суда разных флотов мира

Броненосные крейсера от 1890 до 1910 гг.

Броненосные крейсера от 1890 до 1910 гг.

Ликвидация мачт и парусов как средств пе­редвижения повлияла не только на очертания и форму корпуса, но прежде всего на размещение вооружения. Как оказалось, на броненосных крейсерах не было явно выраженного стремления переместить все орудия из бортовых позиций в поворотные башни и казематы. Одним из наиболее любо­пытных примеров размещения орудий во время этого периода могут служить четыре немецких броненосных крейсера класса «Захсен», официально числив­шиеся броненосными корветами второго ранга; благодаря их 7 400 т водоизмещению и макси­мальной скорости в 14 узлов их вполне обосно­ванно можно отнести к категории броненосных крейсеров.

Броненосные крейсера имели два 10,2-дюймовых (260 мм) орудия на барбете на носу и четыре также 10,2-дюймовых (260 мм) на каждом крыле бронированной главной башни в центре палубы. Броненосные крейсера, построенные между 1890 и 1905 гг., обычно имели вооружение, как у пред- дредноутных линейных кораблей, а именно: пушки в поворотных башнях и казематах. Первым суд­ном, которое можно считать настоящим броне­носным крейсером, был французский «Дюпюи де Лом», построенный в 1888-1893 гг. Он имел два 7,6-дюймовых (194 мм) орудия на двух симмет­рично расположенных барбетах в центре палубы и шесть 6,4-дюймовых (154 мм) орудий в пово­ротных башнях: три на носу и три на корме (по одной башне на центральной оси кормовой и носовой палубы и по две башни по бокам).

Как и линейные корабли этого периода, бро­неносные крейсера обычно имели небольшое чис­ло орудий главного калибра в индивидуальных или спаренных поворотных башнях на носу и на корме, и значительное количество орудий сред­них калибров в казематах как на батарейной палубе, так и в надстройках на главной палубе.

Австрийский «Кайзерин унд Кенигин Мария Терезия» (1895) имел два 9,4-дюймовых орудия (240 мм) на двух барбетах на носу и на корме и восемь 5,9-дюймовых (150 мм) орудий в казе­матах, четыре в надстройке и четыре на пушеч­ной палубе. Чилийский панцирный крейсер «Эс­меральда» (1897) имел такую же планировку с двумя 8-дюймовыми (203 мм) орудиями в защи­щенных броневых капонирах — одно на носу, другое на корме — и шестнадцатью 6-дюймовы­ми (152 мм) орудиями, двенадцать из которых располагались по обоим бортам главной палубы и четыре на надстройке. Французский «Жанн д'Арк» был еще одним судном с двумя крупно­калиберными орудиями в индивидуальных пово­ротных башнях на носу и на корме. У него было два 7,6-дюймовых орудия (194 мм) в двух пово­ротных башнях на каждом конце палубы и че­тырнадцать 5,4-дюймовых (139 мм) орудий в ка­зематах, восемь в главной башне и шесть на верхней палубе.

Итальянские броненосные крейсера «Гарибаль­ди», «Варезе» и «Ферруччо» (1901) имели подо­бное расположение. У них было одно 10-дюймо- вое (254 мм) орудие в одиночной поворотной башне на носу и два 8-дюймовых (203 мм) в спаренной поворотной башне на корме, плюс че­тырнадцать 6-дюймовых (152 мм) орудий, десять из которых располагались в казематах нижней палубы, а четыре на главной палубе.

Артиллерия немецкого крейсера «Фюрст Бис­марк» располагалась в основном в двух спарен­ных поворотных башнях — одной на носу и одной на корме. Крейсер имел четыре 9,4-дюй- мовых (150 мм) орудия, установленных в этих башнях, плюс двенадцать 5,9-дюймовых (150 мм) пушек, шесть из которых располагались в казе­матах и шесть в одиночных поворотных башнях на главной палубе. Размещение поворотных ба­шен на носу и на корме отмечается также у британских крейсеров «Минотаур», «Дефенс» и «Шэннон» (1908) с четырьмя 9-дюймовыми (230 мм) и десятью 7,4-дюймовыми (190 мм) орудия­ми в одиночных башнях, и у французских крей­серов типа «Леон Гамбетта» (1905) с четырьмя 7,6-дюймовыми (194 мм) и шестнадцатью 6,4-дюй­мовыми (164 мм) орудиями в шести спаренных башнях и четырех казематах.

Размещение орудий главных калибров в че­тырех поворотных башнях не было общеприня­тым на броненосных крейсерах. Такое размеще­ние имело место на чилийском крейсере «Гене­рал О'Хиггинс» (1898) с четырьмя 8-дюймовыми (203 мм) орудиями в четырех одиночных пово­ротных башнях, одной впереди и одной на кор­ме по осевой линии и по одной с каждой сторо­ны в центре судна, и еще с десятью 6-дюймовы­ми (152 мм) орудиями, шесть из которых были расположены в казематах, а четыре в поворот­ных башнях. Шведский «Фюльгия» (1906) и аме­риканский «Бруклин» (1896) имели четыре спа­ренных башни, расположенные в том же по­рядке.

Итальянский броненосный крейсер «Веттор Пизани» (1898), русский «Громобой» (1901) и три американских крейсера класса «Чарлстон» (1906) имели осо­бое расположение артиллерии. «Пизани» имел двенадцать 6-дюймовых (152 мм) орудий, по шесть с каждого борта; «Громобой» имел шестнадцать 6-дюймовых (152 мм) орудий, по семь с каждой стороны в казематах, плюс одно на носу и одно на корме, и вдобавок еще четыре 8-дюймовых (203 мм) орудия на крыльях главной башни. У судов типа «Чарлстон» было четырнадцать 6-дюй- мовых (152 мм) орудий, по шесть с каждой сто­роны в казематах, плюс одно на носу и одно на корме.

Итальянский «Сан Джорджио» и «Сан Марко» (1910) и японские «Ибуки» и «Кумара» (1909) располагали свою главную артиллерию из 10-дюй- мовых (224 мм) и 12-дюймовых (305 мм) орудий соответственно в двух спаренных поворотных башнях — одной кормовой и одной носовой, а свое второстепенное вооружение ИЗ 7,4-ДЮЙМО­ВЫХ (190 мм) и 8-дюймовых (203 мм) пушек со­ответственно размещали в четырех спаренных поворотных башнях, симметрично расположенных в центральной части палубы. Как указывалось выше, благодаря калибру своих орудий оба суд­на типа «Ибуки» классифицировались так же, как линейные крейсера, но поскольку у них было всего четыре крупнокалиберных орудия, более правильно было бы отнести их к броненосным крейсерам. Немецкий «Блюхер» (1909) был еще одним крейсером, который можно было бы от­нести к линейным крейсерам из-за числа его крупнокалиберных орудий. Он был вооружен две­надцатью 8,2-дюймовыми орудиями (210 мм) в шести поворотных башнях, расположенных как на «Сан Джорджио» и «Ибуки». Поскольку ка­либр этих орудий был равен всего 8,2 дюймам (210 мм), а не 12 дюймам (305 мм), 13,5 дюй­мам (343 мм) или 15 дюймам (381 мм) линей­ных крейсеров, «Блюхер» был отнесен к более низкой категории.

Все броненосные крейсера обычно оснащались подводными торпедными аппаратами, число ко­торых было от двух до шести. Эти крейсера были также хорошо защищены. Вертикальная броневая защита прикрывала пояс по ватерлинии, борта, главную артиллерийскую башню и палу­бу, окружая вдобавок орудийные башни, а так­же мостик — башенную мачту. Горизонталь­ная защита по-прежнему в форме защитной бро­невой палубы распространялись также на глав­ную палубу и крышу главной артиллерийской башни.

Немецкие «Шарнхорст»и «Гейзенау» имели 5,9- дюймовую (150 мм) броню на поясе, 5,9-дюймо­вую броню на главной башне, 2,3-1,5-дюймовую (60-49 мм) на защитной палубе, 6,6-дюймовую (170 мм) на башнях и 7,8-дюймовую (200 мм) на башенной мачте. Итальянский «Веттор Пиза- ни» имел 4,3-5,9-дюймовую (110-150 мм) бро­ню по ватерлинии, 5,9-дюймовую (150 мм) на главной башне, 1,4-0,8-дюймовую (37-22 мм) на защитном поясе и 5,9-дюймовую (150 мм) на мостике. Оба крейсера типа «Сан Джорджио» имели почти такую же защиту, какую должен иметь линейный корабль, и были обеспечены горизонтальной защитой на всех трех палубах. Броня на поясе достигала 7,8 дюймов (200 мм) толщины, на главной башне 7 дюймов (180 мм), на защитной палубе 1,5-1,1 дюйма (40-30 мм), на нижней палубе 0,3-1,3 дюйма (10-35 мм), на главной палубе 1,7-0,3 дюйма (45-10 мм), на башнях 7 дюймов (180 мм) и на боевой руб­ке 9,8 дюймов (250 мм). Эта защита была со­лиднее, чем броня на «Ибуки», где она достига­ла 7 дюймов (178 мм) на поясе и 8 дюймов (203 мм) на боевой рубке. Немецкий «Блюхер» тоже был весьма хорошо защищен. У него была 7,3-4-дюймовая (180-100 мм) броня на поясе, 5,5-дюймовая (140 мм) на главной артиллерийс­кой башне и 9,8-дюймовая (250 мм) на боевой

рубке. Другие крейсера обычно имели бортовую броню, состоявшую всего из броневого пояса и горизонтальную броню — только на палубе.

На всех судах, пользовавшихся углем для топки котлов, бортовые угольные бункеры час­тично служили защитой как от осколков снаря­дов, так и от подводного оружия. В самом деле, полные бункеры над ватерлинией и за бортовой броней создавали дополнительную преграду для осколков и снижали вред, наносимый разрыв­ными бомбами и снарядами. Бункеры под ва­терлинией могли в значительной мере снизить опасность затопления в результате торпедного удара.

Подводная защита крейсеров оказалась почти совершенно неэффективной, что было доказано в самом начале первой мировой войны, когда в ночь на 22 сентября 1914 г. в течение всего тридцати минут были потоплены три британских броненосных крейсера «Хог», «Абукир» и «Крес- си», торпедированные немецкой подводной лод­кой «и-9».

Почти все броненосные крейсера имели кот лы, нагревавшиеся углем, и поршневые паровые машины. Единственным исключением был «Сан Марко», который будучи родственным судном «Сан Джорджио» имел тем не менее силовую установку из четырех паровых турбин, приво­дивших в действие четыре гребных винта, тогда как последний в противоположность ему имел две поршневые машины на два винта. Японские «Ибуки» и «Курама», представлявшие собой не­что среднее между броненосным крейсером и линейным крейсером, имели две турбины на два винта.

Нагревавшиеся углем котлы требовали нали­чия по меньшей мере двух дымовых труб, кото­рые должны были быть очень высокими, чтобы обеспечить приличную тягу и, следовательно, нормальное горение в топках. На британских крейсерах типа «Кресси» (1901), русском «Гро­мовое» (1901), американских судах типа «Чарлс­тон» (1906), шведском «Фюльгия» (1906), аме­риканском «Бруклин», чилийском «О'Хиггинс» (1898) и двух японских типа «Ибуки» (1909) было по три дымовых трубы. Первенство по числу ды­мовых труб следует отдать французскому крей­серу «Жанн Д'Арк», у которого их было шесть. Причина наличия всех этих труб заключалась в большом количестве паровых котлов: тридцать на британских судах типа «Кресси», двадцать че­тыре на судах типа «Минотаур», сорок восемь на французском «Жанн д'Арк», двадцать четыре на итальянских судах типа «Гарибальди», трид­цать на русском «Громобое» и чилийском «О'Хиггинс» и двадцать восемь на американских крейсерах типа «Бруклин». Несмотря на то, что силовая установка крейсеров «Ибуки» развивала мощность до 24657 л. с. (25000 кВт), у них было всего восемнадцать котлов, которые однако мог­ли нагреваться как углем, так и нефтью.