Новейшие корабли - вертолетоносные и авианосные крейсера с летательными аппаратами вертикального взлета и посадки.
Новейшие корабли - вертолетоносные и авианосные крейсера с летательными аппаратами вертикального взлета и посадки.
С 1980 г. крупные авианосцы сохранились только во флотах Соединенных Штатов и Франции, потому что другие морские державы, включая и Великобританию, посчитали их чересчур дорогими - началась разработка новейших кораблей.
Кроме флота Соединенных Штатов, крупный атомный авианосец находится также в процессе строительства в Советском Союзе, и еще один, поменьше, но тоже с атомным двигателем, запрограммирован французским военно-морским флотом.
Современная тенденция прочих морских держав направлена в сторону значительно меньших и более экономичных судов, чем авианосцы, и рассчитанных на взаимодействие с новыми Самолетами вертикального взлета - речь идет о новейших кораблях стран мира - вертолетоносцах.
Первыми экземплярами подобных судов были русские крейсера «Киев», «Минск», «Харьков» и «Новороссийск», вступившие в строй в 1975— 1985 гг. Эти суда, классифицированные как «противолодочные крейсера», являются существенным улучшением судов класса «Москва» (1968). Их водоизмещение 42 000 т более чем вдвое превышает таковое у судов класса «Москва», и они имеют взлетную палубу в 292 фута (89 м) длиной и 68,8 фута (21 м) шириной, расположенную под углом в 4 градуса к осевой линии, а не вдоль, как у нормального авианосца, а также обычное крейсерское вооружение на носу. Спереди на главной палубе расположены рядом две двенадцатитрубные противолодочные ракетные установки, сдвоенная зенитная ракетная установка БиХУ, четыре сдвоенные противолодочные ракетные установки СС-Н-12, одна сдвоенная противокорабельная ракетная установка СС-Н-3 и спаренная башня для зенитных орудий калибра 3 дюйма (76 мм).
Позади островной надстройки (центр управления полетами) находится еще одна зенитная ракетная установка СС-Н-3, и рядом с ней вторая башня для зенитного орудия калибра 3 дюйма (76 мм). В специальном укрытии справа от островной надстройки расположены еще две пусковые ракетные установки СА-Н-4, откуда и производятся запуски, и наконец десять противолодочных торпедных аппаратов в двух спятеренных установках. Ангар новейшего корабля - русского крейсера вмещает от тридцати до тридцати пяти вертолетов или самолетов вертикального взлета и обслуживается двумя лифтами. Эти четырехвинтовые паротурбинные крейсера способны развивать скорость в тридцать два узла.
Британские новейшие корабли «Инвинсибл», «Илластриеус» и «Арк Ройял» совершенно другой конструкции. Первый из них был принят на вооружение 11 июня 1980 г. Их водоизмещение достигает лишь 19 500 т, менее половины водоизмещения судов класса «Киев»; они могут взять на борт только восемнадцать вертолетов или самолетов вертикального взлета против тридцати-тридцати пяти у судов класса «Киев».
Взлетная палуба у них прямая в противоположность предыдущему варианту и тянется вдоль всего левого борта судна, прерываясь лишь в нескольких футах от носа. По правому борту расположена большая островная надстройка с двумя вентиляционными трубами, двумя мачтами и высокими радарными антеннами. Вооружение включает в себя одну сдвоенную зенитную ракетную установку «Си Дарт», расположенную спереди справа от конца взлетной палубы. Эти двухвинтовые суда имеют четыре газовые турбины и развивают скорость в двадцать восемь узлов. «Инвинсибл» был направлен в Южную Атлантику во время конфликта между Великобританией и Аргентиной по вопросу о Фолклендских островах. Следует подчеркнуть, что эти суда официально классифицируются как легкие авианосцы.
После четырех русских крейсеров класса «Киев» и трех британских типа «Инвинсибл» восьмым судном со «сквозной» палубой является итальянский «Гарибальди». Это судно имеет водоизмещение, равное примерно половине водоизмещения британских и четверти водоизмещения русских судов «Гарибальди» также имеет прямую взлетную палубу во всю длину корпуса и может брать на борт комбинированную группу из шестнадцати вертолетов и самолетов с вертикальным взлетом. Вооружение состоит из четырех противокорабельных ракетных установок на платформах, расположенных по обоим бортам на корме, и трех сдвоенных зенитных ракетных установок справа от взлетной палубы, две спереди и одна позади островной надстройки. Наконец у него имеются шесть противолодочных торпедных аппаратов в двух строенных установках и шесть 1,5-дюймовых (40 мм) пулеметов в трех сдвоенных турелях. Эти двухвинтовые суда имеют четыре газовые турбины и развивают скорость в двадцать девять узлов.
Опыт, полученный на основе этих образцов, будет иметь решающее значение в создании будущих военных флотов и в вопросе выживания крупных 90 000 т авианосцев.