Первые атомные подводные лодки. Атомные субмарины США
Из всех ВМФ мира только пять имеют подводные лодки с атомными двигательными установками: американский, русский, британский, французский и китайский. Про китайские атомные субмарины можно сказать только то, что они двух типов; технические характеристики их не известны. Первой в мире атомной подводной лодкой был американский «Наутилус», принятый на вооружение ВМФ США 30 сентября 1954 г. После многих лет исследований и испытаний, включая испытание макета реакторной секции субмарины в натуральную величину с настоящим реакторо е специально сооруженной для этой цели гигантской цистерне с водой. 3 мая 1980 г. «Наутилус» был списан и превращен в музей.
Первые атомные подводные лодки. Атомные субмарины США
Атомные подводные лодки подразделяются на два класса: стратегические (с баллистическими ракетами на борту) и ударные (противоударные). Первые имеют водоизмещение от 7 ООО до 20 ООО т, например американские лодки типа «Огайо» — 16 600/18 700 т; вторые — от 2 500 до 6 000 т, например американские же лодки типа «Лос-Анджелес», 6 000/6 900 т.
Следует помнить, что самые большие субмарины, состоявшие на вооружении во вторую мировую войну, имели надводное водоизмещение 3 ООО т, и что на Вашингтонской конференции 1922 г. был установлен предел водоизмещения в 10 000 т — не для подводных лодок, а для крейсеров. Таким образом, атомная субмарина 1982 г. имеет водоизмещение больше, чем крейсера в 1922-1940 гг., — почти в два раза больше, чем, например, итальянские крейсера типа «Монте- кукколи».
Первые американские субмарины, вооруженные баллистическими ракетами — подводные ракетоносцы «Джордж Вашингтон» (обозначение «SSBN-598»-«SSBN-602»), — поступили на вооружение с декабря 1959 г. по март 1961 г. Они имеют водоизмещение 6 019/6 888 т и оборудованы двумя турбинами общей мощностью 14 794,5 л. е., вращающими один гребной винт. Они развивают скорость до 20/31 узлов, а вооружение их состоит из шестнадцати ракет типа «Поларис» и шести носовых торпедных аппаратов.
За пятью «Джордж Вашингтон» последовали пять подводных ракетоносцев типа «Этен Аллен» (1961-1963); тридцать один типа «Бенджамен Франклин» (1963-1967), вооруженные шестнадцатью ракетами «Посейдон», а не «Поларис», а также субмарины типа «Огайо» (которых из запланированных двадцати пока включено в состав флота только шесть), вооруженные двадцатью четырьмя ракетами «Трайдент». «Огайо» имеют водоизмещение 16 600/17 899 т и оснащены турбинами мощностью 59 178 л. е.; какую они могут развивать скорость, не раскрывалось, но есть серьезные основания предполагать, что скорость подводного хода у «Огайо» должна превышать 30 узлов; кроме ракет, на «Огайо» устанавливаются четыре носовых торпедных аппарата.
К первым американским атомным ударным субмаринам принадлежат, кроме «Наутилуса» (1954) «Си вулф» (1957), четыре лодки типа «Скэйт» (1957-1959) и «Тритон» (1959); у этих экспериментальных образцов сохранялись характерные конструктивные особенности подводных лодок старых типов — сужающийся к носу и к корме корпус, два гребных винта и размещение как задних, так и передних рулей погружения на корпусе.
Первыми ударными субмаринами, имевшими бульбообразную носовую часть, рубочные горизонтальные рули и единственный гребной винт, были пять подводных лодок типа «Скипджек» (1959-1961). Они имели водоизмещение 3075/ 3 513 т; на них устанавливалось по четыре торпедных аппарата, которые могли вести стрельбу также и противолодочными ракетами; скорость этих лодок — выше 16/30 узлов.
Новейшие американские ударные субмарины типа «Лос-Анджелес» (из сорока запланированных построено уже больше половины, остальные или заложены, или вот-вот будут заложены) имеют водоизмещение в 6 000/6 900 т, почти в два раза больше, чем у «Скипджек». На них устанавливается реактор типа Бвй мощностью 34 520,5-39452 л. е., и они могут развивать скорость подводного хода выше 30 узлов. Вооружение их состоит из установленных в средней части корпуса четырех торпедных аппаратов, которые могут вести огонь обычными торпедами, противолодочными торпедами, а также противолодочными ракетами БиВЯОС.
В составе российского ВМФ больше атомных подводных лодок, чем в ВМФ США. Первые русские субмарины — с ракетно-ядерным вооружением — типа «Зулу V», с которых осуществлялись экспериментальные запуски баллистических ракет в сентябре 1965 г., имели традиционную, а не атомную двигательную установку. Это еще не были специально построенные подводные ракетоносцы — скорее обычные подводные лодки старого типа, на которых монтировались две внешние пусковые установки. На вооружении они уже не состоят.
Последовавшие за ними двадцать субмарин типа «Гольф», построенные в 1958-1962 гг. уже специально как подводные ракетоносцы, также оборудовались традиционной двигательной установкой, с тремя дизелями и тремя гребными винтами; на них устанавливалось по три баллистические ракеты, причем колодцы пусковых шахт находились в надстройке за рубкой. Они имели водоизмещение в 2 300/2 800 т, оснащались двигательной установкой мощностью от 5 918 до 11 836 л. с. и развивали скорость до 17/14 узлов. Впечатляющим являлся радиус их действия — 22 700 миль. Вооружение состояло из трех ракет ББ-1Ч-4 или ББ-М-5, а также шести торпедных аппаратов. За «Гольфами» последовали восемь конструктивно схожих с ними подводных ракетоносцев типа «Отель», только уже с атомной двигательной установкой. За этими слабоватыми (по стратегической мощи) первыми образцами последовали тридцать четыре подводные лодки типа «Янки» (1967-1967), вооруженные шестнадцатью ракетами ББ-Ы-б с радиусом действия в 1 600 морских миль (около 3 000 км). Восемь пар пусковых шахт устанавливалось за рубкой. Водоизмещение лодок «Отель» составляло 7 800/9 300 т, а двигательная установка мощностью 3 9452 л. с. и с двумя гребными винтами позволяла развивать скорость до 30 узлов. Кроме баллистических ракет, на лодках этого типа устанавливалось по шесть торпедных аппаратов.
На следующих русских подводных ракетоносцах — типы «Дельта-1» и «Дельта II» (все постройки после 1972-1973 гг.) — устанавливались ракеты ББ-ГМ-8 с радиусом действия 4 200 миль; а на субмаринах типа «Дельта-Ш» — ББ-1^-18 с радиусом действия 4 000 миль и разделяющимися боеголовками.
В 1976-1982 гг. было построено двенадцать субмарин «Дельта-Ш», водоизмещением 11 000/ 13 250 т, вооруженных баллистическими ракетами, установленными в ряд по две за рубкой, и шестью торпедными аппаратами. Двигательная установка мощностью 59 178 л. с. позволяет развивать скорость подводного хода до 24 узлов.
Новейшие русские подводные ракетоносцы типа «Тайфун» имеют подводное водоизмещение около 30 000 т и вооружены двадцатью новыми ракетами ББ-Ы-20 с разделяющимися боеголовками индивидуального наведения, — установленными в ряд попарно перед рубкой. Считается, что «Тайфуны» оснащаются двумя атомными реакторами и двумя гребными винтами.
К отдельному классу русских подводных ракетоносцев принадлежат атомные подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами. ВМФ США также экспериментировал с размещением на подводных лодках крылатых ракет — сначала в 1948-1949 гг на обычных субмаринах «Каск» и «Карбонеро», потом в 1960 г. на атомной «Хэли- бат», — но посчитал результаты экспериментов неудовлетворительными и предпочел в 1960 г. ограничиться установкой на подводных лодках баллистических ракет.
Программа включения в состав ВМФ СССР атомных ракетоносцев с крылатыми ракетами на борту началась с реконструкции по меньшей мере двенадцати подводных лодок типа «Виски» (1957-1962), пяти «Эхо-Ь, (1960-1962) двадцати девяти «Эхо-Н» (1963-1967) и шестнадцати «Джульетт» (1961-1969). Субмарины «Эхо-Н» имеют водоизмещение 4 800/5 800 т, вооружены восьмью ракетами ББ-Ы-З или ББ-М-12 и восьмью торпедными аппаратами. Двигательная установка мощностью 22192 л. е., с двумя гребными винтами, позволяет развивать скорость до 25 узлов. Атомные подводные лодки типов «Чарли» и «Папа» также оснащались крылатыми ракетами — только меньшего радиуса действия — ББ- N-7 или ББ-1\1-9. Впоследствии лодки «Эхо-1» были модифицированы в ударные субмарины, а ракетные шахты на них — демонтированы.
Русские атомные субмарины подразделяются на следующие типы: «Ноябрь» (1958-1963), «Виктор» (1967-1984), «Альфа» (1967-1982), «Майк» (1984-), «Сьерра» (1984-) и «Акула» (1958-).
Шесть субмарин типа «Виктор-Н», поступившие на вооружение в 1972 г., имеют водоизмещение 4 600/5 680 т и вооружены восьмью носовыми торпедными аппаратами, которые могут вести огонь, и противолодочными ракетами; эти лодки оснащены одним гребным винтом и могут развивать скорость до 16/31 узла.
У всех русских атомных подводных ракетоносцев, вооруженных крылатыми ракетами, и ударных атомных субмарин передние рули погружения по-прежнему располагаются в носовой части корпуса.
Первой британской атомной подводной лодкой был «Дредноут», включенный в состав ВМФ в апреле 1963 г. За «Дредноутом» в 1967-1969 гг. последовали пять субмарин типа «Вэлиант», шесть «Суифтшуэ» и четыре «Резолюшен» («Ри- вендж»). Передние рули погружения на британских подводных лодках также устанавливались в носовой части корпуса. К ракетоносцам относятся только подводные лодки типа «Резолюшен». Они имеют водоизмещение 7 500/8 400 т; вооружение — шестнадцать ракет «Поларис» и шесть носовых торпедных аппаратов. Они оснащены одним гребным винтом и могут развивать скорость до 20/25 узлов. Ожидается, что в следующем десятилетии на смену «Резолюшен» придут новые подводные лодки, спроектированные под баллистические ракеты «Трайдент».
Ударные субмарины «Суифтшуэ» и «Вэлиант» схожи в том, что имеют одинаковое надводное водоизмещение — около 4000 т, — оборудованы пятью-шестью торпедными аппаратами, атомной двигательной установкой на один гребной винт и развивают скорость подводного хода до 28-30 узлов. На «Суифтшуэ» устанавливался еще и вспомогательный дизельный двигатель мощностью 3 945 л. с.
ВМФ Франции в 1971-1980 гг. принял на вооружение пять атомных подводных ракетоносцев типа «Редутабль», все построенные на Шербурских военно-морских верфях. Шестая субмарина этого типа, несколько модифицированная, сошла со стапеля в 1985 г. Поступление на вооружение нового типа подводных лодок намечается на 1990-е гг.
Эти субмарины имеют водоизмещение 8 045/ 8 940 т и оснащены шестнадцатью баллистическими ракетами французского производства, установленными в ряд попарно за рубкой, а также четырьмя торпедными аппаратами. Они оборудованы турбоэлектрическим приводом: паровые турбины непосредственно не передают вращательный момент на вал гребного винта, а питают генераторы, от которых работает электромотор, в свою очередь вращающий гребной винт. Мощность главного электромотора составляет 15 781 л. е., что позволяет развивать скорость до 20/25 узлов. Передние рули погружения размешены на рубке
Также на вооружение французского ВМФ в 1982-1984 гг. поступили две ударные атомные субмарины типа «Рюби» (ранее типа «Прованс») и еще три строятся. Они вооружены противокорабельными ракетами «Экзосет» (БМ-ЗЭ), огонь которыми ведется из торпедных аппаратов на дальность до 27 морских миль (50 км). Водоизмещение лодок типа «Рюби» составляет 2 385/ 2 670 т, и оборудованы они турбоэлектрической двигательной установкой на один гребной винт, как на субмаринах типа «Редутабль».
Известно, что в китайском ВМФ есть два типа ударных подводных лодок «Хань» постройки 1974-1977 гг. и несколько подводных ракетоносцев, но ни техническими характеристиками, ни сведениями о их внешнем виде мы не располагаем.