Броненосные крейсера от 1890 до 1910 гг.
Броненосные крейсера от 1890 до 1910 гг.
Ликвидация мачт и парусов как средств передвижения повлияла не только на очертания и форму корпуса, но прежде всего на размещение вооружения. Как оказалось, на броненосных крейсерах не было явно выраженного стремления переместить все орудия из бортовых позиций в поворотные башни и казематы. Одним из наиболее любопытных примеров размещения орудий во время этого периода могут служить четыре немецких броненосных крейсера класса «Захсен», официально числившиеся броненосными корветами второго ранга; благодаря их 7 400 т водоизмещению и максимальной скорости в 14 узлов их вполне обоснованно можно отнести к категории броненосных крейсеров.
Броненосные крейсера имели два 10,2-дюймовых (260 мм) орудия на барбете на носу и четыре также 10,2-дюймовых (260 мм) на каждом крыле бронированной главной башни в центре палубы. Броненосные крейсера, построенные между 1890 и 1905 гг., обычно имели вооружение, как у пред- дредноутных линейных кораблей, а именно: пушки в поворотных башнях и казематах. Первым судном, которое можно считать настоящим броненосным крейсером, был французский «Дюпюи де Лом», построенный в 1888-1893 гг. Он имел два 7,6-дюймовых (194 мм) орудия на двух симметрично расположенных барбетах в центре палубы и шесть 6,4-дюймовых (154 мм) орудий в поворотных башнях: три на носу и три на корме (по одной башне на центральной оси кормовой и носовой палубы и по две башни по бокам).
Как и линейные корабли этого периода, броненосные крейсера обычно имели небольшое число орудий главного калибра в индивидуальных или спаренных поворотных башнях на носу и на корме, и значительное количество орудий средних калибров в казематах как на батарейной палубе, так и в надстройках на главной палубе.
Австрийский «Кайзерин унд Кенигин Мария Терезия» (1895) имел два 9,4-дюймовых орудия (240 мм) на двух барбетах на носу и на корме и восемь 5,9-дюймовых (150 мм) орудий в казематах, четыре в надстройке и четыре на пушечной палубе. Чилийский панцирный крейсер «Эсмеральда» (1897) имел такую же планировку с двумя 8-дюймовыми (203 мм) орудиями в защищенных броневых капонирах — одно на носу, другое на корме — и шестнадцатью 6-дюймовыми (152 мм) орудиями, двенадцать из которых располагались по обоим бортам главной палубы и четыре на надстройке. Французский «Жанн д'Арк» был еще одним судном с двумя крупнокалиберными орудиями в индивидуальных поворотных башнях на носу и на корме. У него было два 7,6-дюймовых орудия (194 мм) в двух поворотных башнях на каждом конце палубы и четырнадцать 5,4-дюймовых (139 мм) орудий в казематах, восемь в главной башне и шесть на верхней палубе.
Итальянские броненосные крейсера «Гарибальди», «Варезе» и «Ферруччо» (1901) имели подобное расположение. У них было одно 10-дюймо- вое (254 мм) орудие в одиночной поворотной башне на носу и два 8-дюймовых (203 мм) в спаренной поворотной башне на корме, плюс четырнадцать 6-дюймовых (152 мм) орудий, десять из которых располагались в казематах нижней палубы, а четыре на главной палубе.
Артиллерия немецкого крейсера «Фюрст Бисмарк» располагалась в основном в двух спаренных поворотных башнях — одной на носу и одной на корме. Крейсер имел четыре 9,4-дюй- мовых (150 мм) орудия, установленных в этих башнях, плюс двенадцать 5,9-дюймовых (150 мм) пушек, шесть из которых располагались в казематах и шесть в одиночных поворотных башнях на главной палубе. Размещение поворотных башен на носу и на корме отмечается также у британских крейсеров «Минотаур», «Дефенс» и «Шэннон» (1908) с четырьмя 9-дюймовыми (230 мм) и десятью 7,4-дюймовыми (190 мм) орудиями в одиночных башнях, и у французских крейсеров типа «Леон Гамбетта» (1905) с четырьмя 7,6-дюймовыми (194 мм) и шестнадцатью 6,4-дюймовыми (164 мм) орудиями в шести спаренных башнях и четырех казематах.
Размещение орудий главных калибров в четырех поворотных башнях не было общепринятым на броненосных крейсерах. Такое размещение имело место на чилийском крейсере «Генерал О'Хиггинс» (1898) с четырьмя 8-дюймовыми (203 мм) орудиями в четырех одиночных поворотных башнях, одной впереди и одной на корме по осевой линии и по одной с каждой стороны в центре судна, и еще с десятью 6-дюймовыми (152 мм) орудиями, шесть из которых были расположены в казематах, а четыре в поворотных башнях. Шведский «Фюльгия» (1906) и американский «Бруклин» (1896) имели четыре спаренных башни, расположенные в том же порядке.
Итальянский броненосный крейсер «Веттор Пизани» (1898), русский «Громобой» (1901) и три американских крейсера класса «Чарлстон» (1906) имели особое расположение артиллерии. «Пизани» имел двенадцать 6-дюймовых (152 мм) орудий, по шесть с каждого борта; «Громобой» имел шестнадцать 6-дюймовых (152 мм) орудий, по семь с каждой стороны в казематах, плюс одно на носу и одно на корме, и вдобавок еще четыре 8-дюймовых (203 мм) орудия на крыльях главной башни. У судов типа «Чарлстон» было четырнадцать 6-дюй- мовых (152 мм) орудий, по шесть с каждой стороны в казематах, плюс одно на носу и одно на корме.
Итальянский «Сан Джорджио» и «Сан Марко» (1910) и японские «Ибуки» и «Кумара» (1909) располагали свою главную артиллерию из 10-дюй- мовых (224 мм) и 12-дюймовых (305 мм) орудий соответственно в двух спаренных поворотных башнях — одной кормовой и одной носовой, а свое второстепенное вооружение ИЗ 7,4-ДЮЙМОВЫХ (190 мм) и 8-дюймовых (203 мм) пушек соответственно размещали в четырех спаренных поворотных башнях, симметрично расположенных в центральной части палубы. Как указывалось выше, благодаря калибру своих орудий оба судна типа «Ибуки» классифицировались так же, как линейные крейсера, но поскольку у них было всего четыре крупнокалиберных орудия, более правильно было бы отнести их к броненосным крейсерам. Немецкий «Блюхер» (1909) был еще одним крейсером, который можно было бы отнести к линейным крейсерам из-за числа его крупнокалиберных орудий. Он был вооружен двенадцатью 8,2-дюймовыми орудиями (210 мм) в шести поворотных башнях, расположенных как на «Сан Джорджио» и «Ибуки». Поскольку калибр этих орудий был равен всего 8,2 дюймам (210 мм), а не 12 дюймам (305 мм), 13,5 дюймам (343 мм) или 15 дюймам (381 мм) линейных крейсеров, «Блюхер» был отнесен к более низкой категории.
Все броненосные крейсера обычно оснащались подводными торпедными аппаратами, число которых было от двух до шести. Эти крейсера были также хорошо защищены. Вертикальная броневая защита прикрывала пояс по ватерлинии, борта, главную артиллерийскую башню и палубу, окружая вдобавок орудийные башни, а также мостик — башенную мачту. Горизонтальная защита по-прежнему в форме защитной броневой палубы распространялись также на главную палубу и крышу главной артиллерийской башни.
Немецкие «Шарнхорст»и «Гейзенау» имели 5,9- дюймовую (150 мм) броню на поясе, 5,9-дюймовую броню на главной башне, 2,3-1,5-дюймовую (60-49 мм) на защитной палубе, 6,6-дюймовую (170 мм) на башнях и 7,8-дюймовую (200 мм) на башенной мачте. Итальянский «Веттор Пиза- ни» имел 4,3-5,9-дюймовую (110-150 мм) броню по ватерлинии, 5,9-дюймовую (150 мм) на главной башне, 1,4-0,8-дюймовую (37-22 мм) на защитном поясе и 5,9-дюймовую (150 мм) на мостике. Оба крейсера типа «Сан Джорджио» имели почти такую же защиту, какую должен иметь линейный корабль, и были обеспечены горизонтальной защитой на всех трех палубах. Броня на поясе достигала 7,8 дюймов (200 мм) толщины, на главной башне 7 дюймов (180 мм), на защитной палубе 1,5-1,1 дюйма (40-30 мм), на нижней палубе 0,3-1,3 дюйма (10-35 мм), на главной палубе 1,7-0,3 дюйма (45-10 мм), на башнях 7 дюймов (180 мм) и на боевой рубке 9,8 дюймов (250 мм). Эта защита была солиднее, чем броня на «Ибуки», где она достигала 7 дюймов (178 мм) на поясе и 8 дюймов (203 мм) на боевой рубке. Немецкий «Блюхер» тоже был весьма хорошо защищен. У него была 7,3-4-дюймовая (180-100 мм) броня на поясе, 5,5-дюймовая (140 мм) на главной артиллерийской башне и 9,8-дюймовая (250 мм) на боевой
рубке. Другие крейсера обычно имели бортовую броню, состоявшую всего из броневого пояса и горизонтальную броню — только на палубе.
На всех судах, пользовавшихся углем для топки котлов, бортовые угольные бункеры частично служили защитой как от осколков снарядов, так и от подводного оружия. В самом деле, полные бункеры над ватерлинией и за бортовой броней создавали дополнительную преграду для осколков и снижали вред, наносимый разрывными бомбами и снарядами. Бункеры под ватерлинией могли в значительной мере снизить опасность затопления в результате торпедного удара.
Подводная защита крейсеров оказалась почти совершенно неэффективной, что было доказано в самом начале первой мировой войны, когда в ночь на 22 сентября 1914 г. в течение всего тридцати минут были потоплены три британских броненосных крейсера «Хог», «Абукир» и «Крес- си», торпедированные немецкой подводной лодкой «и-9».
Почти все броненосные крейсера имели кот лы, нагревавшиеся углем, и поршневые паровые машины. Единственным исключением был «Сан Марко», который будучи родственным судном «Сан Джорджио» имел тем не менее силовую установку из четырех паровых турбин, приводивших в действие четыре гребных винта, тогда как последний в противоположность ему имел две поршневые машины на два винта. Японские «Ибуки» и «Курама», представлявшие собой нечто среднее между броненосным крейсером и линейным крейсером, имели две турбины на два винта.
Нагревавшиеся углем котлы требовали наличия по меньшей мере двух дымовых труб, которые должны были быть очень высокими, чтобы обеспечить приличную тягу и, следовательно, нормальное горение в топках. На британских крейсерах типа «Кресси» (1901), русском «Громовое» (1901), американских судах типа «Чарлстон» (1906), шведском «Фюльгия» (1906), американском «Бруклин», чилийском «О'Хиггинс» (1898) и двух японских типа «Ибуки» (1909) было по три дымовых трубы. Первенство по числу дымовых труб следует отдать французскому крейсеру «Жанн Д'Арк», у которого их было шесть. Причина наличия всех этих труб заключалась в большом количестве паровых котлов: тридцать на британских судах типа «Кресси», двадцать четыре на судах типа «Минотаур», сорок восемь на французском «Жанн д'Арк», двадцать четыре на итальянских судах типа «Гарибальди», тридцать на русском «Громобое» и чилийском «О'Хиггинс» и двадцать восемь на американских крейсерах типа «Бруклин». Несмотря на то, что силовая установка крейсеров «Ибуки» развивала мощность до 24657 л. с. (25000 кВт), у них было всего восемнадцать котлов, которые однако могли нагреваться как углем, так и нефтью.