суда разных флотов мира

Классы кораблей с X по XVIII вв: весельные корабли – дромон, селандер, галера, кэт, буцентавр

Aspose.Words.003ac685-8772-47ae-ab22-918c7cdc170b.001В средние века идея классификации кораблей в соответствии с количеством гребцов была от­брошена, и типам кораблей давались названия, которые много веков спустя, учитывая отсутст­вие точных определений, сделали идентификацию и определение особенностей конструкции и та­келажа затруднительными. Эти названия были объектом дебатов среди ученых, которые не всег­да приходили к одинаковым заключениям.
Классы кораблей с X по XVIII вв: весельные корабли – дромон, селандер, галера, кэт, буцентавр

Мы уже упоминали, что в античную эпоху классификация, а следовательно, и типы судов, основывались на количестве весел или гребцов, находящихся в половине поперечного сечения корпуса. Отсюда греческие триеры и пентеры, римские биремы, квинкеремы и «десятки», а также триаконтеры и пентеконтеры Восточной Римской Империи.

Однако даже в средние века количество греб­цов или весел по-прежнему упоминалось — не для того чтобы определить тип судна, а дабы различать размеры кораблей одного и того же типа: например — двухсот тридцативесельный дромон, стовосьмидесятивесельный дромон, или же — стовесельный селандер и восьмидесятиве- сельный селандер. В последующие столетия бо­лее распространено было упоминание о числе скамей: так существовала галера в двадцать пять скамей и галиот в восемнадцать скамей.

Так «триремой» называлась галера с тремя гребцами на скамью. Когда же прежнюю систему заменила система ступенчатых ярусов, то есть система с несколькими гребцами, рабо­тающими одним веслом, от латинских названий типов судов отказались.

Главные источники информации о кораблях раннего средневековья найдены в различных до­кументах, старейшие из них — византийские, такие как трактат «Навмахия» императора Льва VI (Лев Мудрый, 886-912) и книга «De Caerimonis Aulae Byzantinae» Константина VII Порфирород­ного (912-959), исторический труд на латыни «Richardi Regis Iter Hierosolymitanorum» хро­никера Гальфрида Вайнсолфа, который сопровож­дал Ричарда Львиное сердце в Крестовом походе 1191-1192 гг., «Gazaria Statutes» Генуэзской республики, венецианский «Capitolare Nauticum» (1255) и другие произведения.

Что касается галер начала нового времени, то можно найти более обширную и полную до­кументацию. Мы упомянем только некоторые из более известных работ, таких как «Nautica Mediterranean римлянина Бартоломео Кресчен- цио (1607) и «Artata Navale» Пантеро Пантера (1614), а также «Военно-морское искусство» француза Поля Осте (1697). Существуют также многие венецианские документы, среди которых особенно следует упомянуть манускрипт венеци­анца Пико делла Мирандола «О строительстве военно-морских кораблей», посвященный «Свет­лейшему принцу венецианскому», где автор пред­лагал построить галеру с двумя рядами весел.

Изучение этих документов дает нам обилие названий, но не всегда адекватные описания типов кораблей, которые под ними фигурируют. Более того, следует иметь в виду, что с течени­ем столетий корабли, несомненно принадле­жавшие к различным типам, имели одинаковые наименования. В документах, относящихся к периоду между VI и X вв. упоминаются дромо- ны, селандеры, виссер-селандеры, яхты и даже галеры. Однако документы XII-XVII вв. не со­держат этих названий и упоминают почти ис­ключительно о галерах и производных от них: галиоте, галеасе, фусте (маленькой галере), бри­ге и фрегате.

Обобщив информацию, можно приблизитель­но отметить основные различия и сделать вы­вод, что примерно до 1100 г. весельные военные суда принадлежали к семейству дромонов, а с 1100 г. и далее — к семейству галер.

В семействе галер имелся один ряд весел, и каждым веслом орудовало по нескольку гребцов, занимавших одну скамью (банку). На легкой галере с одним гребцом на весло обычно име­лось три гребца на банку, и каждый работал отдельным веслом. У всех весел, однако, уключи­ны располагались на одном и том же уровне — на деревянной балке, именуемой планширом.

В семействе дромонов имелось по два рядавесел на корабле, и верхним орудовали гребцы, сидевшие на банках, устроенных под той же самой палубой. Дромоны были наиболее распрос­траненными военными кораблями, на них име­лось по сотне весел, и поэтому их также назы­вали гекаконтерами. Весла располагались в два ряда — по двадцать пять с каждого борта. Как правило, весла верхнего ряда, более длинные и тя­желые, приводились в движение двумя гребцами, а весла нижнего ряда — только одним каждое.

Гульельмотти сообщает, что дромоны имели 197 футов (60 м) в длину и 33 фута (10 м) в ширину. Эти данные кажутся преувеличенными, поскольку самые крупные галеры, построенные четыре-пять веков спустя, имели только 164 фута (50 м) в длину и 16,5 фута (5 м) в ширину. Учитывая, что на них имелось по двадцать пять весел по каждому борту, приводимых в движе­ние максимум двумя гребцами каждое, можно предположить, что они были примерно в 131 фут (40 м) длиной, что больше походит на галеру в двадцать пять банок. Оговорив, что об этом типе кораблей имеется очень мало информации, Ландстрем осуществляет реконструкцию, где имеет­ся двадцать пять весел по борту, расположен­ных в два ряда: в верхнем — двенадцать, в нижнем — тринадцать, в то время как из уже упомянутого текста вполне ясно, что по двад­цать пять весел насчитывалось в каждом ряду.

Что касается парусов, Гульельмотти склоня­ется в пользу прямых. Ландстрем снабжает свою модель латинским парусом, но более вероятно, что паруса были прямыми, что будет объяснено, когда речь пойдет о такелаже.

Яхты упоминаются в «Навмахии» Льва Муд­рого. Он пишет, что командир эскадры должен находиться на борту разновидности дромона, называемой яхтой, и говорит, что эта яхта до­лжна быть крупнее, быстрее и лучше вооружена, чем прочие дромоны. Такое описание дает нам повод изобразить дромон, скорее, минимум, с тридцативесельным комплектом, нежели с двадцатипятивесельным. Но за несколько лет до того Константин Порфирородный пишет в уже упо­мянутом труде: «Императорский флот насчиты­вал шестьдесят дромонов, на каждом — двести тридцать гребцов и семьдесят солдат. В добавле­ние к дромонам имелось сорок яхт, на двадцати из которых помещалось по сто шестьдесят чело­век, а на двадцати — только по сто тридцать». Еще один его современник, Мерсиус, говорит о «Двенадцати яхтах со ста шестьюдесятью греб­цами и восьми — со ста тридцатью».

Отсюда может показаться, что яхты являлись дромонами поменьше и побыстрее, где имелось то же разделение весел на два ряда, и, макси­мум, двадцать пять весел в каждом из них. Там была, вероятно, одна мачта и один прямой па­рус. Следует указать, что в «Gazaria Statutes» от 17 марта 1340 г. яхты упомянуты в одном ряду с галерами как «торговые суда только с одной палубой», и это показывает, что за трис­та лет значение слова полностью изменилось. В значительно более недавние времена слово «яхта» использовалось исключительно по отношению к прогулочному судну, особенно парадному, снаб­женному как парусами, так и мотором.

Окружен тайной также класс селандеров, но они, определенно, относились к семейству дро­монов. Документы X века (Дитмар — книга III) описывают их как «корабль исключительной дли­ны и поразительной скорости с двумя рядами весел и ста пятьюдесятью гребцами». Описывая экспедицию 949 г. против острова Крит, Кон­стантин Порфирородный сообщает: «Император­ский флот был составлен из ста пятидесяти вис- серов, включая шесть яхт... сотни селандеров, переделанных в виссеры...». В другом месте он говорит: «Стратег Самоса был послан на Крит с шестью виссер-селандерами, каждый из которых нес по сто человек», и «с шестью яхтами-селан- дерами, по сто двадцать человек на каждой, а четыре виссер-селандера — со ста восемью людь­ми были оставлены охранять город».

Гульельмотти говорит, что название «селандер» происходит от греческого обозначения черепахи и связано с формой кастла (надстройки, похожей на башню), что на нем имелся только один ряд ве­сел, одна или две мачты с латинскими парусами, и что его отличительной особенностью являлось плоское днище и маленькая осадка, так что они могли ходить по мелководью. Так как все это не подтверждено документами и противоречит данным, приведенным в трудах X-XI вв., здесь возникают сомнения по части точности.

Мы располагаем изображением селандера, но оно не является для нас особо ценным, так как выбито на медали, изготовленной для дожа Пьет- ро Кандиано. Существовало четыре дожа с та­ким именем: первый правил с 887 по 888 г., второй с 923 по 939, третий с 942 по 959, а четвертый с 959 по 976 гг. Поскольку дата на медали отсутствует, следует предположить, что ее выбили по случаю успешного выступления Пьетро Кандиано I против нарентинских пиратов и, следовательно, ее можно датировать 888 г. Изо­браженный на ней селандер — это корабль все­го лишь с одним рядом весел, по шесть с каж­дого борта — три в направлении к носу и три к корме от большой центральной башни — и с мачтой впереди.

Следовательно, мы можем заключить, что се­ландер был дромоном с высокой и округлой башней впереди и двумя рядами весел для ста—ста пятидесяти гребцов. Когда этот тип со­четался с другими разновидностями судов, воз­никла яхта-селандер, более скорая и лучше во­оруженная или виссер-селандер с меньшим ко­личеством гребцов, поскольку от него не требо­валось скорости. Мы делаем такой вывод, ссы­лаясь на теорию Джела, по которой термин «се­ландер» применялся для обозначения корабля более медленного, чем быстроходный дромон.

Галера была меньшим из дромонов, упомина­емых у Льва Мудрого. Он оговаривает, что на ней имелся только один ряд весел, которых могло насчитываться двадцать пять по борту. Двадцать пять банок по борту сохранялось и для галер XIV-XV вв., но на каждой банке располагалось по три гребца, и у каждого имелось по веслу, так что количество весел, которых насчитыва­лось пятьдесят на галерах X в., на венецианс­ких зензиль-галерах или же на генуэзских гале­рах с тремя веслами на банку в XIV-XV вв. возросло до ста пятидесяти. В XVI-XVII вв. га­леры в результате принятия «ступенчато-ярус- ной системы», или же системы «скалоджио», опять вернулись к соотношению по одному вес­лу на скамью и достигали максимум тридцати шести скамей.

Продолжая знакомство с типами судов X-XI вв., мы находим такие названия, как «кэт», «буцентавр», «ligna de teriis» и «большая галера».

Название «кэт» происходит, возможно, от ис­каженного галльского слова, превращенного в «каттус»; согласно венецианским законам, «кэт» — это большая галера, одна из тех, где находилось до ста человек.

Архиепископ Уильям Тирский говорит в «Gesta dei per Francos», что в 1121 г. дож Доменико Микеле отправился в Сирию с флотом, состав­ленным из сорока галер, двадцати восьми кэтов и четырех больших грузовых судов, и дальше объясняет, что «корабли с рострами, которые называют кэтами» были крупнее галер, что на них имелось по сто весел, и каждым орудовало по два человека. Во время плавания кэты шли рядом с четырьмя большими грузовыми судами, а галеры поддерживали их с тыла; следователь­но, кэты не очень-то годились для битвы. Одной из особенностей, характерной также для галер конца XIV в., было наличие двух кормовых ве­сел. Другой хроникер, Альбер д'Экс (Альбертус Аквенсис) говорит: «на галерах... на триремах, именуемых в просторечии каттус...». Это подтвер­ждает, что термин «кэт» относится к большой галере.

«Буцентавр», официальный корабль дожа, не был военным, но документы XIV в. описывают такие суда как разновидность большой галеры

Из венецианского указа от 30 декабря 1337 г. можно сделать вывод, что «буцентавр» — это искаженное «дуценторум» — следовательно, бу- центавры и кэты являлись одним и тем же ти­пом корабля.

Ligna de teriis, упоминаемые почти исключи­тельно в генуэзских статутах Уффицио ди Газариа в годы между 1300 и 1350, были корабля­ми, размерами меньше галер с тремя, а то и двумя веслами на скамью. Установить, что эти корабли были меньше галер можно с помощью одного из генуэзских статутов, который датирует­ся 14 октября 1316 г. и озаглавлен: «Ordina- mentum [actum in galeis navigaturis ad Aguas Mortuas». В нем устанавливалось, что, направ­ляясь из Генуи в Аг Морт близ Монпелье во Франции, корабли не могут идти поодиночке, но каждую галеру должна сопровождать другая га­лера или lignum de teriis с восемьюдесятьюста веслами. Эти суда не могли ходить парами, а только в сопровождении более крупной и лучше вооруженной галеры

«Большая галера» была, как правило, не воен­ным, а купеческим судном. Большим военным галерам давались особые названия, такие, как уже упоминавшиеся кэт, буцентавр, а с XVI по XVII вв. и другие.