суда разных флотов мира

Военное кораблестроение. Развитие судостроения в XIX и XX вв.

Aspose.Words.f9da1f84-a039-42c6-b4d3-ab15b66e22ce.001Историю военного кораблестроения до XIX в. можно разделить на три периода: античный, век гребных судов и век парусных судов. Однако с середины XIX в. подобная классификация невоз­можна. Поэтому мы посчитали наиболее прием­лемым остановиться на кратком изложении исто­рии развития судостроения различных типов кораблей, сущест­вовавших со второй половины XIX в. до оконча­ния второй мировой войны.

Процесс преобразования военных кораблей и развития судостроения происходил медленно, прежде чем они приняли форму трехдечных (линейных) судов, фрегатов и корветов. Эти суда составляли мировые флоти­лии приблизительно до 1850 г. Затем, за корот­кий промежуток времени, равный нескольким де­сятилетиям, они полностью изменили свой внеш­ний вид, движители, вооружение и тактику боя. Это произошло не только благодаря появлению паровых машин, но также техническому прогрес­су в других областях, начавшемуся в конце XIX в. и продолжающемуся в наши дни еще более ускоренными темпами.

Огромные линейные корабли 1850-го г. не отличались от каракк 1450-го г., если не считать незначительных модификаций в форме корпуса, в парусах, а также определенных усовершенство­ваний в производстве огнестрельного оружия. Но если сравнивать с внешним видом, формой кор­пуса и, главным образом, с вооружением броне­носцев 1880-1890 гг., это были абсолютно иные суда, что являлось следствием огромного прогрес­са в развитии военного производства. Использо­вание пара в различных видах бортового обору­дования сыграло почти второстепенную роль в этом превращении. И в самом деле, каковы бы были преимущества у военных кораблей, будь они ограничены в развитии движителей, независимых от силы ветра, продолжай они иметь деревянные корпуса и орудия с дальнобойностью 800-900 м, пользуйся они свечами и флажным семафором.

Великая индустриальная революция XIX в. в громадной степени повлияла на развитие воен­ных кораблей. Во-первых, развитие металлургии сделало возможным переход к строительству железных и стальных корпусов, более прочных и крупных, и весивших при этом в три-четыре раза меньше деревянных корпусов таких же размеров.

В содружестве с баллистикой металлургия при­вела к производству орудий, которые вместо ядер, с дальностью полета не превышавшей милю, стреляли остроконечными снарядами на расстоя­ние 5-6 км, возросшее затем до 19-20 км. Про­гресс в механике сделал возможным оборудовать корабли не только силовыми агрегатами, но и механизмами, заменившими человека в таких опе­рациях как подъем якоря, натягивание шварто­вых тросов, а главное, в маневрировании огром­ными башенными орудиями, что невозможно сде­лать вручную. И наконец боеспособность всех кораблей значительно повысило развитие элек­тричества, обеспечившего освещение, элек­тропривод и дальнюю связь. Однако на пути этого прогресса стояло такое непреодолимое естествен­ное препятствие, как зависимость людей от соб­ственного зрения при определении положения судна, ведении огня и управлении кораблем. По этой причине становилось невозможным ведение ночных боев, обнаружение подводных лодок пос­ле их погружения, или кораблей, притаившихся, замаскированных и почти невидимых на расстоя­нии даже в оптическую трубу, а видимый гори­зонт являлся максимальным радиусом наблюде­ния за морским сражением.

Но даже эти последние оставшиеся препятст­вия исчезли с появлением радара, сонара и авиа­ции, что подтвердила мировая война 1939-1945 гг.