать веслом в фута (6,6 м) длиной, треть которого находилась перед уключиной, а 2/3 — за ней. Гребец, сидевший ближе к борту, орудовал веслом в 12,4 фута (3,8 м) в длину, у которого также треть шла до уключины, а 2/3' — за ней. Если весла на всех остальных банках распределены соответствующим образом, можно увидеть, что они должны выходить из бортов судна парами через порты 19,6 дюймов (50 см) длиной, находящиеся один от другого на расстоянии 37,4 дюйма (95 см).
Наклона в 37,4 дюйма (95 см), достаточного для банки с двумя веслами, недостаточно для банки с тремя гребцами, здесь требуется 5 футов (1,55 м). Банка также должна быть длиннее, даже если предположить, что расстояние между гребцами — 23,6 дюйма (60 см), но от планшира до крайнего гребца и от прохода до гребцов по-прежнему по 37,4 дюйма (95 см). Длиннейшее весло принято считать равным по длине наибольшему веслу на галере с двумя веслами на банку, а именно — 21,6 фута (6,6 м), второе —
фута (4,5 м), а третье — 9,1 фута (2,8 м). Расстояние между уключинами было, вероятно,
дюймов (30 см). В подобном случае галера с тремя гребцами на банку должна иметь бортовые порты в 31,4 дюйма (80 см) длиной, разделенные расстоянием в 3,7 фута (1,15 м).
Добавление четвертого гребца приводит к наклону банки уже на 7,8 фута (2,4 м), а длина банки составляет 14,7 фута (4,5 м). Длина наибольшего весла — 23,6 фута (7,2 м), второго — 21,6 фута (6,6 м), третьего — 15,7 фута (4,8 м), и четвертого — 11,4 фута (3,5 м). Порты для весел должны быть в 5,5 фута (1,7 м) длиной, а расстояние между ними — 4,2 фута (1,3 м).
Галера с пятью веслами на банку должна иметь банки наклоном в 10,4 фута (3,2 м) и длиной в 17 футов (5,2 м). Следовательно, длиннейшее весло должно быть в 23,6 фута (7,2 м), второе — в 21,6 фута (6,6 м), третье — в 16 футов (4,9 м), четвертое — в 12,7 фута (3,9 м) и пятое — в 9,8 фута (3 м). Порты для весел на таком судне должны быть 6,2 фута (1,9 м) длиной, расстояние между ними — 4,2 фута (1,3 м).
Из этих соотношений можно сделать вывод, что при увеличении числа весел на каждую банку необходимо сокращать число банок, чтобы длина галеры оставалась в разумных пределах.
Наиболее приемлемое распределение весел и гребцов показано на диаграмме
Сравнение различных документов приводит нас к заключению, что наиболее удобное практически число гребцов на банку было два или три; в то время как увеличение их до четырех, пяти или шести вело к постепенному сокращению общего количества весел, при этом длина и тяжесть последних должны были увеличиваться, что все больше и больше затрудняло управление ими. Документы XII-XV вв. сообщают, что слово «галера» обозначало корабль с тремя веслами на банку, слова же ligna и ligna de teriis — корабли с меньшим числом гребцов.
Около середины XV в. имело место важное нововведение касательно гребли на галерах: вместо двух, трех или четырех весел на банку, каждым из которых работал один гребец, появилось одно большое весло, управляемое тремя, четырьмя, а то и семью гребцами. Такой способ работы, именуемый ступенчато-ярусной системой (или системой «скалоджио»), был принят на галерах и галеасах. Весла были настоящими бревнами, длиной в 50,8 фута (15,5 м), около 16,4 фута (5 м) составлял отрезок весла до уключины (участок, называющийся «валек»), он должен был уравновешивать оставшийся отрезок, длиной примерно в 36 футов (11 м). В целях достижения равновесия, валек требовалось делать таким большим, что за него не могли схватиться гребцы. Поэтому он был снабжен деревянной рукояткой, за которую гребцы и держали весло. Ближайший к центральному проходу гребец назывался «вогаван- то», далее шли «планширный гребец», «третий гребец», «четвертый гребец» и т. д.
Большие весла ступенчато-ярусных галер требовалось изготовлять из особых древесных стволов, и обходились они куда дороже, чем те, которые использовались на галерах зензильной системы. Пантеро Пантера говорит, что одно весло для ступенчато-ярусной галеры стоит в два раза больше, чем три для зензильной.
К сожалению, ни одного подлинного галерного весла не сохранилось до нынешнего дня, а единственный экземпляр весла ступенчато-ярусной галеры XVII в. находится в шведском музее.
Раз уж мы коснулись весел, следует поговорить и о гребцах. Примерно до 1350 г. гребцы на галерах были свободными людьми, которых нанимали на эту работу флотские командиры. После 1350 г. стали использоваться в качестве гребцов военнопленные и рабы, которых покупали на рынках. Людей, осужденных за обычные преступления, также отправляли грести на галерах.
В Венецианской республике примерно два века спустя, в 1542 г., был издан документ «Colegi- eto dei Condanati», регламентирующий положение осужденных, приговоренных к галерам. Однако оставались еще свободные гребцы, особенно для галер «Capi da Маг», в то время как каторжные галеры объединялись в эскадру, возглавляемую «Управляющим осужденными».
Около 1500 г., как свидетельствуют документы, почти все галиоты были укомплектованы осужденными, и гребцы были разделены на три категории, которые перечисляет Кресченцио в вышеназванном труде:
Заключенные, приговоренные к каторжным работам, т.е. отправленные на галеры по приговору суда на определенный срок или пожизненно, были прикованы к банкам за правую ногу, если занимали банки по левому борту, и за левую, если размещались по правому борту. Борода и волосы на голове у них сбривались.
Рабы, или «турки», другими словами — магометане, которых захватывали в плен или покупали на рынках, использовались также для работ на берегу, связанных с пополнением запасов дерева и воды, и для работ на борту. Они также были прикованы за ногу к банкам, а на бритой голове оставляли пучок волос.
Вольнонаемные гребцы, или свободные — это осужденные, которые, отбыв срок, оставались на галерах по собственному желанню, или же это были бродяги и авантюристы. Кресченцио говорит, что наибольшей и наилучшей их частью были испанцы и неаполитанцы. Хотя вольнонаемные и были прикованы, им платили жалованье, которое тратилось частично на покрытие расходов на питание и тому подобное, часть — на одежду, которая осужденным и рабам выдавалась бесплатно. Они могли быть и «раскованными» и свободно передвигаться по галере, нося только железное кольцо на лодыжке или кандалы. Их можно было отличить от прочих, поскольку они носили бороды. Гребцы на загребные весла рекрутировались из вольнонаемных.
После XIV в. гребцами были, большей частью, осужденные и рабы. Во время обычного плавания только треть гребцов работала, остальные же две трети отдыхали, дожидаясь своей очереди. По этой причине на одной галере было шесть загребных весел: два на кормовой скамье, два на восьмой и два на шестнадцатой, дабы возглавлять работу в соответствующем секторе. Только во время боя, а также вхождения в порт и выхода из порта были задействованы все весла, подобно тому, как на пароходах с несколькими котлами при соответствующих обстоятельствах работают все котлы, а при нормальном движении с экономичной скоростью некоторые из них остаются холодными.
Зензильные галеры не всегда были укомплектованы полностью. Когда Венецианской респуб лике приходилось посылать галеры в восточную часть Средиземного моря, те обычно отплывали с двумя веслами на банку, а затем количество гребцов на банку доводилось до трех, то есть состав их пополняли в Албании или Греции, где галерных гребцов нанимали на месте. Практики этой больше не придерживались, когда начала вводиться ступенчато-ярусная система: как потому, что одним веслом не могло отныне орудовать число гребцов, меньше предусмотренного, так и потому, что вместо вольнонаемных использовались рабы и осужденные.
Венецианская галера XVII в. Венецианский галеас XVII в.
Расположение гребцов во время боя.
Эти два рисунка взяты из рукописи, хранящейся в библиотеке Кверини Стампалиа и Венеции. На одном, где представлена галера, гребцы расположены по ступенчато-ярусной системе по пятеро на банку, по каждому борту — 18 весел. Следовательно, это галера одного из старших командиров. Боевые позиции всей команды корабля показаны подробно. Следует заметить, что капитан и армейский командир располагались в кормовой части центрального прохода, а солдаты — по фальшбортам. На этой галере имелось три главных пушки (одна собственно пушка и два фальконета), шесть пушек в носовой части по правому и левому борту вдоль барьеров, шесть пушек на подставках по правому и левому борту и кормовой части, и четыре — по две с каждой стороны — на фальшбортах. На рисунке, изображающем галеас, обратите внимание на тяжелые батареи на носу (10 пушек) и на корме (17 пушек) плюс еще восемь пушек (по 4 с каждой стороны) на фальшбортах. На галеасе капитан и военный командир располагались не и центральном проходе, а на шканцах. У представленного здесь галеаса имеется три мачты и 21 весло по каждому борту, каждым из которых управляет семь гребцов. Следует отметить, что в то время как на галере имелось три центральных пушки и шесть фальконетов (по три с каждой стороны), на этом галеасе — две центральных пушки и по две у бортов, а также немалое число кормовых пушек, и все они жестко фиксированы.