Бронепалубные крейсера – вооружение кораблей с 1877 по 1912 гг.
Бронепалубные крейсера – вооружение кораблей с 1877 по 1912 гг.
Одной из характерных и отличительных особенностей бронепалубных крейсеров была их защита и вооружение кораблей, защита ограничивалась одним «черепашьим панцирем» на палубе, а также в некоторых случаях так называемым «сотовым настилом». Этот настил покрывал крышу и каждую из отвесных стен «защитной палубы» и состоял из множества мелких ячеек, образованных многочисленными перегородками, пересекающимися вдоль и поперек внутри настила. Ячейки эти заполнялись легким объемистым материалом, например, пробкой, или использовались в качестве угольных бункеров.
Таким образом, они формировали защитную конструкцию бронепалубных крейсеров, которая могла быть разрушена огнем противника без нанесения судну серьезных повреждений и предохраняла пороховые погреба и склады боеприпасов, расположенные за ней, от попадания в них снарядов и осколков. Этот «сотовый настил» изобрел итальянец по имени Бенедетто Брин, установивший его на линкорах «Италия» и «Лепан- то», построенных между 1875 и 1885 гг.; однако идея не была принята, и на большинстве бронепалубных крейсеров ограничивались только защитной палубой и бортовыми угольными бункерами - вооружение кораблей хранилось именно в них.
«Эсмеральда I» считается прототипом бронепалубного крейсера. Она была построена на британской верфи Армстронга для чилийского военно-морского флота между 1881 и 1884 гг., и ее не следует путать с броненосным крейсером того же названия, также построенным Армстронгом между 1893 и 1897 гг. и вступившим в строй после того, как «Эсмеральда I» была продана Японии и переименована в «Изуми». Первая «Эсмеральда» имела стальной корпус с закругленными носовыми обводами, с гладкой палубой, без полубака и полуюта, и центральной надстройкой, которая вмещала в себя шесть 6-дюймовых (152 мм) орудий в бортовых казематах; кроме того, на носу и на корме находились два 10-дюймовых (254 мм) орудия, укрытые броневыми щитами. Вооружение кораблей завершали семь пулеметов и три торпедных аппарата. Что касается вооружения и брони, то в этом бронепалубные крейсера решительно уступали броненосным. Тем не менее, британский военно-морской флот вынужден был размещать боевые суда в своих многочисленных заморских колониях и поэтому строил большое число бронепалубных крейсеров, которые были намного дешевле, ибо большой броненосный крейсер мог стоить дороже линкора. Военно-морской флот Соединенных Штатов, напротив, не одобрял крейсеров, лишенных брони, хотя впоследствии и построил несколько единиц этого класса. Бронепалубные крейсера имели своих сторонников и на других флотах, как и в британском флоте; сюда относились итальянские, французские, австрийские, немецкие и аргентинские военно-морские ведомства.
В 1879 г. британский военно-морской флот принял на вооружение кораблей флота, первый крейсер класса «Комус». Эти суда, классифицировавшиеся как крейсера третьего ранга (хоть они и имели характеристики, свойственные бронепалубным крейсерам, все еще были оснащены мачтами и парусами и имели 1,4-дюймовую (28 мм) частично бронированную палубу, две 7-дюймовые (178 мм) пушки и двенадцать шестидесятичетырехфунтовых орудий и одновинтовую силовую установку, которая позволяла судну развивать скорость почти в 14 узлов.
Одиннадцать судов типа «Пелорус» составили еще один класс бронепалубных крейсеров. Они вступили в строй в 1897-1898 гг. и были вооружены восемью 4-дюймовыми (102 мм) орудиями на индивидуальных установках на главной палубе, восемью 1,8-дюймовыми (47 мм) пушками и двумя надводными торпедными аппаратами, расположенными в центре главной палубы. Защитная палуба достигала толщины в 1-2 дюйма (25-51 мм).
Крейсера типа «Хермес», первый из которых вступил в строй в 1899 г., имели водоизмещение 5 600 т и вооружение из одиннадцати 6-дюй- мовых (152 мм) и девяти 3,5-дюймовых (90 мм) орудий в защищенных броней установках по обоим бортам главной палубы, а также защитную палубу толщиной в 3 дюйма (76 мм). Это были двухвинтовые суда, развивавшие скорость в 18 узлов и с радиусом автономного плавания в 900 миль при ходе 10 узлов.
Многие бронепалубные крейсера французского военно-морского флота имели характерную форму корпуса броненосного крейсера «Дюпюи де Лом» и нескольких других французских броненосцев того же периода.
«Таж», вступивший в строй в 1890 г., имел бульбообразный (т. е. «луковицеобразный», с выпуклой донной частью) корпус и сужающиеся книзу борта. Кроме 1,9-дюймовой (50 мм) защитной палубы он имел еще два 3,9-дюймовой толщины (100 мм) бронированных перекрытия, определявшие границы расположенной в центре главной артиллерийской башни, которая не имела покрытых броней стенок и вмещала десять 5,4-дюймовых (138 мм) наводившихся на цель орудий. На главной палубе находились еще восемь 6,4-дюймовых (164 мм) орудий, установленных на индивидуальных площадках по обоим бортам. Остальное вооружение состояло из семи неподвижных надводных торпедных аппаратов, по три с каждого борта и один на носу. «Альжиер», «Жан Бар» и «Исли» (1891-1892), относившиеся к крейсерам второго ранга, имели водоизмещение в 4 300 т против 7 590 т водоизмещения у «Таж» и находились в числе тех немногих крейсеров, что имели «сотовый настил» на своей 35- дюймовой (90 мм) защитной палубе. Они были вооружены четырьмя 6,4-дюймовыми (164 мм) и четырьмя 5,4-дюймовыми (138 мм) пушками на бортовых орудийных площадках, плюс двумя 5,4-дюймовыми (138 мм) пушками на носу и на корме. Они также имели двадцать мелких 1,8-дюймовых (47 мм) и 1,4-дюймовых (37 мм) пушек на надстройках и на марсах смотровые площадки в местах соединения мачт со стеньгами), плюс четыре торпедных аппарата, по паре с каждого борта.
Восемь крейсеров второго ранга типа «Шасслу-Лоба», вступившие в строй четырьмя годами позже, имели по две орудийных площадки на прочных цилиндрических опорах, выдававшиеся за пределы бортов с каждой стороны. Вооружение кораблей состояло из шести 6,4-дюймовых (164 мм) орудий: одного на носу, другого на корме, и четырех на упомянутых выше площадках. Кроме того, суда имели четыре 3,9-дюймовые (100 мм) и пятнадцать 1,8-дюймовых (37 мм) пушек, а также четыре торпедных аппарата.
Русский крейсер «Светлана», построенный во Франции между 1895 и 1897 гг., имел ту же форму корпуса, а также и «сотовый настил». Он был вооружен шестью 6-дюймовыми (152 мм) орудиями, расположенными так же, как на «Шасслу-Лоба». «Светлана» была первым судном, оборудованным электрическим генератором и электромоторами для поднятия боеприпасов.
Итальянский военно-морской флот купил свои первые бронепалубные крейсера у Армстронга в Великобритании. Это были «Догали», «Босан» и «Пьемонте». Позднее в Италии были построены три крейсера класса «Этна» и суда класса «Лигурия» (смоделированные соответственно с «Босан» и «Пьемонте»).
«Пьемонте» был вооружен шестью 6-дюймовыми (152 мм) орудиями: одно на носу, одно на корме и по два на каждом борту. «Лигурия» тоже имела шесть 6-дюймовых (152 мм) орудий, но они были расположены в трех симметричных парах. Другие суда этого класса, однако, имели по два 6-дюймовых (152 мм) орудия на каждом борту вперемежку с шестью 4,7-дюймовыми (120 мм), пушками, по три с каждой стороны в центре судна. Как «Пьемонте», так и семь крейсеров типа «Лигурия» принимали участие в первой мировой войне, после чего были списаны. С 29 августа 1903 по 18 апреля 1905 г. «Лигурия» совершила кругосветное плавание под командованием герцога Абруцкого. Флот Соединенных Штатов имел сравнительно мало бронепалубных крейсеров. Исключениями являлись частично бронепалубные «Атланта» и «Бостон» (1886), более крупный «Чикаго» (1889), «Ньюарк» (1891), «Чарлстон» (1889), «Сан'Франциско» (1890), «Бэлти- мор» (1890), «Филадельфия» (1890), «Коламбиа» и «Миннеаполис» (1894), «Нью Орлеане» (1898), «Олбани» (1900), «Олимпиа» (1895) и шесть судов класса «Чэттануга» (1904-1905).
Суда типа бронепалубных крейсеров «Атланта» были вооружены двумя 8-дюймовыми (203 мм) орудиями, причем этот крупный калибр был применен также и на «Олимпии». Интересной особенностью размещения артиллерии на «Атланте» являлось то, что 8-дюй- мовые орудия располагались не по осевой линии, носовое было смещено к левому борту, а кормовое к правому. Две 6-дюймовые (152 мм) носовые и кормовые пушки главной башни были расположены подобным же образом, только наоборот, тогда как остальные четыре размещались симметрично. Все эти пушки имели броневую защиту, а 8-дюймовые (203 мм) были также защищены барбетом в 1,9 дюйма (50 мм) толщиной. Защитная палуба была толщиной в 1,2 дюйма (33 мм). «Олимпиа» имела четыре 8-дюймовых (203 мм) орудия в двух сдвоенных поворотных башнях по осевой линии, защищенных 4-дюймовой (102 мм) броней как во вращающейся части, так и на неподвижных барбетах. В добавление к этому судно имело десять 5-дюймовых (127 мм) пушек в казематах главной башни на главной палубе, десять 2,2-дюймовых (57 мм) пушек на батарейной палубе и четыре на надстройке. «Олимпиа» была двухвинтовым судном и ходила двадцать один узел при радиусе автономного плавания в 12000 миль. У нее также имелся «сотовый настил» с обеих сторон защищенной палубы. Крейсера класса «Чэттануга» имели водоизмещение 3100 т. У них было десять 5-дюймовых (127 мм) орудий: одно на носу, одно на корме (оба в защищенных установках) и восемь внутри казематов на пушечной палубе. Торпедных аппаратов у них не было. Выдающейся особенностью судов класса «Атланта» и «Чэттануга» были их очень высокие дымовые трубы и мачты, первоначально рассчитанные на постановку спенкера (трапециевидного продольного паруса).
Малые морские державы тоже имели бронепалубные крейсера, такие как австрийские «Франц Иосиф», «Кайзерин Элизабет», построенные в Триесте, и немецкий «Гефион», построенный в Данциге. В противоположность этому аргентинский «25 Де Майо», китайские «Хайчи» и «Хайтььен», бразильский «Альмиранте Барозо» и уругвайский «Монтевидео» были построены в Великобритании Армстронгом, международным поставщиком этого типа бронепалубных крейсеров. Любопытная деталь: бразильский бронепалубный крейсер «Тамандарэ» был построен на военно-морской верфи в Рио-де-Жанейро с помощью англичан, но его силовая установка и орудия все были доставлены из Англия. Многие бронепалубные крейсера имели поверх железного корпуса деревянную обшивку, покрытую медными листами. Примерами могут служить британские «Пелорус» и «Комус», американские суда типа «Чэттануга», аргентинский «Буэнос Айрес» и бразильский «Альмиранте Барозо».