суда разных флотов мира

Новый атомный ракетный крейсер с 1945 года до наших дней.

Aspose.Words.cdebb333-5523-459a-be32-f2c6cba8bc18.002Новый атомный ракетный крейсер с 1945 года до наших дней.

За десять лет, последовавших после второй мировой войны, строительство военных судов зна­чительно замедлилось. Истинная причина застоя заключалась не в договорах и соглашениях, на­подобие десятилетних «военно-морских каникул», согласованных в Вашингтоне, но в фактическом положении дел. Были даже случаи, когда суда, находившиеся на предпоследней стадии построй­ки, годами оставались на стапелях и в конце концов достраивались в совершенно ином виде, чем были спроектированы первоначально, как это имело место со многими британскими авианос­цами. В отношении новых крейсеров это затишье озна­чало, что до 1955-1958 гг. на стапелях не было заложено ни одного нового судна. Единственным исключением были русские ракетные крейсера класса «Свердлов», заложенные в 1948-1950 гг., почти исключительно из соображений престижа. С 1945 по 1955 гг. в строй вступали новые крейсера только довоенной или военной постройки. Примерами могут служить американские суда типа «Вустер» и «Де Мойн», французский «Де Грасс», оба гол­ландских судна типа «Де Рейтер» и советские класса «Чапаев». Все они обладали особенностя­ми, характерными в общем для новых крейсеров пред­военных и военных лет и не были ни ракетными крейсерами ни атомными крейсерами.

В 1953—1955 гг. новая разновидность воору­жения, ракета, приобрела твердую основу и на­чала применяться как на земле, так и на море. Ракета обладала значительно более мощной раз­рушительной силой, чем снаряд даже самого крупнокалиберного орудия и по точности пора­жения цели намного превосходила артиллерию. Ведущие морские державы немедленно страстно возжелали оснастить свои суда этим новым ору­жием, но они не были готовы строить специаль­ные суда для этой цели - ракетные крейсера с ядерным двигателем - атомные крейсера. Таким образом, подо­бно тому, как в период между 1932 и 1945 гг. царила тенденция модернизировать линейные ко­рабли, так и между 1955 и 1965 гг. возникло стремление переоборудовать новые крейсера, вооружен­ные первоначально только стволовыми орудия­ми, в ракетные крейсера. Первыми стали пере­страивать свои крейсера Соединенные Штаты, которые в 1955-1956 гг. смонтировали две спа­ренные пусковые ракетные установки «Терриер» на месте кормовых башен крейсеров «Бостон» и «Канберра», оставив вооружение передней части и центральной надстройки в прежнем виде. По­добная модификация, затрагивавшая лишь кор­мовую часть судна, была проведена между 1956 и 1960 гг. на шести легких крейсерах класса «Кливленд», принятых на вооружение в 1942-1943 гг. Три из них, а именно «Гэлвес- тон», «Литл Рок» и «Оклахома Сити», получили по одной сдвоенной пусковой ракетной установ­ке «Талое». Остальные три, «Провиденс», «Спринфилд» и «Топека», имели сдвоенную установку «Терриер».

Наконец, было принято решение монтировать ракетные установки на обоих концах судна. Пер­выми тремя «двухконцовыми» ракетными крейсе­рами были «Олбани», «Чикаго» и «Коламбес», переоборудованные между 1958-1962 гг. Другие морские державы тоже уже переоборудовали не­которые из своих крейсеров в ракетоносцы. В 1962 г. русское командование ВМФ приняло ре­шение смонтировать сдвоенную ракетную пуско­вую установку на корме крейсера «Дзержинс­кий», одного из судов класса «Свердлов». Фран­ция перестроила новый крейсер «Кольбер» в 1970-1972 гг., Гол­ландия «Де Зевен Провинсиен» в 1961-1962 гг., и Италия «Гарибальди» в 1957-1962 гг.

Эти переоборудованные суда обычно имели пусковые ракетные установки только на кормо­вых концах палубы и сохраняли стволовые ору­дия спереди.

К 1963 г., спустя восемнадцать лет после окон­чания войны, многие идеи послевоенного 1945 г. претерпели изменения, и союз между Соединен­ными Штатами, Великобританией и Советским Союзом превратился в острую вражду между быв­шими союзниками по антигитлеровской коалиции. Более того, побежденная Германия, или, вернее, та часть ее, что не была оккупирована Советс­ким Союзом в 1945 г., а также Италия и Япо­ния превратились из бывших противников в со­юзники Западного блока, причем Италия и Гер­мания даже были приняты в Северо-атлантичес­кий союз (НАТО).

Многие морские державы вновь приступили к строительству судов - атомных крейсеров. Времена совершенство­вания оружия миновали. Новые крейсера воору­жались уже не пушками, но ракетами.

Важно подчеркнуть, что в то время, как новые крей­сера «вашингтонского типа» имели на вооруже­нии от восьми до десяти 8-дюймовых (203 мм) орудий, а «лондонские» ракетные крейсера и атомные крейсера ПВО от восьми до пятнадцати 5-дюймовых (127 мм) и 6-дюймовых (152 мм) орудий, ракетные крейсера вооружались только двумя или четырьмя пуско­выми установками, так что по сравнению с су­дами прошлого, буквально ощетинившимися пуш­ками и пулеметами, они создавали впечатление совершенно безоружных.

Однако если при хорошей артиллерийской стрельбе можно рассчитывать на 20-25-процен­тное попадание за выстрел, то ракеты более или менее гарантируют точное попадание в цель и кроме того причиняют значительно большие раз­рушения.

Первыми вновь построенными ракетоносцами были американские суда - ракетные крейсера типа «Лонг Бич», всту­пившие в строй 9 сентября 1961 г., типа «Бей- нбридж» 6 октября 1962 г., и девять крейсеров класса «Леги» (1962-1964); итальянские суда типа «Андреа Дориа» (1964), русские класса «Кинда» (1962) и британские типа «Девоншир» (конец 1962). Заметим, что к этому времени раз­личия между крейсером и эсминцем больше не были столь значительными; крейсер, в сущнос­ти, был крупным эсминцем. Из судов, перечис­ленных выше, суда типа «Бейнбридж» и «Леги», например, официально числились большими эс­минцами, а суда типа «Девоншир» — ракетными эсминцами. Суда класса «Кинда» были не круп­нее названных:

Что касается силовых установок, то послево­енные годы явились свидетелями практического внедрения двигателя, который в 1935-1936 гг. рассматривался как механический курьез, а в 1944-1945 гг. начал находить применение на са­молетах: речь идет о газовой турбине. Этот дви­гатель, применявшийся в авиации для создания очень сильной реактивной тяги нагретых до свер­хвысоких температур газов, мог при соответству­ющей доработке быть использован в качестве корабельного двигателя, вращающего гребные вин­ты. Такая ситуация привела к тому, что многие морские державы начали комплектовать свои фло­ты судами, оснащенными либо исключительно газовыми турбинами, либо газовыми турбинами в сочетании с дизельными моторами, используе­мыми при высоких и низких скоростях. Встреча­лись также и случаи применения комбинирован­ных парогазотурбинных установок.

Самым последним новшеством в энергетичес­ком оснащении судов стало применение атомной энергии. Только на флоте Соединенных Штатов атомные паро-генераторные силовые установки имеют следующие атомные крейсера: «Лонг Бич», «Бей- нбридж», «Тракстен», «Калифорния», «Саут Ка­ролина», «Вирджиния», «Техас», «Миссисипи» и «Арканзас».

В Советском Союзе три ракетных крейсера класса «Ки­ров» (1978-1984) оснащены ядерным реактором по всей видимости, снабженным паровыми тур­бинами.

Пусковые установки на ракетоносцах монти­ровались в различных местах. Некоторые из дан­ного типа судов имеют довольно значительный парк вертолетов, тогда как у других есть лишь один вертолет или вообще только посадочная пло­щадка без летательного аппарата, вертолета или ангара на борту.

Некоторые суда с обширной системой верто­летного обслуживания могут считаться в одина­ковой степени и ракетными крейсерами, и вертолетоносцами и атомными крейсерами. Примером являются британские новые крейсера «Тайгер» и «Блэйк» (1969-1972), итальянские «Дориа» и «Дуилио» (1964) и «Витторио Вене- то» (1969), а также русские «Москва» и «Ленин­град» (1968). У всех этих судов имеются верто­летные взлетно-посадочные площадки на корме.

Британские новые крейсера «Тайгер», «Блэйк» и «Лайон» были закончены в 1959-1961 гг. как пушечные крейсера ПВО с двумя спаренными автоматическими 6-дюймовыми орудиями и тре­мя спаренными 3-дюймовыми пушками. С 1965 по 1972 сначала «Блэйк», а затем «Тайгер» были переоборудованы в вертолетоносцы. «Лайон» не подвергся модификации и был списан в 1974 г.

Во время перестройки на судах были уста­новлены большие коробчатые надстройки позади задней мачты (для ангара) и прямо на корме обо­рудована взлетно-посадочная площадка. Передняя часть судна сохраняла два 6-дюймовых (152 мм) противокорабельных и зенитных орудия в спарен­ной поворотной башне и две 3-дюймовые (76 мм) зенитные пушки во второй спаренной башне. Две счетверенные пусковые ракетные установки ближ­него действия «Си Кэт» были смонтированы на двух приподнятых площадках по обе стороны от задней дымовой трубы.

К этому времени некоторые ракеты стали на­столько малы и так незначительно влияли на конструкцию судна, что их можно было устанав­ливать без особых конструктивных изменений. Оборудованные таким образом суда едва ли мож­но было называть ракетными крейсерами. «Си Кэт» в данном случае является характерным при­мером: эта система была рассчитана на замену 40 мм орудий. К другим системам этой катего­рии относятся американская «Си Спэроу» и со­ветская СА-Н-4. «Терриер» и «Талое» были со­вершенно другого плана.

Итальянские суда - ракетные крейсера типа «Андреа Дориа» и «Витторио Венето» обладали значительно более выгодной боковой проекцией, оба с кормовыми взлетно-посадочными площадками (131,2 на 55,5 фута или 40 на 17 метров на судах типа «До­риа» и 213 на 65,6 фута на «Венето»), Ангар для четырех вертолетов на судах типа «Дориа» располагается в надстройке за второй дымовой трубой. Ангар для девяти вертолетов на «Вене­то» находится под взлетной площадкой на кор­ме. Вооружение атомных крейсеров примерно одинаково: одна сдвоенная зенитная ракетная установка «Терри­ер» на судах типа «Дориа», такая же установка на «Венето» способна запускать противолодоч-' ные ракеты Л5/?ОС. У них имеются также вос­емь 3-дюймовых (76 мм) зенитных пушек нового типа, изготовленных итальянских фирмой «Ото- Мелара», расположенных в восьми одиночных по­воротных башнях вдоль бортов на главной палу­бе и два встроенных торпедных аппарата для противолодочных торпед. Два русских крейсера «Москва» и «Ленинград» (1968) имеют одну 295,2 на 114,8 футов (90 на 35 м) взлетно-посадочную палубу, которая занимает всю кормовую часть судна и имеет внизу ангар для восемнадцати вер­толетов. Поэтому данные суда могут считаться разделенными на две обособленные части: пере­днюю часть ракетного крейсера и заднюю часть вертолетоносца. На пространстве перед мостиковой надстройкой расположены: I) две двенадца- титрубные противолодочные пусковые ракетные установки; 2) одна спаренная противолодочная ракетная установка; 3) одна спаренная зенитная ракетная установка системы СА-Н-3 на подня­той платформе; 4) вторая спаренная ракетная установка той же системы на крыше надстрой­ки. Вооружение завершают четыре 2,2-дюймовых (57 мм) зенитных орудия в двух спаренных ту­релях по обе стороны от мостиковой надстройки и две спятеренных установки противолодочных торпед, расположенные в центральной части под главной палубой, стреляющие сквозь отверстия в бортах.

Ракетные крейсера с более ограниченным вер­толетным парком могут быть разделены на три группы: с ракетными установками, расположен­ными только на корме, с ракетными установками только в передней части и с ракетными установ­ками, расположенными на обоих концах судна.

Восемь британских атомных крейсеров класса «Девон­шир» или «Кантри» (1962-1970) и американс­кий «Тракстен» (1967) относятся к первой груп­пе. У них имеется полубак, простирающийся за середину палубы почти до самой кормы. На за­днем конце полубака расположена вертолетная площадка: у «Тракстен» нет ангара, но на судах типа «Девоншир» он имеется, располагаясь за второй дымовой трубой. Ракетное вооружение находится на нижней части главной палубы на корме и включает в себя одну сдвоенную ракет­ную установку «Си Слаг» на британских судах и одну сдвоенную установку «Терриер» и /1S- ROC на американском ракетоносце «Тракстен». Суда типа «Девоншир» имеют две счетверенные установки для зенитных ракет «Си Кэт» ближ­него действия, расположенные по обеим сторо­нам ангара. Артиллерийский арсенал состоит из четырех 4,5-дюймовых (115 мм) зенитных ору­дий в двух сдвоенных башнях спереди на бри­танских судах и одного 5-дюймового (127 мм) орудия двойного назначения (т. е. морского и зенитного) и двух 3-дюймовых (76 мм) зенитных орудий на американском крейсере «Тракстен». 5- дюймовое (127 мм) орудие расположено на носу, а два трехдюймовых (76 мм) — на боковых плат­формах. Имеются также два строенных противо­лодочных торпедных аппарата. Четыре из крейсеров класса «Кантри», а именно: «Норфолк», «Антрим», «Гламоргэн» и «Файф» впоследствии были переоборудованы с заменой второй сдвоен­ной 4,5-дюймовой (115 мм) башни на счетверен­ную пусковую ракетную установку «Эксокет».

Единственным классом, имеющим пусковые ра­кетные установки только на переднем конце суд­на, являются девять американских новых крейсеров типа «Белкнап», построенные между 1962 и 1967 гг. Они имеют полубак, который простирается поч­ти до кормы со взлетно-посадочной площадкой на заднем конце и ангаром для одного вертолета за вторым вытяжным вентилятором. Сдвоенная ракетная установка «Терриер» и «Акрос» распо­ложена в передней части полубака, а 5-дюймовая (127 мм) зенитная пушка находится на кор­ме на самом нижнем уровне главной палубы. Две 3-дюймовые (76 мм) пушки размещены на платформах вдоль задней дымовой трубы.

Все остальные ракетные крейсера имеют ракеты на пе­реднем и на заднем конце судна, а на многих русских судах также и в центре. Американские суда типа «Лонг Бич» и «Вирджиния» имеют вер­толетную площадку прямо на кормовой палубе, а не на надстройке, с ангаром, расположенным внизу. Русские суда типа «Креста I», «Креста II» и «Кара» располагают тем не менее свои ангары в передней части надстройки, на том же уровне, что и взлетная площадка.

«Лонг Бич» был первым в военно-морском флоте Соединенных Штатов и первым в мире над­водным судном с атомным двигателем. Заказ на его строительство был получен 15 октября 1956 г., а вступил в строй 9 сентября 1961 г. Крейсер во­оружен тремя сдвоенными ракетными пусковыми установками: двумя в передней части и одной на корме. Две передние установки, одна на главной палубе и одна на приподнятой платформе, пред­назначены для ракет «Терриер», а кормовая, рас­положенная перед вертолетной площадкой, для ракет «Талое». Арсенал замыкают два 5-дюймо­вых (127 мм) противокорабельных и зенитных орудия, размещенные бок о бок на палубной надстройке позади мостика, где также находится восьмизарядная пусковая установка «Акрос».

Суда типа «Вирджиния» являются самыми со­временными атомными ракетными крейсерами во флоте Соединенных Штатов. Они гладкопалубные (т. е. без полубака и юта), и их вооружение рас­пределено равномерно впереди и позади централь­ной надстройки. На передней и задней части глав­ной палубы расположены две сдвоенные пусковые установки для противолодочных ракет «Акрос» и стандартных зенитных ракет. По обеим сторонам передней части надстройки установлены две оди­ночные башни с 5-дюймовыми (127 мм) противоко­рабельными орудиями. Имеются также два строен­ных противолодочных торпедных аппарата. Крей­сера класса «Вирджиния» имеют два вертолета, тогда как суда типа «Белкнап» имели только один.

Русские ракетные крейсера обычно оснащены ракетами типа «корабль-корабль» и зенитными ракетами, а также зенитными орудиями. Первен­цами являются четыре судна класса «Адмирал Фокин» (по определению НАТО класса «Кинда»), вступившие в строй в 1962-1963 гг., с верто­летной площадкой прямо на корме, но без анга­ра или штатного вертолета. Начиная перечень с передней части, суда класса «Адмирал Фокин» имеют следующее вооружение: две двенадцатит- рубные противолодочные ракетные установки, расположенные бок о бок; одну сдвоенную зе­нитную ракетную установку (СА-Н-1) на слегка приподнятой платформе на главной палубе; одну счетверенную противокорабельную ракетную ус­тановку (СС-Н-3), включающую в себя группу из четырех больших направляющих коробов на одном основании; шесть противолодочных торпед­ных аппаратов в двух строенных установках в центре по обе стороны от надстройки; еще одну счетверенную противокорабельную ракетную ус­тановку на корме, идентичную передней, разме­щенную на главной палубе за степсом (уступом) надстройки, и четыре 3-дюймовых (76 мм) орудия двойного назначения в двух спаренных башнях, размещенных на осевой линии, одна за другой.

Четыре судна класса «Креста I», представлен­ные атомным крейсером «Вице-адмирал Дрозд», вступили в строй в 1967-1968 гг. и имеют более компак­тную систему вооружения, расположенную сле­дующим образом: две двенадцатитрубные проти­володочные ракетные установки рядом друг с другом на баке; одна сдвоенная зенитная ракет­ная установка на крыше надстройки перед мос­тиком (для системы СА-Н-1); четыре противоко­рабельных ракетных установки (СС-Н-3) в двух сдвоенных направляющих на главной палубе по обоим сторонам от мостика; два спятеренных про­тиволодочных торпедные аппарата, симметрично расположенных на главной палубе позади дымо­вой трубы; две спаренные башни для четыре 2,2- дюймовых (57 мм) зенитных орудий, расположен­ных рядом на крыше надстройки еще дальше за дымовой трубой, и две шеститрубные противо­лодочные ракетные установки. Десять судов клас­са «Креста II» предназначены для противолодоч­ных операций и имеют восемь противолодочных ракет системы СС-Н-14, заменивших четыре СС- Н-3 на «Креста I». Они также оснащены новей­шими зенитными ракетами СА-Н-3, по имеющим­ся сведениям обладающими значительно увели­ченной возможностью применения их в бою с надводными кораблями противника.

Восемь судов класса «Кара», представленные крейсером «Николаев», являются шагом вперед с точки зрения качества. Они имеют водоизме­щение 10 000 т, на 25% больше, чем 7 500 т суда класса «Креста», и приводятся в движение газовыми турбинами, развивая скорость в трид­цать четыре узла, на один узел меньше, чем 35 узлов паротурбинных судов типа «Креста». Сле­дует подчеркнуть, что цифры, относящиеся к раз­мерам, водоизмещению, номинальной мощности и скорости русских судов, взяты не из офици­альных документов, но основаны на выводах и сравнениях экспертов НАТО, поскольку в про­тивоположность западным морским державам Со­ветский Союз не публикует этих данных. Суда класса «Кара», оборудованные газотурбинным си­ловыми установками, имеют только одну боль­шую коробообразную дымовую трубу и одну большую пирамидальную радарную башню, но общее размещение вооружения у них такое же, как на судах типа «Креста», и они также имеют две счетверенные ракетные установки (для СС- Н-14) по обе стороны от мостика. Однако у них имеется и дополнительный «сюрприз» в виде двух зенитных ракетных установок СА-Н-4, скрытых в цилиндрических контейнерах по обе стороны от радарной башни. Четыре зенитных орудия имеют калибр в 3 дюйма (76 мм) против 2,2 дюймов (57 мм) у предыдущих судов, и кроме того, имеются также восемь 1,1-дюймовых (30 мм) пулеметов, установленных в четырех спаренных турелях по обе стороны от трубы. Пулеметы установлены и на судах типа «Креста II».

Последние достижения в строительстве рус­ских новых атомных ракетных крейсеров представлены тремя судами клас­са «Киров», первенец которых вступил в строй в конце 1978 г., а многие другие, несомненно, находятся на подходе. Они имеют смешанную силовую установку, объединяющую пар от атом­ных генераторов и пар от паронагревателей. Номинальная мощность оценивается в 152 876,5 лошадиных сил (155 000 кВт) — 83 835,5 лоша­диных сил (85000 кВт) от ядерной силовой ус­тановки и 69041 лошадиная сила (70 000 кВт) от газовых турбин. Ракеты расположены в «пе­налах» перед надстройкой. На вооружении име­ются двадцать установок для противокорабель­ных ракет СС-Н-19 плюс двенадцать вертикаль­ных установок для зенитных и две для противо­лодочных ракет. Арсенал завершается двумя 3- дюймовыми (100 мм) зенитными орудиями и во­семью шестиствольными 1,1-дюймовыми (30 мм) пулеметами. На корме имеется взлетная площадка и ангар, вмещающий от трех до четырех верто­летов, расположенные на корме.