Модернизация кораблей: линейный корабль 1925-1935 годов.
Военно-морской договор о разоружении, принятый в 1921-1922 гг. в Вашингтоне, запрещал пяти подписавшимся под ним державам строительство новых линейных кораблей в течение десяти лет. Кроме того, во время первой мировой войны и последующие годы были выдвинуты новые теории о вооружении крупных кораблей, — теории, которые сделали устаревшими огромные линейные корабли типа «Дредноут», построенные всего пятьюдесятью годами ранее. Наконец, турбины с редукторами и работающие на жидком топливе котлы сделали устаревшими силовые установки, позволявшие достичь скорости порядка 20-22 узлов – была необходима модернизация корабля. Это была средняя скорость, которую могли развивать линейные корабли типа «Дредноут».
Модернизация кораблей: линейный корабль 1925-1935 годов.
По этим причинам все основные морские державы отзывали из обращения некоторые типы линейных кораблей и осуществлялась модернизация кораблей. Это не превращало суда в супердредноуты, но значительно повышало их боеспособность, удлиняя период их службы.
Среди многочисленных модернизаций кораблей типа дредноут был бразильский «Минас Жераис», первоначально оборудованный восемнадцатью углетопочными котлами и двумя дымовыми трубами. В 1934-1937 гг. они были заменены на шесть нефтетопочных котлов и одну дымовую трубу, — первоначальная мощность увеличилась с 23 500 до 30 ООО л. с. Мостиковые надпалубные конструкции были тоже модернизированы, а восемь среднекалиберных орудий убраны.
Четыре итальянских линейных корабля «Джулио Чезаре», «Конте ди Кавур», «Андреа Дориа» и «Кайо Дуилио» претерпели особо значительные модификации между 1932 и 1940 г. С устранением строенной башни в средней части основное вооружение этих кораблей было сокращено с 13х305-мм орудий до 10х320-мм. Среднекалиберное вооружение из 18х120-мм орудий в казематах сменили 12х120-мм орудий в шести спаренных башнях по каждую сторону от надпалубных конструкций, на одном уровне с дымовыми трубами. 19х76-мм антиторпедных орудий были заменены зенитным вооружением из 8х100-мм орудий и двенадцати пулеметов. Наконец, были убраны три подводных торпедных аппарата. На огромной бронированной башенной мачте, которая вытеснила первоначальные мостиковые надпалубные конструкции, была установлена современная система ведения огня. Силовая установка была полностью изменена, став вместо четырех - двухвальной. 24 углетопочных котла сменили восемь нефтетопочных, поэтому мощность утроилась — с 31 ООО до 93 000 л. е., а скорость возросла с 21,5 до 28 узлов. Корпус был удлинен в носовой части (старый носовой таран был практически погребен под новыми надпалубными конструкциями), и установлена новая подводная защита Пульезе. До этого корабли строились, по существу, без подводной защиты.
Модернизация корабля «Арканзас» претерпел менее радикальные изменения в 1925-1927 гг., и с марта по июль 1942 г. Была убрана ажурная грот-мачта, а число труб сократилось с двух до одной. Двенадцать углетопочных котлов заменены на четыре нефтетопочных. Среднекалиберное вооружение уменьшилось с 21х127-мм орудий до 16. Зенитное вооружение, установленное в то время, насчитывало 8х76-мм орудий. Два подводных торпедных аппарата были убраны и добавлена катапульта с тремя гидросамолетами. Основное вооружение оставалось неизменным: 12х305-мм орудий в шести спаренных башнях. Японские быстроходные линкоры типа «Конго» тоже были модернизированы между 1927 и 1931 г. и еще раз в 1934-1937 гг. Во время последней модернизации был увеличен максимальный угол возвышения восьми 356-мм орудий. Корпус был удлинен. К нему были добавлены выпуклые секции для подводной защиты. Силовая установка была заменена более мощной из четырех ре- дукторно-турбинных систем, получавших энергию от восьми нефтетопочных котлов. Прежняя силовая установка была четырьмя турбинами, соединявшимися напрямую с валами гребных винтов, и приводилась в движение тридцати шестью углетопочными котлами. После этой модификации вместо трех труб стало две, а мостиковые надпалубные конструкции заменены бронированной башенной мачтой. Второстепенное вооружение было заменено 12х127-мм зенитными оруди
ями. Были убраны торпедные аппараты, вместо которых появилась катапульта с тремя гидросамолетами. Скорость возросла с 26 до 30 узлов. Палуба была покрыта броней. Британия модернизировала свои корабли типа «Куин Элизабет» сначала в конце 20-х гг., а затем (за исключением «Бархэма» и «Малайи») между 1937 и 1941 г. В основном была заменена силовая установка: четыре турбины, напрямую соединенные с валами гребных винтов и питавшиеся от двадцати четырех котлов, стали четырьмя редукторно-тур- бинными системами, которые приводились в движение восьмью нефтетопочными котлами. Однако скорость не увеличилась, потому что корпус был расширен на 4 м, чтобы вместить противоминные наделки. На «Куин Элизабет» и «Вэли- анте» 16х152-мм орудий среднего калибра были заменены 20х114-мм зенитными орудиями в десяти спаренных башнях с каждой стороны от центральной надстройки. Четыре торпедных аппарата были убраны, зато появилась катапульта и четыре гидросамолета. Форма надпалубных конструкций изменилась, потому что был добавлен новый мостик, мачты стали ниже и убрана одна из дымовых труб.
Изменения более широкого размаха были внесены в японские суда типа «Нагато» и американские «Нью Мексико», особенно в силовые установки. На японских «Нагато» и «Муцу» стояли четыре турбины, непосредственно соединенные с валами гребных винтов и питавшиеся от двадцати одного углетопочного котла. В 1934- 1936 гг. эта силовая установка была заменена четырьмя редукторно-турбинными системами, работавшими от десяти нефтетопочных котлов. Мощность возросла с 78 904 до 82 000 л. е., однако скорость оставалась равной 25 узлам, потому что корпус был удлинен на 9 м, а его ширина увеличилась на 5 м благодаря добавлению противоминных наделок, из-за которых водоизмещение увеличилось с 3 411 до 46 350 т.
Основное и второстепенное вооружения изменилось мало, был увеличен угол возвышения орудий (8х406-мм орудий в четырех спаренных башнях и шестнадцать вместо двадцати 140-мм орудий) в казематах в центре галерейной палубы. Зенитная артиллерия состояла из 8х127-мм орудий. Были установлены новые «пагодные» мачты. Одна из двух дымовых труб была убрана, так же как и восемь торпедных аппаратов. Добавлена катапульта с тремя гидросамолетами.
Двигатели американских линейных кораблей типа «Нью Мексико» были заменены в 1931-1933 гг. четырьмя турбинно-редукторными системами. Мощность возросла с 27 500 до 40 ООО л.с. на валу, но скорость оставалась почти такой же, потому что к корпусу были прикреплены наделки, увеличившие водоизмещение с 33 500 до 36 ООО т. Две ажурные мачты были убраны и добавлен бронированный башенный мостик. Торпедные аппараты сменила катапульта с тремя гидросамолетами. Основное вооружение оставалось прежним (12х356-мм, 12х127-мм и 8х127-мм зенитных орудий). На линкорах типа «Уэст Вирджиния» изменений в силовой установке не было, поэтому они сохранили турбоэлектрические двигатели. Поврежденная при налете на Пирл-Харбор «Уэст Вирджиния» была перестроена: корпус увеличен за счет противоминных наделок, а надпалубные конструкции и мачты заменены невысокими надстройками с башенной мачтой. Две ажурные мачты были убраны. Смешанную среднекалиберную батарею из одноцелевых и зенитных орудий сменили 16х127-мм противовоздушных орудий. Более того, были установлены 40х40-мм и 50x20-мм пулеметов и катапульта с тремя гидросамолетами. 16х127-мм орудия находились в восьми спаренных башнях с каждой стороны от центральной надстройки, 40-мм пулеметы размещались в счетверенных установках. На «Уэст Вирджинии» имелся радар, но в воскресенье 7 декабря 1941 г., в момент японской атаки на Пирл-Харбор, система не работала и не смогла зафиксировать вражеские самолеты. Линкоры «Теннесси» и «Калифорния» были модернизированы аналогичным образом. «Теннесси» получил повреждения в Пирл-Харборе.