суда разных флотов мира

Линейные крейсера второй мировой войны 1908 —1945 гг.

Aspose.Words.c243b58d-4f08-417d-8825-db7cf5f313c7.001Линейные крейсера второй мировой войны 1908 —1945 гг.

Увеличение водоизмещения и вооружения пре­вратило броненосные крейсера в линейные крейсера. Не­легко установить принятые параметры для опре­деления различий между линейным крейсером и линейным кораблем. И в самом деле, оба эти класса боевых судов имели мощное вооружение из крупнокалиберных орудий и исключительно толстую броню на бортах, палубах, орудийных башнях и боевой рубке.

Главными факторами, относившими судно к тому или иному классу, являлись скорость и защищенность крейсеров мира. Линейные крейсера второй мировой войны обычно ходи­ли быстрее линкоров (дредноутов) тех дней: бри­танские линейные крейсера делали от двадцати восьми до тридцати одного узла, а немецкие примерно от двадцати шести до двадцати четы­рех. Их броневая защита, однако, не была такой солидной, как на линкорах; например, на бри­танских «Куин Мэри» и «Тайгер» бортовая бро­ня была толщиной в 9 дюймов (229 мм), на не­мецких судах «Вон дер Танн» 9,8 дюйма (250 мм), на судах типа «Гоэбен» 10,6 дюйма (270 мм), а на судах типа «Дерфлингер» 11,8 дюйма (300 мм). У некоторых был очень тонкий броневой пояс, как на британских «Инвинсибл» и «Рипалс», где он достигал 6 дюймов (152 мм), и «Корейджес», где он был всего в 3 дюйма толщиной (76 мм). С другой стороны, на крейсере «Худ» стояла броня толщиной в 12 дюймов (305 мм); поэтому он иногда описывается как быстроходный линей­ный корабль, а не как линейный крейсер. Что касается калибров и количества орудий, то тут линейные крейсера ни в чем не уступали линко­рам: восемь 12-дюймовых (305 мм) орудий на старых британских судах типа «Инвинсибл» (1908), и «Индефэтигебл» (1911), восемь 13,5- дюймовых (343 мм) на судах типа «Куин Мэри» (1913) и «Тайгер» (1914), четыре 15-дюймовых (381 мм) на судах типа «Корейджес» (1917), шесть 15-дюймовых (181 мм) на судах типа «Ри­палс» (1916) и восемь 15-дюймовых (381 мм) на крейсере «Худ» (1920). У немецких линейных крейсеров орудия были немного меньшего калиб­ров: восемь дюймовых (280 мм) орудий на крейсере «Вон дер Танн» (1910), десять 11-дюй­мовых (280 мм) на судах типа «Гоэбен» и вос­емь 12-дюймовых (305 мм) на судах типа «Дер­флингер» (1914).

Япония построила четыре линейных крейсера второй мировой класса «Конго», завершенных в 1913-1915 гг., вооруженных восемью 14-дюймовыми (356 мм) орудиями. Однако последующие японские и аме­риканские линейные крейсера, строительство которых было отменено благодаря Вашингтонско­му договору, должны были иметь калибр орудий в 16 дюймов (406 мм), по восемь на американ­ских судах типа «Лексингтон» и по десять на японских типа «Акаги».

За исключением британских судов типа «Корейджес», вооруженных четырьмя 15-дюймо- выми (381 мм) орудиями (хотя эти суда офици­ально классифицировались как «большие легкие крейсера»), все остальные практически имели по восемь орудий в четырех сдвоенных поворотных башнях, что обосновывает отнесение японских «Ибуки» и «Курама» к категории бронепалубных крейсеров, поскольку они были вооружены че­тырьмя 12-дюймовыми (305 мм) орудиями.

Во флоте Великобритании между 1908 и 1911 гг. линейные крейсера второй мировой войны - «Инвинсибл», «Инфлексибл» и «Индомитебл» классифицировались как броненосные крейсера, затем в 1912 г. они стали «дредноут­ными крейсерами» и наконец, в 1915 г., когда была введена новая классификация, они стали линейными крейсерами. Вооружены они были восемью 12-дюймовыми (305 мм) орудиями в четырех спаренных поворотных башнях и шестнад­цатью 4-дюймовыми (102 мм) пушками. Броневой пояс у них был толщиной в 6 дюймов (152 мм), толщина брони главной палубы равнялась 0,7 дюйма (19 мм), а толщина брони защитной па­лубы достигала 1,4-2,5 дюйма (38-64 мм). Рас­положение орудий крейсеров мира было такое же, как на дред­ноутах: одна поворотная башня на носу, одна на корме по осевой линии и две диагонально распо­ложенные башни в центре судна. «Дредноут» имел две кормовых башни в противоположность только что упомянутой одной. Силовая установ­ка состояла из четырех турбин, приводивших в действие четыре гребных винта и развивавших скорость в 26,5 узлов.

Немецкий линейный крейсер второй мировой войны «Вон дер Танн» имел такое же расположение своих восьми 11- дюймовых (280 мм) орудий, но две бортовые башни были установлены зигзагообразно по от­ношению друг к другу, — другими словами, баш­ня правого борта была выдвинута дальше вперед, чем башня левого борта. «Вон дер Танн» имел броневой пояс толщиной в 9,8 дюйма (225 мм), броневую защиту главной башни толщиной в 8,8 дюйма (250 мм), верхнюю палубу в 0,7 дюйма (20 мм) и защитную палубу в 1,9 дюйма (50 мм), превосходя по этим величинам английские пока­затели, перечисленные выше. Турбины высокого давления каждой установки приводили в дейст­вие средние гребные валы, тогда как турбины низкого давления вращали два боковых винта. Скорость крейсера мира была невелика: всего 24,8 узлов.

Последующие британские линейные крейсера второй мировой войны «Куин Мэри», «Лайон» и «Принсесс Ройал» были введены в строй в 1913-1914 гг. и также клас­сифицировались как «дредноутные крейсера» до 1915 г. Они были вооружены восемью 13,5-дюйМОВЫМИ (343 мм) орудиями в четырех поворот­ных башнях, расположенных по осевой линии: две спереди, одна в центре между дымовыми трубами и одна на корме, — размещение, огра­ничивавшее зону обстрела средней башни. Что касается брони, то эти крейсера были лучше защищены, чем суда типа «Инвинсибл», поскольку их броневой пояс был толщиной в 9 дюймов (229 мм), верхняя палуба толщиной в 1 дюйм (25 мм), а защитная палуба — толщиной в 1-1,5 дюйма (25-64 мм). Эта усиленная защита оказа­лась неэффективной, поскольку в Ютландском сражении 31 мая 1916 г. и «Куин Мэри» и «Ин­винсибл» были потоплены снарядами немецких линейных крейсеров.

Немецким ответом на британские линейные крейсера второй мировой класса «Куин Мэри» были «Мольтке», «Гоэбен» и «Зейдлиц», вооруженные вместо восьми десятью орудия­ми, хоть и меньшего калибра: 11 дюймов (280 мм) в пяти сдвоенных поворотных башнях. Три из них располагались по осевой линии, а две по диагона­ли в центре судна. Броня была толще, чем на их британских прототипах: 10,6 дюймов (270 мм) на броневом поясе, 7,8 дюймов (200 мм) на главной башне, 1 дюйм (25 мм) на верхней палубе и 1,9 дюйма (50 мм) на защитной палубе. Их вспомо­гательное вооружение из двенадцати 5,9-дюймо­вых (150 мм) орудий в казематах с каждой сто­роны главной башни были довольно тяжелым. «Гоэбен» и «Мольтке» имели две турбинные си­ловые установки, приводившие в движение че­тыре гребных винта, как у «Вон дер Танн», тогда как «Зейдлиц» имел три турбины на три греб­ных винта.

Наиболее выдающимися немецкими линейны­ми крейсерами были «Дерфлингер», «Лютцов» и «Хинденбург», введенные в строй к концу 1914 г. Вооружение было увеличено до восьми 12-дюй- мовых (305 мм) орудий в четырех спаренных по­воротных башнях, расположенных по осевой ли­нии: две на носу и две на корме; артиллерию второстепенных калибров представляли двенад­цать 5,9-дюймовых (150 мм) пушек в казематах по обе стороны главной башни. Толщина брони тоже была увеличена и составляла на броневом поясе 11,8 дюйма (300 мм), на главной башне 9 дюймов (230 мм), а на защитных палубах теперь насчитывала три измерения: 1,9 дюйма (50 мм), 0,7-1,0 дюйм (20-25 мм) и 1,1 дюйма (30 мм). Эти показатели были превышены только у ан­глийского крейсера «Худ» шесть лет спустя. Суда класса «Дерфлингер» также имели две турбин­ные силовые установки на четыре гребных вин­та и развивали довольно умеренную скорость в 26,5 узлов.

Британские линейные крейсера мира «Рипалс» (1916), « Корейджес» (1917) и «Худ» (1920) от­казались от старой традиции сжигания угля в топках паровых котлов и перешли исключитель­но на жидкое топливо. Оба судна типа «Рипалс» имели по две турбины на каждый из четырех гребных винтов, — другими словами, турбины продолжали устанавливаться непосредственно на валах гребных винтов, но на судах типа «Ко­рейджес» и «Худ» стояли уже турбины, переда­вавшие вращение на винты через редукционную систему и механизмы сцепления, что для тех дней было сверхсовременным.

Суда типа «Рипалс» имели шесть 15-дюймо- вых (381 мм) орудий в трех спаренных башнях, две спереди и одна на корме. Броневая защита у них была довольно легкой: 6 дюймов (152 мм) на броневом поясе, 1,4 дюйма (37 мм) на глав­ной башне, и горизонтальная защита на трех палубах — 1,4 дюйма (37 мм), 0,4-1,4 дюйма (12-37 мм) и 0,4-2,0 дюйма (12-51 мм). Их скорость, достигавшая тридцати двух узлов, была значительно выше, чем у немецких линейных крейсеров.

«Корейджес», «Глориес» и «Фьюриес» были все переоборудованы в авианосцы: «Фьюриес» еще во время постройки в 1917-1918 гг., а «Корейджес» и «Глориес» после подписания Ва­шингтонского Договора в 1924-1928 гг.

«Худ» был самым мощным в мире линейным крейсером. Он был заложен в 1916 г., но не вступал в строй до 5 марта 1920 г., когда за­кончилась война. Он был вооружен восемью 15- дюймовыми (381 мм) орудиями в четырех спа­ренных поворотных башнях: две спереди и две на корме. Артиллерию второстепенных калибров представляли двенадцать 5,5-дюймовых (140 мм) орудий в казематах и четыре 4-дюймовых (102 мм) зенитных орудия, а также шесть торпедных ап­паратов. Толщина брони на нем была такая же, как на линейных кораблях: броневой пояс 12 дюймов (305 мм), главная башня 7-5 дюймов (178-127 мм), палуба полубака 2-1 дюйм (51-25 мм), главная палуба 3-1,4 дюйма (76-37 мм) и за­щитная палуба 1,4-2 дюйма (37-52 мм). Была у него и четвертая 1-3-дюймовая (26-76 мм) ни­жняя бронированная палуба. Подводная защита была обеспечена серией внутренних водонепрони­цаемых переборок. В общем и целом — во всяком случае, на бумаге и по стандартам 1920 г. — крейсер считался непотопляемым. Тем не менее, 24 мая 1941 г. удачно направленный снаряд из 15-дюймовых (381 мм) орудий немецкого линко­ра «Бисмарк» за несколько минут отправил его на дно в ледяные холодные воды у берегов Исландии. Спаслись лишь трое из команды в 1341 человек.

Последними представителями этих «больших крейсеров», официально не относившимися к классу линейных крейсеров, были американские «Аляска», «Гуам» и «Гаваи», который так и ос­тался незавершенным; еще три были запланиро­ваны, но не были построены Эти суда строились не в период первой мировой войны, но уже во вторую мировую войну; таким образом, они проектировались на основе совершенно иных действующих принципов и требований. Они были вооружены девятью 12-дюймовыми (305 мм) про­тивокорабельными орудиями в трех строенных поворотных башнях: две спереди и одна на кор­ме. У них не было вспомогательной артиллерии и торпедных аппаратов, но зато они имели мощ­ную противовоздушную оборону, включавшую в себя двенадцать 5-дюймовых (127 мм) пушек и пятьдесят шесть 1,5-дюймовых (40 мм) и трид­цать четыре 0,7-дюймовых (20 мм) зенитных пулеметов. У них были также приборы для об­наружения самолетов противника и контролиру­ющие огонь радарные системы. Для периода 1939-1945 гг. броня была весьма легкой: в сущ­ности, это была просто 9-дюймовая (229 мм) броневая полоса, покрывавшая около половины длины корпуса судна и простиравшаяся вдоль ватерлинии. Другой вертикальной защиты не было. На судах имелись две бронированных па­лубы: верхняя, толщиной в 1,4 дюйма (37 мм), и защитная палуба, толщиной в 3,8-4 дюйма (95-102 мм). Орудийные башни были защищены 13-дюймовой (330 мм), а ходовая рубка — 10,5- дюймовой (269 мм) броней. Подводная защита осуществлялась серией продольных водонепрони­цаемых переборок. Эти два судна участвовали в военных операциях на Тихом океане, но спустя всего лишь три года службы (с 1944 по 1947 гг.) были выведены из состава действующих сил флота, списаны и пущены в переплавку в 1960-1961 гг. после того как несколько проектов переоборудо­вания их на ракетное вооружение оказались не­удачными.