Древние корабли: первый парус.
Многочисленные изображения египетских, греческих и римских кораблей, сохранившиеся до нынешнего дня, показывают, что на этих древних кораблях имелась только одна мачта с одним большим прямым первым парусом, прямоугольным по форме и подвешенным к горизонтальному рею. Такой тип первого паруса был крайне примитивен и не представлял возможности для лавирования, то есть пользоваться им было можно, только когда ветер дул в благоприятном направлении, а именно — с кормы древнего корабля.
Древние корабли: первый парус.
Некоторые образцы египетских и финикийских древних кораблей свидетельствуют, что первый парус разворачивался между двумя реями, один из которых располагался над другим, между тем на более поздних греческих и римских древних кораблях имелся только верхний рей. На подобных парусниках имелся нормальный бегучий такелаж, использующийся и поныне, скажем, фал, предназначенный для поднятия рей и первого паруса, топенанты, поддерживающие концы рея, и брасы, необходимые для управления. У паруса имелись шкоты по двум шкотовым углам, то есть по нижним углам полотнища, и гитовы, чтобы сворачивать первый парус к верхнему рею. Премьер-лига - футбол России.
Первый парус служил средством передвижения только при долгих переходах; когда корабль готовили к бою, не только сворачивали паруса, но, практически, вместе с мачтами оставляли на берегу, дабы те не мешали гребцам и воинам. Однако такого порядка не всегда придерживались. Плутарх сообщает, что в битве при Акциуме (31 г. до н.э.) Антоний приказал командирам своих кораблей, которые хотели оставить паруса и мачты на берегу, биться, оставив их на борту, в то время как с кораблей Октавиана их выгрузили.
По этой причине мачты следовало делать легкими и снимаемыми без усилий. На некоторых изображениях египетских кораблей видна дву- хопорная мачта с противовесами, которую поднимали, вращая вокруг горизонтально расположенного веретена. На одном из греческих мраморных барельефов представлен корабль, на котором поднимают мачту. Что касается числа мачт, то на изображениях египетских, финикийских и карфагенских кораблей видно только по одной мачте. Напротив, на некоторых изображениях греческих и римских судов заметна вторая, значительно более короткая мачта, которая наклонена вперед и также снабжена прямым парусом. Она называлась сЫопит (бушприт), а парус назывался а^етоп, как о том сообщается в сочинениях Ливия, Поллукса и Исидора. Название это продолжали использовать и позднее, в средние века, что подтверждается «Венецианским Статутом» 1265 г.: «Корабль... пусть имеет на носу (корабля) ?еггаїогіит и наклонный брус (для паруса)».
Долонум использовался, прежде всего, на купеческих кораблях. В результате эволюции и модификации формы носа он превратился в эпоху парусов в бушпритную мачту, несущую бушпритный парус.