суда разных флотов мира

Вооружение авианосцев: зенитное оружие – зенитный пулемет

Aspose.Words.a3ea0366-90be-4b2b-9663-6833a7efc53d.001Все корабли военного флота оборудуются на­ступательным оружием, которое в то же время является оборонительным. При обсужде­нии линейных кораблей отмечалось, что орудия главного калибра, имевшие максимальный ради­ус действия, были оружием как наступательным, так и оборонительным, а, например, противотор­педные орудия — чисто оборонительным. С по­явлением летательных аппаратов возник еще один вид орудий чисто оборонительного назначения — зенитных оружий. Собственно авианосное вооружение может быть как наступательным (бомбардиров­щики и торпедоносцы), так и оборонительным (истребители). Но сейчас мы ограничимся рас­смотрением вооружений обычного типа: артил­лерийских орудий, зенитных пулеметов, торпед и (появив­шихся в последнее время) ракет. Старые авиа­носцы, постройки до 1930 г., оборудовались ан­тикорабельной артиллерией крупного и среднего калибра, а также торпедными аппаратами.

Вооружение авианосцев: зенитное оружие – зенитный пулемет

Не лишним будет вспомнить, что Вашингтон­ским договором калибр пушек, устанавливающих­ся на авианосцах, был ограничен максимальной величиной в 8 дюймов (203 мм). «Фьюриес», в своем изначальном виде — со взлетной палубой в носовой части, — нес 18-дюймовое (457 мм) орудие в кормовой башне, одиннадцать 5,5-дюй­мовых орудий, симметрично расположенных на крыше надстройки, и восемнадцать торпедных ап­паратов, но только пять 3-дюймовых (76 мм) зе­нитных оружий.

Даже на первых авианосцах с гладкой палу­бой — «Игл» (1920) и «Хермес» (1923) — было установлено соответственно девять 6-дюймовых (152 мм) и шесть 5,5-дюймовых (140 мм) анти­корабельных орудий, а также от трех до пяти 4- дюймовых орудий (102 мм) и четыре 3-дюймо­вых (76 мм) зенитных орудия.

Тяжелее всего были вооружены японские ави­аносцы «Акаги» и «Кага» (1926-1927) и амери­канские «Саратога» и «Лексингтон» — по де­сять и восемь спаренных и одиночных 8-дюймо­вых (203 мм) орудий соответственно. Построен­ный в 1927 г. французский «Берн» был воору­жен восьмью 6,1-дюймовыми (155 мм) антикора­бельными орудиями и четырьмя торпедными ап­паратами. Тем не менее уже через несколько лет на самых мощных флотах мира пришли к выводу, что орудийные столкновения между ави­аносцами и линейными кораблями или крейсера­ми маловероятны, а что до торпед, то на это есть торпедоносцы. Это привело к тому, что ан­тикорабельное вооружение с авианосцев бесслед­но исчезло. (Заметьте, впрочем, что немецкий авианосец «Граф Цеппелин», заложенный во вре­мя войны, но так и не сошедший со стапеля, должен был быть оборудован внушительной ати- корабельной батареей и что ВМФ США еще в 1941 г. рассматривал проект авианосца, воору­женного 8-дюймовыми орудиями.)

Зенитное оружие самых больших авианос­цев (типа CV) состояло в США и Японии из 5- дюймовых (127 мм) скорострельных пушек, в Британии — из 4,7-дюймовых (120 мм) и 4,5- дюймовых (114 мм) и 3,9-дюймовых — на фран­цузских авианосцах класса «Клемансо», уже пос­левоенной постройки.

Кроме пушек, на авианосцах устанавливались зенитные пулеметы: 1,5-дюймовые (40 мм) и 0,7- дюймовые (20 мм) — на американских и бри­танских кораблях, 1-дюймовые (25 мм) — на японских. Для повышения концентрации огневой мощи обычно эти зенитные пулеметы устанавливались сдво­енными, строенными или счетверенными. Нали­чие взлетной палубы означало, что все вооруже­ние надо устанавливать со стороны бортов. На старых кораблях с двухступенчатой взлетной па­лубой в ее начале обычно устанавливались не­сколько антикорабельных орудий. На «Акаги» и «Кага» размещались две башни со спаренными

8-дюймовыми (203 мм) орудиями плюс по три 8-дюймовки с каждого борта в кормо­вой части корабля, на уровне главной палу­бы. А у американских «Лексингтона» и «Саратоги» четыре башни со спаренными 8- дюймовками устанавливались рядом с «ос­тровом»: две перед и две за ним. На фран­цузском «Берне» восемь 6,1-дюймовых (155 мм) орудий размещались по одному в каждой орудийной башне: по две с каждого борта на уровне главной палубы и четыре в кор­мовой части. Зенитное вооружение на ави­аносцах постройки после 1930 г., а также на легких авианосцах и авианосцах сопро­вождения — иными словами, на авианос­цах, не оборудованных антикорабельным во­оружением — размещалось на небольших платформах (спонсонах), разнесенных в сто­роны от взлетной палубы и располагающихся ниже ее по уровню, дабы не мешать летным операциям. Из этих же соображений иногда пулеметы монтируются на надстройке.

На легких авианосцах, поступивших на вооружение в послевоенное время, зенитная артиллерия не устанавливалась вообще — только десяток, или около того, автоматов.

Радикальные изменения в системе кора­бельной ПВО произошли с появлением ра­кетного оружия. На британском авианосце «Игл» (поступившем на вооружение в 1951 г.) шестнадцать 4,5-дюймовых (114 мм) орудий и пятьдесят восемь пулеметов были замене­ны на восемь 4,5-дюймовых орудий и шесть ракетных установок «Си Кэт». На некото­рых американских авианосцах, например типа «Китти Хок» (1961), устанавливались толь­ко две ракетные установки «Терьер». На трех новейших американских авианосцах с атом ной двигательной установкой — тип «Нимиц» (1975-1983) — для ПВО ближнего радиуса дей­ствия предусмотрены только ракетные установ­ки «Си Спэрроу». Поскольку военно-морской эти­кет требует, чтобы в определенных ситуациях корабли приветствовали друг друг артиллерийс­ким салютом, на некоторых авианосцах с исклю­чительно пулеметным вооружением — особенно если речь идет о славящемся приверженностью традициям британском ВМФ — устанавливались специально для этих целей по четыре 3-дюймовых (76 мм) «церемониальных» салютных орудия.