Новые суперавианосцы США: Нимиц, Энтерпайз, Винсон
В этом разделе речь пойдет исключительно об авианосцах, принадлежащих ВМФ США. Это «Форрестол», «Саратога», «Рэйнджер», «Индепенденс», «Китти Хок», «Констелэйшен», «Америка», «Джон Ф.Кеннеди», «Энтерпрайз», «Нимиц», «Эйзенхауэр» и «Винсон»; последние четыре из перечисленных кораблей оборудованы атомной двигательной установкой.
Новые суперавианосцы США: Нимиц, Энтерпайз, Винсон
Главные отличительные особенности авианосцев этого класса:
а) большое водоизмещение — 75 900 т у четырех авианосцев типа «Форрестол», 80 000 т — у четырех типа «Китти Хок», 89 600 т — у «Эн- терпрайза» и 91 400 т — у трех типа «Нимиц»;
б) увеличенное до четырех число подъемников по сравнению с традиционно принятыми в британском и японском ВМФ тремя — например четыре, причем все по краю ВПП;
в) равномерное «прямоугольное» уширение ВПП вместо выступающего над корпусом переднего обреза скошенной палубы, как на авианосцах начала 1950-х гг. Конструктивно это означает, что и «остров» и подъемники — если рассматривать в поперечном сечении — можно вынести за пределы корпуса корабля таким образом, чтобы подъем самолетов из ангара не мешал летным операциям. Обычно три подъемника размещались по правому борту, четвертый — по левому, ближе к корме;
г) увеличенное число паровых катапульт, обычно четыре — две на прямой ВПП и две на скошенной, — в то время, как на «Мидуэе», «Орискани» и британском «Арк Ройяле» их устанавливалось две;
д) на всех перечисленных суперавианосцах (кроме первых четырех) зенитное вооружение было чисто ракетным. На первых же четырех типах кораблей первоначально было установлено по восемь 5-дюймовых (127 мм) зенитных орудий, число которых потом уменьшили вдвое и в конце концов, совсем свели к нулю. «Энтерпрайз» уникален тем, что на нем вообще не устанавливалось зенитного вооружения — ни артиллерийского, ни ракетного;
е) максимальная скорость 33-35 узлов;
ж) широкое использование электроники — в системах наведения на цель, управления огнем, опознания «свой-чужой», управления боевыми операциями;
з) высота ангара 25 футов (7,6 м) в отличие от принятых ранее 17,5 футов (5,25 м);
и) скошенная ВПП, установленная под углом 10 градусов 30 минут. Задействуя все четыре катапульты, эти авианосцы могут запускать по восемь самолетов в минуту, то есть по самолету в полминуты с каждой катапульты. Что до подъемников по правому борту, то на кораблях типа «Форрестол» один из них располагается перед «островом», два. других — позади. У «Китти Хок», «Энтерпрайза» и «Нимица», наоборот, два подъемника находятся перед «островом», а третий позади, причем уширение ВПП имеет не прямоугольную, а трапециевидную форму; самолеты обычно поднимаются из ангара со сложенными крыльями.
Корабли этого класса представляют собой высшую ступень развития авианосного кораблестроения. Небезынтересно отметить стоимость этих океанских гигантов: сооружение «Форрес- тола», завершенное в 1955 г., обошлось в 188,9 миллиона долларов США; «Саратоги» — 312,9 миллиона долларов США (1955); «Индепенденса» — 255,3 миллиона долларов (1955); «Рэйндже- ра» — 173,3 миллиона долларов (1955); «Энтер- прайза» — 451,3 миллиона долларов (1961); «Ни- мица» — 683,9 миллиона долларов США (1975); «Эйзенхауэра» — 784,5 миллиона долларов (1977).
Но к этой стоимости собственно сооружения следует добавить стоимость самолетов, оборудования, вооружения и прочего, что увеличивает приведенные цифры на 30%, — таким образом, стоимость авианосцев класса «Нимиц» переваливает за миллиард долларов США. Следует отметить, что на этих океанских гигантах не устанавливается никакого антикорабельного вооружения — только от одной до трех зенитных ракетных установок, вынесенных на бортовые платформы по обеим сторонам кормовой части ВПП, и еще одна пусковая установка на правой бортовой платформе у начала прямой ВПП.
В обозначениях четырех авианосцев, имеющих атомную двигательную установку, добавлена буква N. то есть обозначение становится СУА1М. Речь идет об авианосцах «Энтерпрайз», «Нимиц», «Эйзенхауэр» и «Винсон». По первоначальному проекту «Джон Ф. Кеннеди» также должен был быть оборудован атомной двигательной установкой, но пришлось ограничиться обычной из-за непримиримой позиции, занятой тогдашним министром обороны Макнамарой против мнения ВМФ и Сенатского комитета по атомной энергии, выступавших за широкое применение атомных двигательных установок.