суда разных флотов мира
Фото по теме
6094038 page_body_img thumb_uss_theodore_roosevelt_cvn_71_aircraft_carrier aspose-words_-3c4fca80-4253-4fca-8f42-02d7b0d3d11a-002 aspose-words_-07dce623-350b-46b9-a92a-a24694350f8b-001 thumb_ships_1024x768_wallpaper_2 uss_theodore_roosevelt_cvn_71_aircraft_carrier aspose-words_-40849666-9ce1-466d-83a7-d002ee2d6a39-001 thumb_ships__003140_ battleshipfiring warship_003 aspose-words_-e8982b32-c787-4472-96a4-12b05dae22d3-001 thumb_159-faaev thumb_1024-12135 ships_1024x768_wallpaper_2 aspose-words_-62f797ca-796c-4f66-abce-2abf722d18cd-001 aspose-words_-c15d2fdd-2c1c-4cb1-8e1d-9fdc5a64b697-001 thumb_ships__003144_ aspose-words_-39b4a21d-c459-4fee-b38c-3337aed8200e-001 aspose-words_-aa74b84d-3311-43e2-90d7-6c53c59557cb-002 thumb_6094038 aspose-words_-40849666-9ce1-466d-83a7-d002ee2d6a39-002 aspose-words_-63a04c4a-a34c-48af-93cf-1cd88d709a62-002 1024-12135

Линкор - Супердредноут 1935—1945 годов.

Заключительный этап развития линкоров привел к постройке супердредноутов. В 1930-1932 гг., по истечении условий Вашингтон­ского договора, устанавливавшего десятилетние «военно-морские каникулы», Франция заложила «Дюнкерк» и «Страсбург». Затем Италия постро­ила супердредноут «Литторио» и «Витторио Венето», в 1935-1936 гг. подошла очередь для немецких «Шарнхорста» и «Гнейзенау». Британия взялась за строительство супердредноутов в 1937 г., на­чав с пяти кораблей типа «Кинг ДжорджУ». В 1938 г. появились американские корабли типа «Норт Каролина», за которыми последовали «Саут Дакота». В 1937 г. японский флот заложил два линкора «Ямато» и «Мусаси», которые с водоиз­мещением в 72 900 т были самыми крупными в мире. В то время как основные морские держа­вы придерживались водоизмещения 35 ООО т — предела, установленного Вашингтонским догово­ром, — японцы в марте 1934 г. пренебрегли им и построили линкоры водоизмещением, вдвое превы­шавшим допустимое. Более того, они были един­ственными, кто оборудовал свои корабли 460-мм орудиями, в то время как лимит калибра, на основании договора, равнялся 406 мм, что при­знавали все остальные державы.

Линкор - Супердредноут 1935—1945 годов.

Будет уместным заметить, что лимит в 35 000 т. относился к стандартному водоизмещению, т. е. без учета запасов топлива и воды для котлов. Полное водоизмещение итальянских судов типа «Литторио» составляло 45 963 т. Учитывая 4 000 т. на топливо, стандартное водоизмещение получа­лось около 40 000 т. Предназначенные для Сре­диземноморья, они практически имели относитель­но небольшой запас топлива. Полное водоизме­щение немецких кораблей дальнего действия типа «Бисмарк» составляло 50 900 т, что на 6 700 т превышало лимит.

Типичными характеристиками супердредноутов были высокая скорость, мощное бронирование, экстенсивная подводная защита и сравнительно малое количество башен (обычно их было три, но с большим числом орудий). Скорость колеба­лась от 27 до 33 узлов. Самыми медленными были японские «Ямато», за которыми следовали британские «Кинг Джордж V» (27,5 узлов) и аме­риканские «Норт Каролина» и «Алабама» (28 уз­лов). Французские «Дюнкерк», немецкие «Бис­марк» и британские «Вангуард» развивали ско­рость 29 узлов. Итальянские «Литторио» и фран цузские «Ришелье» выдавали 30 узлов, а немец­кие «Шарнхорст» — 31,5 узлов. Самыми быс­трыми были американские корабли типа «Айова» (или «Миссури»), которые благодаря сверхмощ­ной (212 700 л. с. на валу) силовой установке развивали скорость 33 узла, даже несмотря на водоизмещение 57 216 т. «Ямато», имея водоиз­мещение 72 ООО т, имели мощность силовых ус­тановок, равную 150 ООО л. с.

Два британских линкора «Нелсон» и «Родни», вступившие в строй в 1927 г., и имевшие на вооружении 9х406-мм орудий, все еще следует считать дредноутами, потому что они были спро­ектированы на основе общих представлений, действующих в 1920-1922 гг. В самом деле, их скорость была всего 32 узла. Такие линейные корабли, как немецкие «Дейчланд», «Адмирал Шеер» и «Адмирал граф Шпее», построенные в 1929-1933 гг., тоже нельзя рассматривать как супердредноуты. Их номинальное водоизмещение

составляло всего лишь 10 000 т (в действитель­ности около 11 700 т), на основании Версаль­ского мирного договора. Поэтому согласно водо­измещению, установленному в Вашингтоне, их следует относить к крейсерам. Более того, их бронирование представляло собой бронирование крейсеров. Однако калибр их орудий равнялся 280 мм, что значительно превышало 203 мм, допустимых для крейсеров, поэтому эти корабли и называли «карманными» линкорами. Суда типа «Дейчланд» имели не паровые силовые установ­ки, а дизельные. Эта силовая установка состоя­ла из восьми двигателей, приводивших в движе­ние два гребных винта, которые все вместе раз­вивали мощность в 54 000 л. с. и позволяли до­стичь скорости в 26 узлов, в то время как мощ­ность силовых установок всех линкоров того вре­мени была по крайней мере от 140-150 000 до 212 000 л. с. на валу, у американских линкоров. Несмотря на эти ограничения, корабли типа «Дейч ланд» отлично проявили себя во время второй мировой войны. Особенно «Дейчланд», который — после военных действий в норвежских водах и налетов на вражеские конвои в Арктике — пере­жил войну и был передан России в качестве тро­фея, но затонул во время буксировки в Ленинград.

Оставив в стороне корабли типа «Нельсон» и «Дейчланд», согласно хронологической последо­вательности первыми настоящими супердредноутами были французские «Дюнкерк» и «Страсбург» (1935), вооруженные 8х330-мм орудиями в двух счетверенных башнях, находившихся впереди. Бортовая броня «Дюнкерка», подобно броне всех супердредноутов за исключением британских и немецких, была скошена внутрь сверху донизу. Ее максимальная толщина составляла 241 мм, она была выполнена из стали и имела усилен­ную поверхность. Хорошо была развита горизон­тальная защита, распределенная между галерей- ной палубой (толщина 115-130 мм) и 40-50-мм защитной палубой, находившейся под ней. На «Дюнкерках» стояли огромные бронированные башенные мачты, одна дымовая труба и ката­пульта с расположенной справа на корме кран- балкон для подъема гидросамолетов.

Два немецких супердредноута «Шарнхорст» и «Гнейзенау» были построены в 1935-1939 гг. после подписания англо-германского соглашения в 1935 г. Поскольку условия Версальского дого­вора больше не были в силе, это соглашение устанавливало, что германские ВМС могли иметь военный флот водоизмещением, составлявшим 35 % от британского, с линейными кораблями общим водоизмещением 184 000 т. Эти два суд­на имели на вооружении 9х280-мм орудий в трех строенных башнях (две впереди, одна сзади). Зенитное вооружение состояло из 14хЮ5-мм орудий,, 16х37-мм и 10х20-мм пулеметов, 14x105- мм орудий находились в семи спаренных баш­нях с каждой стороны от дымовой трубы, а пулеметы — в надпалубных конструкциях. Эти корабли принадлежали к немногочисленным лин­корам с трехвальной силовой установкой мощ­ностью 165 000 л. е., позволявшей развивать ско­рость 31,5 узлов. Они имел» две катапульты с каждой стороны в кормовой части надстройки и четыре гидросамолета.

Четыре итальянских корабля типа «Литторио» (четвертый под названием «Имперо» так и не был завершен) были вооружены 9х381-мм ору­диями в трех строенных башнях (две впереди и одна сзади). Зенитное вооружение составляли

12х90-мм орудий в одиночных башнях (по шесть с каждого борта на одном уровне с башенной мачтой и дымовыми трубами). Имелось также 20х20-мм пулеметов и четыре сигнальных пуш­ки. Катапульта и авнакран-балка находились справа на корме. Подводная защита, особенно хорошо разработанная, основывалась на системе Пульезе (цилиндры поглощения ударов) также была установлена на модернизированном «Конте ди Кавур» Силовая установка из четырех тур­бин, работавших от восьми котлов, достигала мощности 140 ООО л. с. и позволяла развивать скорость 30 узлов. «Литторио» был торпедиро­ван в Таранто 11 ноября 1940 г. и в морском столкновении 15 июня 1942 г. В обоих случаях подводная защита себя оправдала.

Пять британских кораблей типа «Кинг Джордж У»былн единственными линкорами, построенны­ми британским флотом в межвоенные годы. Однако в это время флот начал строительство значительного числа авианосцев, осознав страте­гическое преимущество этих судов.

Основное вооружение кораблей типа «Кинг ДжорджУ» представляло собой 10х356-мм ору­дий в трех башнях, две из которых были счет­веренными и находились на уровне главной па­лубы (одна впереди и одна сзади) и одна двой­ная на возвышении на корме. Отличительной чертой являлся' огромный башенный мостик. Бро­невой пояс был толщиной 381 мм, а горизон­тальное бронирование делилось между главной палубой толщиной 25 мм и плоской защитной палубой толщиной 127-152 мм. Полное водоиз­мещение таких судов составляло 44 460 т.

В 1935 г. Франция планировала строительст­во трех супердредноутов, из которых только «Ришелье» был закончен до перемирия в июле 1940 г. Основное вооружение этих судов пред­ставляло собой 8х380-мм орудий, расположенных, как на «Дюнкерке», в двух счетверенных баш­нях (обе находились впереди). «Ришелье» полу­чил повреждения в Дакаре во время британской бомбардировки 8 июля 1940 г. В 1943 г. он был переоборудован и модернизирован в Соединен­ных Штатах — зенитное вооружение было уси­лено 56х40-мм пулеметами. Толщина бронирова­ния бортов «Ришелье» равнялась 327 мм, броня спускалась под углом 15 градусов внутрь и вниз. Второй линкор этого типа «Жан Бар» был за­кончен после войны и введен в строй в 1955 г., «Клемансо» —третье судно этого типа, которое так и не было достроено.

Корабли типа «Кинг Джордж V», «Дюнкерк» и «Ришелье» были единственными со счетверен­ными башнями. Почти на всех супердредноутах стояли три строенных башни (две впереди и одна сзади), как у немецких типа «Шарнхорст», италь­янских «Литторио», американских «Норт Каро­лина», «Алабама» и японских «Ямато».

Два немецких линкора «Бисмарк» и «Тирпитц» водоизмещением 50 900 т имели на вооружении 8х300-мм орудий, расположенных в обычном порядке: две спаренных башни впереди и две спаренных башни сзади. Бронированное покры­тие не было скошенным, как на большинстве линейных кораблей того периода, а крепилось вертикально к бортам и имело толщину 320 мм. Защитная палуба с обычными выпуклыми края­ми имела толщину 120 мм над складом боепри­пасов и 80 мм над силовой установкой. «Бис­марк», как и «Шарнхорст», имел трехвальную силовую установку, приводимую в движение тремя турбинно-редукторными агрегатами. «Тир­питц» был также вооружен восьмью торпедными аппаратами в двух счетверенных установках в

середине главной палубы (у «Бисмарка» торпед­ных аппаратов не было).

Основное вооружение американских линкоров типа «Норт Каролина», «Алабама» и «Миссури» состояло из 9х406-мм орудий в трех строенных башнях (две впереди и одна сзади). «Миссури», вступившие в строй в 1944 г. и являвшиеся самыми современными, развивали скорость 33 узла, что было на пять-шесть узлов больше, чем скорость кораблей двух других типов. Наиболее выдающимся конструктивным отличием двух ко­раблей типа «Норт Каролина» (1940) была под­водная защита в виде выпуклых противоминных наделок, в то время как на кораблях типа «Ала­бама» (1942) и «Миссури» (1944) наделок не было. Подводная защита размещалась внутри корпуса и была в виде переборок, протянувшихся на всю длину вдоль каждого борта. Покатое бронированное покрытие, составлявшее вертикаль­ную защиту, имело толщину 305 мм на «Норт Каролине», 310 мм на «Алабаме» и «Миссури». Горизонтальная защита «Норт Каролины» была толщиной 37 мм на главной палубе и 27+19+ 117 мм на защитной. На «Алабаме» и «Миссури» ее толщина равнялась 38 мм на ос­новной палубе и 127+ 19 мм на защитной, пос­кольку война показала, насколько бронированное покрытие было уязвимым для огромных бомб, сбрасываемых с самолетов.

Линкорами с самым большим водоизмещени­ем и самым тяжелым вооружением были японс­кие корабли типа «Ямато» и «Мусаси», которые при полной загруженности были 72 900-т и име­ли на вооружении 9х460-мм орудий. Калибр орудий был необычным и почти равнялся калиб­ру орудий британского линейного крейсера «Фьюриес» (1918), в одиночной башне которого находилось одно 457-мм орудие. Бортовое брони­рование было скошенным под углом 20 градусов и имело толщину 410 мм. Оно шло вдоль обеих сторон складов боеприпасов и оттуда уходило вниз с толщиной 80 мм. До этого ни на одном из линейных кораблей не встречалось брониро­вание днища складов боеприпасов. Горизонталь­ная защита делилась между двумя палубами: ее

толщина равнялась 30-50 мм на главной палубе и 200 мм на плоской защитной. В местах соеди­нения с бортовой броней она была даже толще. Мостиковая мачта была покрыта броневыми пли­тами немыслимый толщины (500 мм), другими словами, полуметром стали.

Первоначальное зенитное вооружение выросло после 1943 г. до 24х127-мм орудий в двенадцати спаренных установках, при этом количество 155- мм орудий уменьшилось с первоначальных две­надцати до шести. Остались только две строен­ных башни. Число 25-мм пулеметов возросло с двадцати четырех до ста пятидесяти, они разме­щались в строенных или счетверенных установ­ках, сгруппированных вокруг башенной мачты и дымовой трубы, образуя внушительную концен­трацию огня.

Однако это зонтичное прикрытие из снарядов орудий и пулеметов было недостаточным, чтобы воспрепятствовать американским бомбардировщи­кам и самолетам-торпедоносцам нанести смертель­ные удары по этим гигантам, так хорошо защи щенным, но... только против артиллерийских снарядов. Для того чтобы потопить «Ямато», потребовалось десять торпед и двадцать три бомбы с мощными зарядами, и одиннадцать тор­пед и двадцать бомб — для «Мусаси».

Последним построенным линкором мира был британский «Вангуард», абсолютно бесполезный корабль, устаревший еще до вступления на служ­бу, потому что его боеспособность была крайне низкой. Его строительство началось 2 октября 1941 г., а спущен он был на воду лишь после окончания войны — 25 апреля 1946 г. Линкор был вооружен 8x381-мм орудиями в четырех спаренных башнях (две впереди и две сзади). Эти орудия в 1916 г. были изготовлены для линейных крейсеров «Глориес» и «Корейджес», а в 1926 г. помещены на хранение, когда крей­сера были переделаны в авианосцы. Жизнь это­го корабля была непродолжительной — уже в

1960 г. он был выведен из состава флота и пущен на слом, после того как пять лет простоял в порту Портсмут. «Вангуард» должен был заме­нить «Ройял Оук», но это был прощальный жест гордого британского флота, потому что в ходе прошедшей войны линкоры продемонстрировали. свою несостоятельность. Действительно, после войны все мировые флотилии вывели линейные корабли из своих составов.