суда разных флотов мира

Десантные корабли: вертолетоносцы

Aspose.Words.2bf3c883-4876-4655-966b-6ab4aab9954d.001Первые десантные корабли-вертолетоносцы появились практически одновременно с началом широкомасштабного применения вертолетов в ВМФ, с 1955-1956 гг. Начиная с лета 1948 г. к различным авианос­цам стали приписывать по одному-двум спаса­тельным вертолетам — на случай неудачного взлета или посадки.

Десантные корабли: вертолетоносцы

И английские и американские морские пехо­тинцы экспериментировали с применением вер­толетов в десантных операциях. В США к ави­аносцу сопровождения «Палу» — одному из трех, сошедших со стапелей вскоре после окончания войны — был приписан вертолетный отряд из пяти машин, с которыми в 1948 г. отрабаты­вались всевозможные модельные операции вы­садки.

Британским ВМФ первые десантные высадки в боевых условиях с применением вертолетов были осуществлены с легких авианосцев «Оушен» и «Тесеус» (типа Уоррио») 6 ноября 1956 г. во время Суэцкого кризиса.

Первым кораблем, получившим обозначение СУНА, был один из авианосцев сопровождения типа «Анцио» — «Тетис Бэй», позднее класси фицированный как ударное десантное судно; в результате реконструкции, длившейся с июня 1955 г. до июля 1956 г., на его борту стали базироваться вертолеты. Модификации, впрочем, были привнесены не слишком радикальные: часть ВПП за кормовым подъемником демонтировали, а также сняли носовые катапульты и тормозные посадочные устройства; вооружение было уреза­но до шестнадцати 1,5-дюймовых (40 мм) авто­матов. В зависимости от типа используемых вер­толетов, на «Тетис Бэй» их могло размещаться от двадцати до сорока. Впрочем, уже в 1964 г. «Тетис Бэй» пошел на слом.

Аналогичным образом начали реконструиро­вать «Блок Айленд», но реконструкция так и не была доведена до конца; в 1959 г. «Блок Ай­ленд» пошел на слом.

В июне 1955 г., без каких-либо существен­ных конструктивных модификаций, обозначение СУНЕ было присвоено десяти авианосцам типа «Анцио», семи типа «Комменсмент Бэй», девяти типа «Боуг» и четырем другим — в общей слож­ности тридцати кораблям.

Три авианосца типа «Эссекс» — «Боксер», «Принстон» и «Вэлли Фордж» — также стали вертолетоносцами. Тем временем «Блок Айленд» получил обозначение 1-РН-1, а «Тетис Бэй» — ЬРН-6.

В британском ВМФ аналогичную реконструк­цию претерпели два легких авианосца — «Алби- он» и «Булварк»; в 1959-1960 гг. они были отнесены к категории «боевых десантных судов». В 1971-1973 гг. за ними последовал «Хермес». Очертания ВПП на «Албионе» и «Булварке» остались такими же — с выступающим краем от установленной ранее скошенной палубы; над­стройка также осталась практически без измене­ний. Две гидравлические катапульты и тормоз­ное посадочное оборудование были демонтирова­ны. Вооружение сократилось до восьми 1,5-дюй- мовых (40 мм) пулеметов, но добавились две пусковые установки «Си Кэт», на четыре ракеты каждая. Эти корабли могли брать на борт до тридцати вертолетов и подразделение морских де­сантников численностью девятьсот человек, со всей их амуницией. На «Хермесе» сохранились два подъемника, но катапульты, тормозные поса­дочные устройства и прочее специфически само­летное оборудование было демонтировано.

После реконструкции 1964-1966 гг. вооруже­ние осталось прежним — две установки «Си Кэт» на кормовых бортовых платформах; но теперь «Хермес» мог брать на борт двадцать вертолетов и девятьсот пятьдесят десантников Реконструировав четыре корабля, получившие обозначения ЬРН-1,-4,-5 и -8, а также списав ЬРН- 6, ВМФ США сделал специальный заказ на пос­тройку десантных кораблей типа «Айво Джима» и «Тарава». Корабли типа «Айво Джима» обозна­чаются ЬРН-2,-3,-7,-9,-10,-11,-12; корабли типа «Та­рава», оборудованные внутренней причальной шах­той, имеют обозначение от ЬРН-1 до ЬРН-5. На «Айво Джима» установлена прямая палуба, сле­дующая обводам корпуса, с которой могут од­новременно подняться семь вертолетов «Си Найт» с двадцатью десантниками на борту каждого. Бор­товых подъемников два: один по левому борту примерно напротив «острова» и вынесенный чуть вперед, другой — по правому борту сразу за «островом». Первоначально вооружение состоя­ло из четырех спаренных 3-дюймовых (76 мм) орудий — двух перед «островом» и двух на кор­мовых бортовых платформах. В 1970-1974 гг. одно из спаренных орудий перед «островом» и левое кормовое бортовое были заменены на ра­кетные пусковые установки «Си Спэрроу». Эти корабли оборудуются двигательной установкой на один гребной винт и могут развивать скорость до 23 узлов. Они могут нести на борту двадцать-двадцать четыре вертолета среднего размера плюс десантный отряд из двух тысяч девяноста человек со всей их амуницией и тран­спортом. У кораблей типа «Тарава» палуба прак­тически прямоугольная, с крупным «островом» по правому борту. Оба подъемника кормовые, так как вертолетный ангар занимает только кор­мовую половину подпалубного пространства, — в носовой размещаются боевые и транспортные машины десантного отряда. Один подъемник раз­мещен по оси палубы, второй у левого борта.

За «островом» установлен большой кран для спус­ка на воду крупных десантных плавсредств, не помещающихся в центральную причальную шах­ту, которая имеет размеры 268,02 х 77,91 фута (81,7 x 23,75 м) и содержит четыре средних де­сантных плавсредства. Вооружение состоит из двух установок «Си Спэрроу»: одной перед «ос­тровом», другой — на кормовой платформе у левого борта; на других трех платформах разме­щаются три 5-дюймовых (127 мм) автоматичес­кие зенитные пушки. Корабли класса «Тарава» оборудованы двигательной установкой на два гребных винта, могут развивать скорость до 22 узлов и нести на борту тридцать вертолетов и десантный отряд из тысячи девятисот трех че­ловек.

У японского ВМФ, точнее, у японской армии имелось несколько десантных кораблей, оборудо­ванных ВПП; но, учитывая дату постройки, не удивительно, что рассчитаны они были скорее на самолеты, чем вертолеты. Поступившие на вооружение в 1942 г. «Акицу Мару» и «Нигииу Мару» (бывшие пассажирские суда) имели палубу размерами 398,06x 73,81 фута (121,33x 22,5 м), причем палуба эта была только взлетной, для по­садки ее длины было недостаточно. Подъемник ус­танавливался только один — кормовой, по право­му борту; на этих кораблях могло базироваться до двадцати самолетов и двадцати десантных плав-, средств. 15 ноября 1944 г. «Акицу Мару» был потоплен американской подводной лодкой «Куин- фиш».

Третье японское авианосное десантное судно, «Куману Мару», поступило на вооружение в мар­те 1945 г. «Острова» в его конструкции предус­мотрено не было, а труба размещалась по пра­вому борту; для посадки самолетов палуба его была также слишком короткой. Принять участие в боевых действиях «Куману Мару» не успел, но в конце войны использовался для отправки домой военнопленных и в 1947 г. был рекон­струирован в торговое судно.