Тяжелые крейсера и крейсера пво с 1925 по 1947 гг.
Тяжелые крейсера и крейсера пво с 1925 по 1947 гг.
Говоря о тяжелых крейсерах и крейсерах ПВО, мы упоминали Лондонскую морскую конференцию, проходившую с 6 февраля до 22 апреля 1930 г., на которой были приняты предписания, касавшиеся второго типа крейсеров, вооруженных пушками с максимальным калибром в 6,1 дюйма (155 мм) и именовавшихся «легкими крейсерами» в отличие от «тяжелых крейсеров», вооруженных 8-дюймовы- ми (203 мм) орудиями.
Поскольку термин «легкий крейсер» уже употреблялся для определения турбинных крейсеров периода 1903-1922 гг., то эти суда было бы правильнее именовать «крейсерами лондонского типа» или тяжелыми крейсерами. Тем не менее, термин «легкий крейсер» также будет употребляться в тексте.
На конференции пришли к соглашению, что Великобритания может иметь легких крейсеров водоизмещением в общей сложности 192 200 т, Соединенные Штаты — 143 500 т и Япония — 100 400 т. В отношении Франции и Италии согласие не было достигнуто, ибо обе страны расходились во мнениях по вопросу о «морском паритете». Следует отметить, что Великобритания получила более высокую «квоту», чем США; зато последние имели большую квоту на тяжелые крейсера и крейсера ПВО, исходя из того, что оперативные нужды порождают различные потребности в этих двух странах. И в самом деле, Великобритания нуждалась в большом количестве малых, не очень тяжело вооруженных крейсеров, тогда как Соединенным Штатам требовались большие, хорошо вооруженные суда, что уже имело место в 1890-1900 гг., когда США проявили больше предпочтения к «броненосным», чем к «бронепалубным» крейсерам. Поскольку лимит водоизмещения в 10 000 т для крейсеров, установленный Вашингтонским договором, был признан действительным, стороны сочли необязательным устанавливать какие-либо лимиты для легких крейсеров. Это обстоятельство дало повод для возникновения парадоксальной ситуации, когда появились тяжелые крейсера с водоизмещением 9 850 т, как английские суда типа «Кент» (1928), и легкие крейсера с водоизмещением в 14 500 т, как американские суда типа «Вустер» (1948).
Все вышеупомянутые классы судов были вооружены 5,9-дюймовыми (150 мм) или 6,1-дюймовыми (155 мм) противокорабельными орудиями; меньшие калибры использовались на судах немецкой постройки, таких как «Кёнигсберг» и «Нюрнберг» или на судах, построенных по немецким моделям, таких как голландские типа «Де Рейтер» (1936). По каким-то непонятным причинам японские суда типа «Агано» (1942) также имели 5,9-дюймовые (150 мм) орудия. Количество этих орудий колебалось от минимума в шесть до максимума в пятнадцать стволов, неизменно располагавшихся в сдвоенных или строенных поворотных башнях. Британские суда типа «Аре- туза» (1935) имели шесть орудий в трех сдвоенных башнях, две спереди и одна на корме. Британские суда типа крейсера ПВО «Линдер» (1933), итальянские типа «Колеони» (1932) и «Эудженио ди Савойя» (1936), австралийские типа «Сидней» (1936) имели восемь орудий в четырех сдвоенных башнях, по две на носу и на корме. Испанские суда типа «Принсипэ Альфонсо» (1925-1928) также были вооружены восемью 6-дюймовыми (152 мм) орудиями в необычном расположении: два орудия в одиночных башнях — одно на носу и одно на корме, — и шесть в трех сдвоенных башнях — одна на носу и одна на корме перед одиночными башнями, и одна на центральной надстройке за дымовыми трубами. Французские суда типа «Ла Галисоньер» (1935) имели девять орудий в трех строенных башнях, две спереди и одна на корме. Немецкие суда типа «Нюрнберг» и «Кёниг- сберг» имели две строенные башни на корме и одну спереди; на «Нюрнберге» все они были расположены по осевой линии, но на «Карлсруэ», «Кенигсберге» и «Кельне» одна из кормовых башен была сдвинута к правому борту, а вторая к левому. На десятипушечных судах орудия размещались в двух сдвоенных и двух строенных поворотных башнях, как у итальянских крейсеров типа «Дюк Дегли Абруци» (1937). Для двенадцати пушек были два варианта размещения: либо в четырех строенных башнях, как на британских судах типа тяжелый крейсер «Фиджи» (1940), американского типа «Гэлвестон» (1942) и британских типа «Саутхемптон» (1937), либо в шести спаренных башнях, как на американских крейсерах типа «Вустер» (1948). Для пятнадцати пушек единственным вариантом было размещение в пяти строенных башнях, как на американских судах типа «Бруклин» (1938) и японских типа «Мога- ми» до их перестройки в 1939 г.
Японские суда типа «Катори» (1940) имели всего четыре 5,5-дюймовые (140 мм) пушки в двух спаренных башнях, одну спереди и одну на корме. Три судна типа «Агано» имели шесть 5,9- дюймовых (150 мм) орудий в трех сдвоенных башнях, две спереди и одну на корме, а два голландских судна типа «Де Рейтер» — семь 5,9- дюймовых (150 мм) орудий в четырех башнях: две сдвоенные на корме и одна сдвоенная и одна одиночная на носу.
Зенитное вооружение на старых типах судов обычно состояло из весьма незначительного количества пушек и пулеметов. Британские суда типа «Линдер» и «Аретуза» (1933-1935) фактически имели четыре 4-дюймовых (102 мм) пушки и от четырнадцати до восемнадцати пулеметов. Этот комплект был затем увеличен до восьми—двенадцати 5-дюймовых (127 мм) пушек на тяжелых крейсерах типа «Могами» (1939), «Бруклин» (1938) и «Кливленд» (1942) и достиг двадцати 3-дюймовых (76 мм) зенитных орудий на судах типа «Вустер».
Почти все эти крейсера ПВО имели торпедные аппараты; наиболее заслуживающими внимания являются немецкие суда типа «Кёнигсберг» (1929) и «Нюрнберг» (1935) и японские типа «Могами» (1939), причем у немецких было двенадцать наводящихся на цель аппаратов в четырех строенных установках и у японцев столько же, только они были закреплены неподвижно и установлены поперек судна. Испанские суда типа «При- нсипэ Альфонсо» тоже обладали двенадцатью торпедными аппаратами в четырех наводящихся на цель установках. Другие суда имели меньшее количество торпедных аппаратов: восемь на британских судах типа «Линдер» и австралийских типа «Сидней», и четыре на итальянских судах типа «Колеони» и «Монтекукколи». Американские тяжелые крейсера типа «Бруклин», «Кливленд» и «Вустер» вообще не имели торпедных аппаратов.
Броня была довольно солидной по сравнению с тяжелыми крейсерами, которые, как уже упоминалось, обычно имели броневой пояс от 3 дюймов (76 мм) до 3,9 дюймов (100 мм) толщины, как на японских судах типа «Тон», и 5,9-3,9 дюймов (150-100 мм) на итальянских судах типа «Зара». Американские суда типа «Вустер» (1948) имели броневой пояс толщиной в 6-дюймов (152 мм), эквивалентный калибру своих орудий, и мощную горизонтальную броню на двух палубах: 3 дюйма (76 мм) на главной палубе и 2 дюйма (51 мм) на верхней палубе. У большинства крейсеров была только одна броневая палуба. Итальянские суда типа «Дюка Дегли Абруцци» и японские тиЬа «Могами» имели броневой пояс значительной толщины: 3,9 дюйма + 1,1 дюйма (100 + 30 мм) у первых и 3,9 дюйма (100 мм) у вторых. Итальянские суда типа «Колеони» со своим 0,9-дюймовым (24 мм) броневым поясом и 0,7-дюймовой (20 мм) палубой обладали невероятно мощной защитой. С годами отмечалась общая тенденция к увеличению броневой защиты, что приводило к увеличению водоизмещения судов.
Силовые установки в целом были достаточно мощными, чтобы обеспечить возможность достижения высоких скоростей тяжелыми крейсерами. Самыми быстроходными легкими крейсерами были итальянские, хотя все двухвинтовые суда могли ходить тридцать семь узлов, например, суда типа «Колеони»и «Монтекукколли». Японские суда типа «Могами» развивали такую же скорость, хоть и были че- тырехвинтовыми. Практически все остальные легкие крейсера и крейсера ПВО являлись четырехвинтовыми судами и развивали скорость от тридцати двух до тридцати трех узлов.
Смешанные силовые установки (паровые турбины и дизельные моторы) немецких тяжелых крейсеров типа «Кенигсберг» с двумя турбинными агрегатами и четырьмя дизельными моторами заслуживают специального упоминания. На судах типа «Кенигсберг» обе турбины и оба мотора вращали передаточный механизм, который приводил в движение оба винта. У судов типа «Нюрнберг» было три гребных винта, причем два боковых приводились в движение паровыми турбинами, а средний — четырьмя дизель-моторами. Наивысшей скоростью, достигавшейся с помощью паровых турбин, были тридцать два узла.
Подобно «вашингтонским» типам, легкие (или «лондонского» типа) крейсера также имели катапульты и разведывательные самолеты - это были тяжелые крейсера ПВО по своей сути. Американские суда типа «Бруклин», «Кливленд» и «Во- честер» имели две катапульты, обе расположенные прямо на корме вместе с ангарами для самолетов. Японские суда типа «Могами» имели две катапульты, расположенные позади дымовых труб.
Следует напомнить, что с июля 1942 г. по апрель 1943 г. «Могами» был переоборудован в авианосец благодаря ликвидации двух кормовых 8-дюймовых (203 мм) орудийных башен и оборудованию площадки с расположенным под ней самолетным ангаром, занявшим почти всю кормовую часть палубы.
Русские тяжелые крейсера классов «Свердлов» и «Чапаев» представляют собой особый тип легких крейсеров. Примерно в течение десяти лет после окончания второй мировой войны русский во- енно-морской флот все еще значительно отставал от западных флотов.
Шесть крейсеров ПВО типа «Чапаев», заложенных в 1939-1940 гг. вступили в строй в 1948-1950 гг. Они имели водоизмещение 15 500 т и были вооружены двенадцатью 6-дюймовыми (152 мм) орудиями в четырех строенных башнях.
Крейсера класса «Чапаев» были оборудованы для транспортировки и постановки двухсот подводных мин. Исходя из этого, можно было рассматривать их как минные крейсера. У них было довольно мощное зенитное вооружение из восьми 3,9-дюймовых (101 мм) зенитных орудий и двадцати восьми 1,4-дюймовых (37 мм) зенитных пулеметов. Они могли развивать скорость в тридцать пять узлов и имели смешанную силовую установку из двух турбоагрегатов и двух дизель- моторов, приводивших в движение два гребных винта.
Крейсера ПВО класса «Свердлов», принятые на вооружение в 1953-1958 гг., были уже устаревшими, когда начали свою службу на флоте. Первоначально их должно было быть двадцать четыре, но из двадцати заложенных на стапелях были закончены строительством только четырнадцать, поскольку три пошли на слом прямо со слипа, а три сразу после спуска на воду. Затем их число уменьшилось до двенадцати, после того как один крейсер был передан Индонезии, а еще один был переоборудован в исследовательское судно по испытанию ракетной техники. Суда были вооружены двенадцатью 6-дюймовыми (152 мм) орудиями, двенадцатью 3,9-дюймовыми (100 мм) зенитными пушками и тридцатью двумя 1,4-дюймовыми (37 мм) пулеметами, а также десятью торпедными аппаратами и оборудованием для транспортировки 125 мин.
Суда классов тяжелый крейсер «Чапаев» и «Свердлов» имели броневой пояс толщиной в 3,5-4,9 дюймов (90-125 мм). У судов класса «Чапаев» только главные палубы были покрыты броней толщиной 2 дюйма (51 мм), тогда как на судах класса «Свердлов» бронированными были и главные и верхние палубы (3 дюйма или 76 мм толщиной).
Один из тяжелых крейсеров ПВО класса «Свердлов» был переоборудован в ракетный крейсер с помощью смонтированной на корме пусковой ракетной установки, сохранив при этом обычное вооружение в передней части судна; «Дзержинский» (1962), «Адмирал Сенявин» (1972) и «Жданов» (1974) были переоборудованы в штабные крейсера путем замены 6-дюймовой башни большой крытой надстройкой (с пусковой ракетной установкой ближнего действия). У «Адмирала Сенявина» были сняты обе кормовые башни.
Во время использования самолетов-торпедоносцев и бомбардировщиков против военно-морских соединений показало, что все суда имели совершенно недостаточное противовоздушное вооружение, коль скоро так много дополнительных зенитных пулеметов было установлено в придачу к уже существовавшим на линейных кораблях, крейсерах, эсминцах и даже авианосцах. Эти пулеметы обычно устанавливались на спаренных, строенных и счетверенных турелях и располагались на надстройках или, следуя американской практике, на каждом носовом и кормовом конце главной палубы. Необходимость в более эффективной противовоздушной обороне стала ощутимой уже в 1938-1939 гг.; к тому времени уже были спроектированы и находились в процессе строительства крейсера, вооруженные скорострельными малокалиберными пушками. Это были орудия двойного назначения: противокорабельные и зенитные одновременно, а те, что были изготовлены к концу войны, имели систему радарного наведения. Такие корабли получили название «крейсера противовоздушной обороны» или крейсера ПВО.
В число выдающихся образцов довоенных крейсеров ПВО входят одиннадцать британских крейсеров класса «Дидо», вступившие в строй в 1940-1941 гг., вооруженные десятью 5,2-дюймовыми (133 мм) пушками в пяти спаренных поворотных башнях и шестнадцатью 1,5-дюймовыми (40 мм) и 0,4-дюймовыми (12 мм) пулеметами, а также одиннадцать американских судов класса «Атланта», вступивших в строй в 1941-1942 гг., имевшие на вооружении от двенадцати до шестнадцати 5-дюймовых (127 мм) пушек в сдвоенных башнях и сорок восемь 1,5-дюймовых (40 мм) и 0,7-дюймовых (20 мм) пулеметов. Вооружение этих судов, однако, оказалось легче, чем у крейсеров ПВО, построенных несколькими годами позже и включивших в себя новые качества, основанные на уроках, полученных во время войны. Американские крейсера типа «Кливленд» (1942-1943), таким образом, кроме своей противокорабельной артиллерии имели также зенитное вооружение из двенадцати 5-дюймовых (127 мм) зенитных орудий и пятидесяти двух 1,5-дюймовых (40 мм) и 0,7-дюймовых (20 мм) зенитных пулеметов. Последовавшие затем суда типа «Вустер» (1948-1949) имели двенадцать 5-дюймовых (127 мм) противокорабельных и зенитных орудий и двадцать 3-дюймовых (76 мм) автоматических зенитных орудий нового типа, а также двадцать четыре пулемета. Более того, их 6-дюймовая артиллерия главного калибра была рассчитана и на стрельбу по самолетам. Французские суда типа «Де Грасс» и «Кольбер» были характерным примером послевоенного проектирования крейсеров ПВО. Они вступили в строй в 1956-1959 гг. и были вооружены шестнадцатью 5-дюймовыми (127 мм) зенитными и противокорабельными пушками и двадцатью 2,2-дюймовыми (57 мм) зенитными пулеметами. Голландские суда типа «Де Рейтер» и «Де Зевен Провинсиен» (1953-1954) могли служить примером дальнейшего развития послевоенных крейсеров ПВО.
Вооружение подобного типа было заменено, когда суда стали оснащать ракетами как средством противовоздушной обороны. «Де Зевен Провинсиен» был переоборудован в ракетный крейсер, и с шестью американскими крейсерами класса «Кливленд» поступили таким же образом. Когда последние были включены в состав действующих сил военно-морского флота, сойдя со стапелей после постройки, они имели мощное вооружение, состоявшее из обычных типов зенитных орудий.
Британские суда типа тяжелого крейсера ПВО «Дидо» (1940-1941) имели пять 5,2-дюймовых (133 мм) сдвоенных орудийных башен, три перед центральной надстройкой на трех следовавших друг над другом уровнях, и две на корме на двух уровнях. Восемь пулеметов в счетверенных турелях располагались на площадках по обе стороны от задней дымовой трубы. Арсенал также включал в себя шесть торпедных аппаратов в двух наводящихся на цель строенных установках, расположенных на главной палубе по обе стороны от задней дымовой трубы.
Американские крейсера ПВО класса «Атланта» (1941- 1942) обладали более солидным противовоздушным вооружением, которое было сконцентрировано преимущественно в центре. Суда с шестнадцатью 5- дюймовыми (127 мм) орудиями, а именно «Атланта», «Сан Диего», «Джуно» и «Сан Джуан», имели восемь сдвоенных орудийных башен: три впереди и три позади центральной надстройки на двух уровнях, и две симметрично расположенные на платформах по обе стороны от ходового мостика. Десять 1,5-дюймовых (40 мм) пулеметов размещались в трех спаренных и одной счетверенной турелях, причем последняя находилась на корме. Пулеметы калибра 0,7 дюйма (20 мм) размещались по одному, два из них на корме. Следующие четыре судна этого класса заменили свои две 5- дюймовые (127 мм) боковые башни двумя спаренными 1,5-дюймовыми (40 мм) пулеметами; в общей сложности они были оснащены восемью спаренными турелями. Первые восемь крейсеров класса «Атланта» имели восемь торпед в счетверенных торпедных аппаратах; последние три судна этого класса торпедных аппаратов не имели.
Италия стремилась оснастить свой военно-морской флот тяжелыми крейсерами ПВО, для чего приступила к строительству двух судов «Этна» и «Везувио», которые, однако, не были закончены к моменту перемирия 8 сентября 1943 г.; фактически они были затоплены, чтобы не попасть в руки немцев. Они должны были иметь вооружение из шести 5,3-дюймовых (135 мм) орудий в трех сдвоенных башнях и десяти небольших 2,5-дюймовых (65 мм) орудий в одиночных башнях, по пять на борт в центре судна вдоль главной надстройки, а также из двенадцати 0,7-дюймовых (20 мм) пулеметов в шести спаренных турелях, тоже размещенных вдоль центральной надстройки.
Французские тяжелые крейсера ПВО «Де Грасс» и «Кольбер» были вооружены шестнадцатью 5-дюй- мовыми орудиями (127 мм) в восьми сдвоенных башнях: две спереди, две на корме главной палубы, а четыре были симметрично расположены по обеим сторонам центральной надстройки. Двадцать мелких 2,2-дюймовых (57 мм) орудий находились также в десяти закрытых спаренных турелях: восемь по сторонам, одна впереди и одна сзади центральной надстройки. В апреле 1970 г. «Кольбер» был переоборудован в ракетный крейсер и возвращен в строй в октябре 1972 г. Во время перестройки шестнадцать 5-дюймовых (127 мм) орудий его были сняты, а число 2,2-дюймовых (57 мм) орудий было уменьшено с двадцати до двенадцати. На баке были установлены два 3,9- дюймовых (100 мм) орудия, размещенных в двух одиночных башнях, а на корме смонтировали спаренную противозенитную ракетную пусковую установку «Мазурка» вместе с заряжающим устройством. Вертолет и посадочная площадка на корме были сохранены.
Голландские крейсера ПВО «Де Рейтер» и «Де Зевен Провинсиен» были вооружены восемью 6- дюймовыми (152 мм) противокорабельными и зенитными орудиями в четырех сдвоенных башнях, две спереди и две на корме, восемью 2,2- дюймовыми (57 мм) орудиями в четырех спаренных турелях, две из которых (одна на баке и одна на корме) располагались позади 6-дюймовых (152 мм) башен, а две по сторонам, и восемью 1,5-дюймовыми (40 мм) пулеметами. В 1961-1962 гг. «Де Зевен Провинсиен» был переоборудован в ракетный крейсер посредством замены двух кормовых башен на пусковую ракетную установку. «Де Рейтер» не подвергся перестройке, но в марте 1973 г. он был продан Перу и переименован в «Альмиранте Грау». «Де Зевен Провинсиен» также был продан Перу (в августе 1974 г.), где его переименовали в «Агьюи- ре»; ракеты с него сняли и переоборудовали в вертолетоносец.