суда разных флотов мира

Тяжелые крейсера и крейсера пво с 1925 по 1947 гг.

Тяжелые крейсера и крейсера пво с 1925 по 1947 гг.

Говоря о тяжелых крейсерах и крейсерах ПВО, мы упоминали Лондонскую морскую конференцию, проходившую с 6 февраля до 22 апреля 1930 г., на которой были приняты предписания, касавшиеся второго типа крейсеров, вооруженных пушками с макси­мальным калибром в 6,1 дюйма (155 мм) и име­новавшихся «легкими крейсерами» в отличие от «тяжелых крейсеров», вооруженных 8-дюймовы- ми (203 мм) орудиями.

Поскольку термин «легкий крейсер» уже упот­реблялся для определения турбинных крейсеров периода 1903-1922 гг., то эти суда было бы правильнее именовать «крейсерами лондонского типа» или тяжелыми крейсерами. Тем не менее, термин «легкий крейсер» также будет употребляться в тексте.

На конференции пришли к соглашению, что Великобритания может иметь легких крейсеров водоизмещением в общей сложности 192 200 т, Соединенные Штаты — 143 500 т и Япония — 100 400 т. В отношении Франции и Италии со­гласие не было достигнуто, ибо обе страны рас­ходились во мнениях по вопросу о «морском па­ритете». Следует отметить, что Великобритания получила более высокую «квоту», чем США; зато последние имели большую квоту на тяжелые крейсера и крейсера ПВО, исходя из того, что оперативные нуж­ды порождают различные потребности в этих двух странах. И в самом деле, Великобритания нуж­далась в большом количестве малых, не очень тяжело вооруженных крейсеров, тогда как Со­единенным Штатам требовались большие, хоро­шо вооруженные суда, что уже имело место в 1890-1900 гг., когда США проявили больше пред­почтения к «броненосным», чем к «бронепалуб­ным» крейсерам. Поскольку лимит водоизмеще­ния в 10 000 т для крейсеров, установленный Вашингтонским договором, был признан действительным, стороны сочли необязательным уста­навливать какие-либо лимиты для легких крейсе­ров. Это обстоятельство дало повод для возникно­вения парадоксальной ситуации, когда появились тяжелые крейсера с водоизмещением 9 850 т, как английские суда типа «Кент» (1928), и легкие крейсера с водоизмещением в 14 500 т, как аме­риканские суда типа «Вустер» (1948).

Все вышеупомянутые классы судов были во­оружены 5,9-дюймовыми (150 мм) или 6,1-дюй­мовыми (155 мм) противокорабельными орудия­ми; меньшие калибры использовались на судах немецкой постройки, таких как «Кёнигсберг» и «Нюрнберг» или на судах, построенных по не­мецким моделям, таких как голландские типа «Де Рейтер» (1936). По каким-то непонятным причи­нам японские суда типа «Агано» (1942) также имели 5,9-дюймовые (150 мм) орудия. Количест­во этих орудий колебалось от минимума в шесть до максимума в пятнадцать стволов, неизменно располагавшихся в сдвоенных или строенных поворотных башнях. Британские суда типа «Аре- туза» (1935) имели шесть орудий в трех сдвоен­ных башнях, две спереди и одна на корме. Бри­танские суда типа крейсера ПВО «Линдер» (1933), итальянские типа «Колеони» (1932) и «Эудженио ди Савойя» (1936), австралийские типа «Сидней» (1936) име­ли восемь орудий в четырех сдвоенных башнях, по две на носу и на корме. Испанские суда типа «Принсипэ Альфонсо» (1925-1928) также были вооружены восемью 6-дюймовыми (152 мм) ору­диями в необычном расположении: два орудия в одиночных башнях — одно на носу и одно на корме, — и шесть в трех сдвоенных башнях — одна на носу и одна на корме перед одиночными башнями, и одна на центральной надстройке за дымовыми трубами. Французские суда типа «Ла Галисоньер» (1935) имели девять орудий в трех строенных башнях, две спереди и одна на кор­ме. Немецкие суда типа «Нюрнберг» и «Кёниг- сберг» имели две строенные башни на корме и одну спереди; на «Нюрнберге» все они были рас­положены по осевой линии, но на «Карлсруэ», «Кенигсберге» и «Кельне» одна из кормовых ба­шен была сдвинута к правому борту, а вторая к левому. На десятипушечных судах орудия раз­мещались в двух сдвоенных и двух строенных поворотных башнях, как у итальянских крейсе­ров типа «Дюк Дегли Абруци» (1937). Для две­надцати пушек были два варианта размещения: либо в четырех строенных башнях, как на бри­танских судах типа тяжелый крейсер «Фиджи» (1940), американ­ского типа «Гэлвестон» (1942) и британских типа «Саутхемптон» (1937), либо в шести спаренных башнях, как на американских крейсерах типа «Вустер» (1948). Для пятнадцати пушек един­ственным вариантом было размещение в пяти строенных башнях, как на американских судах типа «Бруклин» (1938) и японских типа «Мога- ми» до их перестройки в 1939 г.

Японские суда типа «Катори» (1940) имели всего четыре 5,5-дюймовые (140 мм) пушки в двух спаренных башнях, одну спереди и одну на корме. Три судна типа «Агано» имели шесть 5,9- дюймовых (150 мм) орудий в трех сдвоенных башнях, две спереди и одну на корме, а два голландских судна типа «Де Рейтер» — семь 5,9- дюймовых (150 мм) орудий в четырех башнях: две сдвоенные на корме и одна сдвоенная и одна одиночная на носу.

Зенитное вооружение на старых типах судов обычно состояло из весьма незначительного ко­личества пушек и пулеметов. Британские суда типа «Линдер» и «Аретуза» (1933-1935) факти­чески имели четыре 4-дюймовых (102 мм) пуш­ки и от четырнадцати до восемнадцати пулеме­тов. Этот комплект был затем увеличен до восьми—двенадцати 5-дюймовых (127 мм) пушек на тяжелых крейсерах типа «Могами» (1939), «Бруклин» (1938) и «Кливленд» (1942) и достиг двадцати 3-дюймо­вых (76 мм) зенитных орудий на судах типа «Вустер».

Почти все эти крейсера ПВО имели торпедные ап­параты; наиболее заслуживающими внимания являются немецкие суда типа «Кёнигсберг» (1929) и «Нюрнберг» (1935) и японские типа «Могами» (1939), причем у немецких было двенадцать на­водящихся на цель аппаратов в четырех строен­ных установках и у японцев столько же, только они были закреплены неподвижно и установле­ны поперек судна. Испанские суда типа «При- нсипэ Альфонсо» тоже обладали двенадцатью тор­педными аппаратами в четырех наводящихся на цель установках. Другие суда имели меньшее ко­личество торпедных аппаратов: восемь на бри­танских судах типа «Линдер» и австралийских типа «Сидней», и четыре на итальянских судах типа «Колеони» и «Монтекукколи». Американские тяжелые крейсера типа «Бруклин», «Кливленд» и «Вус­тер» вообще не имели торпедных аппаратов.

Броня была довольно солидной по сравнению с тяжелыми крейсерами, которые, как уже упо­миналось, обычно имели броневой пояс от 3 дюймов (76 мм) до 3,9 дюймов (100 мм) толщи­ны, как на японских судах типа «Тон», и 5,9-3,9 дюймов (150-100 мм) на итальянских судах типа «Зара». Американские суда типа «Вустер» (1948) имели броневой пояс толщиной в 6-дюймов (152 мм), эквивалентный калибру своих орудий, и мощную горизонтальную броню на двух палубах: 3 дюйма (76 мм) на главной палубе и 2 дюйма (51 мм) на верхней палубе. У большинства крей­серов была только одна броневая палуба. Италь­янские суда типа «Дюка Дегли Абруцци» и япон­ские тиЬа «Могами» имели броневой пояс зна­чительной толщины: 3,9 дюйма + 1,1 дюйма (100 + 30 мм) у первых и 3,9 дюйма (100 мм) у вторых. Итальянские суда типа «Колеони» со своим 0,9-дюймовым (24 мм) броневым поясом и 0,7-дюймовой (20 мм) палубой обладали неверо­ятно мощной защитой. С годами отмечалась общая тенденция к увеличению броневой защи­ты, что приводило к увеличению водоизмещения судов.

Силовые установки в целом были достаточно мощными, чтобы обеспечить возможность дости­жения высоких скоростей тяжелыми крейсерами. Самыми быстроход­ными легкими крейсерами были итальянские, хотя все двухвинтовые суда могли ходить тридцать семь узлов, например, суда типа «Колеони»и «Монтекукколли». Японские суда типа «Могами» развивали такую же скорость, хоть и были че- тырехвинтовыми. Практически все остальные легкие крейсера и крейсера ПВО являлись четырехвинтовыми судами и развивали скорость от тридцати двух до тридцати трех узлов.

Смешанные силовые установки (паровые тур­бины и дизельные моторы) немецких тяжелых крейсеров типа «Кенигсберг» с двумя турбинными агрега­тами и четырьмя дизельными моторами заслу­живают специального упоминания. На судах типа «Кенигсберг» обе турбины и оба мотора враща­ли передаточный механизм, который приводил в движение оба винта. У судов типа «Нюрнберг» было три гребных винта, причем два боковых приводились в движение паровыми турбинами, а средний — четырьмя дизель-моторами. Наивыс­шей скоростью, достигавшейся с помощью паро­вых турбин, были тридцать два узла.

Подобно «вашингтонским» типам, легкие (или «лондонского» типа) крейсера также имели ката­пульты и разведывательные самолеты - это были тяжелые крейсера ПВО по своей сути. Американ­ские суда типа «Бруклин», «Кливленд» и «Во- честер» имели две катапульты, обе расположен­ные прямо на корме вместе с ангарами для са­молетов. Японские суда типа «Могами» имели две катапульты, расположенные позади дымовых труб.

Следует напомнить, что с июля 1942 г. по апрель 1943 г. «Могами» был переоборудован в авианосец благодаря ликвидации двух кормовых 8-дюймовых (203 мм) орудийных башен и обору­дованию площадки с расположенным под ней са­молетным ангаром, занявшим почти всю кормо­вую часть палубы.

Русские тяжелые крейсера классов «Свердлов» и «Ча­паев» представляют собой особый тип легких крейсеров. Примерно в течение десяти лет пос­ле окончания второй мировой войны русский во- енно-морской флот все еще значительно отста­вал от западных флотов.

Шесть крейсеров ПВО типа «Чапаев», заложенных в 1939-1940 гг. вступили в строй в 1948-1950 гг. Они имели водоизмещение 15 500 т и были во­оружены двенадцатью 6-дюймовыми (152 мм) ору­диями в четырех строенных башнях.

Крейсера класса «Чапаев» были оборудованы для транспортировки и постановки двухсот под­водных мин. Исходя из этого, можно было рас­сматривать их как минные крейсера. У них было довольно мощное зенитное вооружение из вос­ьми 3,9-дюймовых (101 мм) зенитных орудий и двадцати восьми 1,4-дюймовых (37 мм) зенитных пулеметов. Они могли развивать скорость в трид­цать пять узлов и имели смешанную силовую ус­тановку из двух турбоагрегатов и двух дизель- моторов, приводивших в движение два гребных винта.

Крейсера ПВО класса «Свердлов», принятые на во­оружение в 1953-1958 гг., были уже устарев­шими, когда начали свою службу на флоте. Пер­воначально их должно было быть двадцать четы­ре, но из двадцати заложенных на стапелях были закончены строительством только четырнадцать, поскольку три пошли на слом прямо со слипа, а три сразу после спуска на воду. Затем их число уменьшилось до двенадцати, после того как один крейсер был передан Индонезии, а еще один был переоборудован в исследовательское судно по испытанию ракетной техники. Суда были вооружены двенадцатью 6-дюймовыми (152 мм) орудиями, двенадцатью 3,9-дюймовыми (100 мм) зенитными пушками и тридцатью двумя 1,4-дюй­мовыми (37 мм) пулеметами, а также десятью торпедными аппаратами и оборудованием для транспортировки 125 мин.

Суда классов тяжелый крейсер «Чапаев» и «Свердлов» имели броневой пояс толщиной в 3,5-4,9 дюймов (90-125 мм). У судов класса «Чапаев» только главные палубы были покрыты броней толщи­ной 2 дюйма (51 мм), тогда как на судах класса «Свердлов» бронированными были и главные и верхние палубы (3 дюйма или 76 мм толщиной).

Один из тяжелых крейсеров ПВО класса «Свердлов» был переоборудован в ракетный крейсер с помощью смонтированной на корме пусковой ракетной ус­тановки, сохранив при этом обычное вооруже­ние в передней части судна; «Дзержинский» (1962), «Адмирал Сенявин» (1972) и «Жданов» (1974) были переоборудованы в штабные крей­сера путем замены 6-дюймовой башни большой крытой надстройкой (с пусковой ракетной уста­новкой ближнего действия). У «Адмирала Сенявина» были сняты обе кормовые башни.

Во время использования самолетов-торпедонос­цев и бомбардировщиков против военно-морских соединений показало, что все суда имели совер­шенно недостаточное противовоздушное вооруже­ние, коль скоро так много дополнительных зе­нитных пулеметов было установлено в придачу к уже существовавшим на линейных кораблях, крейсерах, эсминцах и даже авианосцах. Эти пу­леметы обычно устанавливались на спаренных, строенных и счетверенных турелях и располага­лись на надстройках или, следуя американской практике, на каждом носовом и кормовом конце главной палубы. Необходимость в более эффек­тивной противовоздушной обороне стала ощути­мой уже в 1938-1939 гг.; к тому времени уже были спроектированы и находились в процессе строительства крейсера, вооруженные скорос­трельными малокалиберными пушками. Это были орудия двойного назначения: противокорабельные и зенитные одновременно, а те, что были изго­товлены к концу войны, имели систему радарно­го наведения. Такие корабли получили название «крейсера противовоздушной обороны» или крейсера ПВО.

В число выдающихся образцов довоенных крейсеров ПВО входят одиннадцать британских крей­серов класса «Дидо», вступившие в строй в 1940-1941 гг., вооруженные десятью 5,2-дюймо­выми (133 мм) пушками в пяти спаренных пово­ротных башнях и шестнадцатью 1,5-дюймовыми (40 мм) и 0,4-дюймовыми (12 мм) пулеметами, а также одиннадцать американских судов класса «Атланта», вступивших в строй в 1941-1942 гг., имевшие на вооружении от двенадцати до шестнадцати 5-дюймовых (127 мм) пушек в сдвоен­ных башнях и сорок восемь 1,5-дюймовых (40 мм) и 0,7-дюймовых (20 мм) пулеметов. Вооружение этих судов, однако, оказалось легче, чем у крей­серов ПВО, построенных несколькими годами позже и включивших в себя новые качества, основанные на уроках, полученных во время войны. Американские крейсера типа «Кливленд» (1942-1943), таким образом, кроме своей про­тивокорабельной артиллерии имели также зенитное вооружение из двенадцати 5-дюймовых (127 мм) зе­нитных орудий и пятидесяти двух 1,5-дюймовых (40 мм) и 0,7-дюймовых (20 мм) зенитных пуле­метов. Последовавшие затем суда типа «Вустер» (1948-1949) имели двенадцать 5-дюймовых (127 мм) противокорабельных и зенитных орудий и двад­цать 3-дюймовых (76 мм) автоматических зенит­ных орудий нового типа, а также двадцать четы­ре пулемета. Более того, их 6-дюймовая артиллерия главного калибра была рассчитана и на стрельбу по самолетам. Французские суда типа «Де Грасс» и «Кольбер» были характерным при­мером послевоенного проектирования крейсеров ПВО. Они вступили в строй в 1956-1959 гг. и были вооружены шестнадцатью 5-дюймовыми (127 мм) зе­нитными и противокорабельными пушками и двадцатью 2,2-дюймовыми (57 мм) зенитными пулеметами. Голландские суда типа «Де Рейтер» и «Де Зевен Провинсиен» (1953-1954) могли служить примером дальнейшего развития после­военных крейсеров ПВО.

Вооружение подобного типа было заменено, когда суда стали оснащать ракетами как средст­вом противовоздушной обороны. «Де Зевен Про­винсиен» был переоборудован в ракетный крей­сер, и с шестью американскими крейсерами клас­са «Кливленд» поступили таким же образом. Когда последние были включены в состав действующих сил военно-морского флота, сойдя со стапелей после постройки, они имели мощное вооружение, состоявшее из обычных типов зенитных орудий.

Британские суда типа тяжелого крейсера ПВО «Дидо» (1940-1941) име­ли пять 5,2-дюймовых (133 мм) сдвоенных орудий­ных башен, три перед центральной надстройкой на трех следовавших друг над другом уровнях, и две на корме на двух уровнях. Восемь пулеметов в счетверенных турелях располагались на площад­ках по обе стороны от задней дымовой трубы. Арсенал также включал в себя шесть торпедных аппаратов в двух наводящихся на цель строенных установках, расположенных на главной палубе по обе стороны от задней дымовой трубы.

Американские крейсера ПВО класса «Атланта» (1941- 1942) обладали более солидным противовоздушным вооружением, которое было сконцентрировано пре­имущественно в центре. Суда с шестнадцатью 5- дюймовыми (127 мм) орудиями, а именно «Атлан­та», «Сан Диего», «Джуно» и «Сан Джуан», имели восемь сдвоенных орудийных башен: три впереди и три позади центральной надстройки на двух уровнях, и две симметрично расположенные на платформах по обе стороны от ходового мостика. Десять 1,5-дюймовых (40 мм) пулеметов размеща­лись в трех спаренных и одной счетверенной ту­релях, причем последняя находилась на корме. Пулеметы калибра 0,7 дюйма (20 мм) размеща­лись по одному, два из них на корме. Следующие четыре судна этого класса заменили свои две 5- дюймовые (127 мм) боковые башни двумя спарен­ными 1,5-дюймовыми (40 мм) пулеметами; в об­щей сложности они были оснащены восемью спа­ренными турелями. Первые восемь крейсеров клас­са «Атланта» имели восемь торпед в счетверенных торпедных аппаратах; последние три судна этого класса торпедных аппаратов не имели.

Италия стремилась оснастить свой военно-морской флот тяжелыми крейсерами ПВО, для чего приступила к строительству двух судов «Этна» и «Везувио», которые, однако, не были закончены к моменту перемирия 8 сентября 1943 г.; фактически они были затоплены, чтобы не попасть в руки не­мцев. Они должны были иметь вооружение из шести 5,3-дюймовых (135 мм) орудий в трех сдво­енных башнях и десяти небольших 2,5-дюймовых (65 мм) орудий в одиночных башнях, по пять на борт в центре судна вдоль главной надстройки, а также из двенадцати 0,7-дюймовых (20 мм) пуле­метов в шести спаренных турелях, тоже разме­щенных вдоль центральной надстройки.

Французские тяжелые крейсера ПВО «Де Грасс» и «Кольбер» были вооружены шестнадцатью 5-дюй- мовыми орудиями (127 мм) в восьми сдвоенных башнях: две спереди, две на корме главной па­лубы, а четыре были симметрично расположены по обеим сторонам центральной надстройки. Двад­цать мелких 2,2-дюймовых (57 мм) орудий нахо­дились также в десяти закрытых спаренных ту­релях: восемь по сторонам, одна впереди и одна сзади центральной надстройки. В апреле 1970 г. «Кольбер» был переоборудован в ракетный крей­сер и возвращен в строй в октябре 1972 г. Во время перестройки шестнадцать 5-дюймовых (127 мм) орудий его были сняты, а число 2,2-дюймовых (57 мм) орудий было уменьшено с двадцати до двенадцати. На баке были установлены два 3,9- дюймовых (100 мм) орудия, размещенных в двух одиночных башнях, а на корме смонтировали спаренную противозенитную ракетную пусковую установку «Мазурка» вместе с заряжающим ус­тройством. Вертолет и посадочная площадка на корме были сохранены.

Голландские крейсера ПВО «Де Рейтер» и «Де Зевен Провинсиен» были вооружены восемью 6- дюймовыми (152 мм) противокорабельными и зенитными орудиями в четырех сдвоенных баш­нях, две спереди и две на корме, восемью 2,2- дюймовыми (57 мм) орудиями в четырех спарен­ных турелях, две из которых (одна на баке и одна на корме) располагались позади 6-дюймо­вых (152 мм) башен, а две по сторонам, и во­семью 1,5-дюймовыми (40 мм) пулеметами. В 1961-1962 гг. «Де Зевен Провинсиен» был пе­реоборудован в ракетный крейсер посредством замены двух кормовых башен на пусковую ра­кетную установку. «Де Рейтер» не подвергся перестройке, но в марте 1973 г. он был продан Перу и переименован в «Альмиранте Грау». «Де Зевен Провинсиен» также был продан Перу (в августе 1974 г.), где его переименовали в «Агьюи- ре»; ракеты с него сняли и переоборудовали в вертолетоносец.