суда разных флотов мира
Фото по теме
aspose-words_-cd81bb16-689f-4044-a321-5fd097eebdc8-001 aspose-words_-04e89716-0407-4eb1-943a-c314c8072d2a-001 aspose-words_-1fa2916f-2eae-4a67-a60e-d0daa7e9eb7b-001 aspose-words_-e8982b32-c787-4472-96a4-12b05dae22d3-001 750608597 aspose-words_-40849666-9ce1-466d-83a7-d002ee2d6a39-002 ships_1024x768_wallpaper_2 aspose-words_-49e662ae-5acc-4493-a6bc-97dac7d31cea-001 aspose-words_-09dbca1e-cdc3-4ce9-b167-d6aeeeae4270-001 aspose-words_-63a04c4a-a34c-48af-93cf-1cd88d709a62-002 thumb_ships_1024x768_wallpaper_2 thumb_6094038 1024-12135 thumb_warship_003 aspose-words_-df95d5b7-4dc0-4944-8d12-967c68d36437-001 sailing_ships_screensaver-screenshot aspose-words_-3c4fca80-4253-4fca-8f42-02d7b0d3d11a-003 thumb_1024-12135 aspose-words_-83aaed14-e3fd-4fbe-8338-e0f20ca9c842-002 aspose-words_-6ca740dd-02a0-4ee5-956b-a855fc6abe4a-001 159-faaev aspose-words_-3c4fca80-4253-4fca-8f42-02d7b0d3d11a-002 page_body_img aspose-words_-1017fcb7-4868-4789-950a-4688bd6e3a8d-001

Оружие древнего корабля: гарпах, абордажный крюк, таран, катапульта.

1219821034_a907b36a9bc099ac47506158f70ff52a_fullНаиболее эффективным орудием древних ко­раблей был таран, гарпах и абордажный крюк, катапульта. Это приспособление (таран) имелось у древних кораблей дорийцев, которые в 3000 г. до н.э. нагрянули с севера на побережье Эгейского моря и украсили изображениями своих древних кораблей вазы того периода.

Оружие древнего корабля: гарпах, абордажный крюк, таран, катапульта.

Финикийские военные суда на ассирий­ских барельефах 700-го г. до н.э. также снабже­ны таранами, то же касается афинских трирем Формиона в битве при Патрах и Навпакге (429 г. до н.э.). Плиний приписывает изобретение тара­на легендарному этрусскому мореходу Писею, но это, разумеется, малоправдоподобно. Геродот в своей «Истории» говорит о таране, повествуя о сражении, разыгравшемся в 535 г. до н.э., когда союзный флот карфагенян и этрусков выступил против греков в Тирренском море между Корси­кой и устьем Тибра.

Таран следовало направлять в борт вражес­кого древнего корабля, что требовало необычайно высо­кой маневренности со стороны атакующего суд­на. Столь же высокая маневренность требова­лась, чтобы уцелеть при угрозе тарана. Таран, стало быть, являлся оружием, наиболее пригод­ным для небольших кораблей, которыми легко было управлять.

Гарпагон или гарпах. Результат развития «железной руки». Представлял собой деревянный стержень с железным наконечником, запускавшийся метательной машиной в корабль врага, чтобы его зацепить. Когда железный наконечник пробивал корпус, он раскрывался и крепко держал корабль.

Поскольку морские сражения в древние вре­мена обычно завершались абордажем с последу­ющим рукопашным боем, приспособления, пред­назначенные для того, чтобы зацепить вражес­кое судно, и позволяющие перескочить на его борт, имели большое значение.

Одним из таких орудий была «железная рука» (тапи5 Геггеа), представлявшая собой острые крючья, насаженные на деревянную палку. В более усовершенствованном виде она сделалась «кошкой», которая применялась для абордажа за все время существования парусных кораблей.

В результате эволюции «железной руки», воз­ник haгpago, или абордажный крюк, состоявший из деревянного стержня с железным подвижным наконечником и крючьями, к которым присеоди- нялнсь веревки. Его можно было забросить на вражеское судно с помощью боевого орудия, подобного арбалету. У железного наконечника имелось четыре лопасти, которые, после того как он пробивал корпус, не давали ему выйти нару­жу. Таким приспособлением вражеский корабль можно было зацепить с большего расстояния, чем позволяла «железная рука» - абордажный крюк.

Во время первой Пунической войны консул Гай Дуилий оснастил свои корабли изобретен­ным им «вороном», применение которого в бит­вах при Милаццо (260 г. до н.э.) и Экномусе (256 г. до н.э.) явилось решающим фактором, обеспечившим римлянам победу. Он представлял собой разновидность мостика, перебрасывавше­гося на вражеское судно, дабы солдаты могли перейти с корабля на корабль, так что битва превращалась в обыч­ную схватку, как на суше. От «ворона» от­казались после битвы при Экномусе, так как он был слишком тяжел и делал корабль неус­тойчивым. Напротив, «железная рука» сохра­нялась в употреблении до конца эпохи парус­ных кораблей. В римс­кие времена использо­вание его зафискирова- но документально в битве при Навлохе в 36 г. до н.э. во время гражданской войны между Октавианом и Помпеем.

Другими орудиями, размещенными на бор­ту были катапульты, арбалеты и тому подо­бные приспособления, предназначеные для того, чтобы метать камни, стрелы и даже зажигательные стрелы (їаіагісае), как это было в битве при Ак- циуме.

Орудия устанавли­вались на палубе или на башнях. Первона­чально башни находи­лись только на носу и на корме, но впослед­ствии их ставили в разных местах на па­лубе кораблей покруп­нее, таких как «вос­ьмерки» и «девятки». Башни эти не являлись неотъемлемой частью корпуса, их легко мож­но было разобрать пе­ред долгим переходом, или же, если воникала необходимость, сбро сить в море. Практически, как пишет Витрувий, «тяжелое обречено морю, когда воюют».

Вооружение, о котором шла речь до сих пор, применялось в битвах между весельными суда­ми, другими словами, мачты на кораблях были опущены, а паруса свернуты. Однако, римским кораблям довелось также сражаться и против кораблей под парусами, как упоминает о том Цезарь в своей книге «О Галльской войне». В 56 г. до н.э. они столкнулись при Дариориум Венеторум с венетами, в Бретани (ныне Ванн), а также в Кондивикуме (Нант на Луаре) и Порте Итии (Булонь на берегу Ла-Манша). Чтобы сра­жаться против этих кораблей, было использова­но особое приспособление, названное фалкс, со­стоявшее из черенков с кривыми лезвиями на концах, подобных косам. Их применяли, чтобы обрезать парусный такелаж вражеских судов, особенно — фалы, и тем самым заставить рей обрушиться на палубу.

Помимо вооружения, изготовленного из ме­талла, на кораблях классической древности име­лось также оружие, известное со II в. до н.э. и называвшееся «огненный корвус» или «огненный горшок». Полибий приводит описание этого ору­жия, о нем говорят также Ливии и Аппиан. Оно представляло собой емкости, наполненные вос­пламеняющимся веществом, которые свисали с двух стрелок, выступавших по обе стороны носа корабля; их швыряли в корабль противника. Настенные росписи, обнаруженные на острове Фарос у входа в Александрийский порт, изобра­жают нос корабля, на котором стоит башня со стрелой, носившей как раз такой снаряд. Огнен­ный корвус, который также, согласно Ливию, применялся в битве при мысе Мионнес (сен­тябрь 190 г. до н.э.), не следует путать с гре­ческим огнем, применявшимся в военно-морском деле позднее, в средние века. По традиции счи­тается, что греческий огонь византийцев был изобретен сирийским архитектором по имени Каллиникос и представлял собой смесь селитры, угля, дегтя, камеди, извести, нефти и, возмож­но, фосфора. Эта маслянистая жидкость выли­валась из сифона на вражеские суда. Было так­же известно и нечто вроде огнемета, однако в более древние времена. Как полагают, он был изобретен греком по имени Ктесибий, который жил в III в. до н.э. С помощью этого орудия по кораблям противника разбрызгивалась воспламе­няющаяся жидкость: масло, нефть и какая-то легко вспыхивающая смесь.

Другим оружием кораблей древности, чаще использовавшимся на торговых судах, нежели на военных, был «дельфнн». Он представлял собой большую массу в виде камня или куска метал­ла, который подтягивали к рею, а затем роняли на вражеский корабль с целью разбить обшивку или палубу. «Дельфин» упоминается Фукидидом, Диодором Сицилийским и другими историками как оружие, которое свешивается с реи, но не может применяться в морских сражениях, во вре­мя которых, как уже говорилось, мачты и пару­са убирались.
Приставка т2 ссылка.