суда разных флотов мира

Двигатели миноносцев: турбина и винт корабля.

Aspose.Words.fc25a6a5-824f-4873-8928-a2a79827d9ae.001Двигатели миноносцев: турбина и винт корабля.

Первые миноносцы были маленькими суденыш­ками и приводились в движение паром, посколь­ку в 1880 г. еще не изобрели ни дизельного мотора, ни двигателя корабля, работающего на бензине и вращающего турбину и винт корабля как следствие.

Маленькие береговые суда 1880-1890 гг. име­ли один винт корабля, одну поршневую машину и один котел, работающий на угле и вращающий турбину судна. Однако некоторые из морских миноносцев, построенных в тот же период, имели по две машины и по два винта корабля.

В 1904-1905 гг. были приняты на вооруже­ние первые турбинные торпедные катера. Пер­вым экспериментальным судном с новым двигателем миноносца был «Кэролайн», построенный в частном порядке на верфи в Яр- роу. Его водоизмещение равнялось 130 т, он имел три винта и двигатель, состоящий из одного тур­боагрегата и одной поршневой машины. Турбина высокого давления вращала винт левого борта, турбина низкого давления — винт правого бор­та, а поршневая машина — средний винт корабля. Суд­но было впоследствии приобретено бразильским флотом и переименовано в «Гойац». Поршневая машина требовалась, как минимум, для одного из винтов, поскольку первые турбины вращались только в одном направлении, так что оба борто­вых винта служили только для продвижения вперед, а поршневую машину применяли как для заднего хода, так и для движения вперед. Сме­шанный двигатель миноносца подобного типа был испытан итальянским флотом примерно десять лет спус­тя на «39 RM», хотя в данном случае оба бор­товых винта приводились в движение поршневы­ми машинами, а средний — турбиной низкого давления, в которую обе поршневые машины вы­пускали пар.

Британский флот первым использовал турбин­ные двигатели кораблей на миноносцах (переквалифицирован­ных бортовых эсминцах) с номерами от 1 до 36, принятых на вооружение между 1906 и 1909 гг.

На всех этих судах имелись три винта корабля, приводи­мые в движение агрегатом из четырех турбин Парсонса, связанным непосредственно с валами. Турбина высокого давления приводила в движе­ние винт правого борта, турбина среднего дав­ления — винт левого борта, а турбина низкого давления и четвертая турбина для заднего хода — средний винт. Во французском флоте первым эк­спериментальным турбинным миноносцем был «№ 293», построенный на Нормандской судоверфи в 1903-1904 гг., приводимый в движение пятью турбинами Парсонса мощностью 2 000 л. с. и раз­вивающий скорость 26 узлов. На судне имелось три винта: правый, связанный с турбиной высо­кого давления, левый — с турбиной среднего дав­ления и средний — с турбиной низкого давления плюс одна турбина для крейсерской скорости и одна — для заднего хода.

В итальянском флоте большинство минонос­цев, построенных до 1918 г., приводились в движение двумя поршневыми машинами, если не считать нескольких экспериментальных моделей, таких как «39 ИМ» с двумя поршневыми маши­нами и одной турбиной на три винта, «31 АБ» с четырьмя турбинами Парсонса на три винта; «32 АБ» с двумя турбинами Ансальдо на два винта и «74» и «75 01-Т» с двумя турбинами и двумя винтами.

В германском флоте первые турбинные мино­носцы были морскими судами, обозначавшимися от «Э 125» до «О 137», строившимися в 1904-1907 гг., на них имелось по три винта и по семь или восемь турбин Парсонса, установленных почти так же, как и на британских судах того вре­мени. Миноносцы же от «V 161» до «в 197» имели по две турбины и по два винта. Только после 1914-1915 гг. были оборудованы турбина­ми береговые миноносцы, такие как «V 105»- «V 108», которые имели по две турбины и по два винта; за ними последовали «А 26»-«А 55» с одной турбиной и одним винтом и далее — «А56»-«А113» с двумя турбинами и двумя винтами.

В голландском флоте шесть миноносцев с «71» по «26», построенных в ^1915-1919 гг., имели по две турбины и по два винта. Четыре из них, построенные на немецкой верфи «Вулкан», были включены впоследствии в германский флот и по­лучили обозначения от «V 105» до «V 108».

В испанском флоте первые турбинные мино­носцы, получившие номера от 1 до 22, были построены на судоверфи в Картахене между 1910 и 1919 гг. Тип их был аналогичен типу «Сик- лон», ибо они следовали французскому «норман­дскому» образцу. Первые семь единиц имели по три винта и большее число турбин, остальные же пятнадцать — от 8 до 22 — по два винта, приводимых в движение двумя турбинами — одной с высоким давлением и одной с низким.

У всех миноносцев, построенных после 1930 г., имелось по два винта корабля, приводимых в действие турбинными агрегатами, где движение передава­лось на валы посредством приводов, которые уменьшали скорость вращения.

Для всех миноносцев, построенных с 1880 по 1945 г., было обычным наличие паровой маши­ны, но имелось несколько экспериментальных мо­делей с дизельным или бензиновым двигателем, таких как русские «Дзержинский» и «Киров» (1938) с тремя дизельными машинами и британ­ский «Меркьюри» (1911) с агрегатом из- пяти шестицилиндровых бензиновых двигателей Ней­пира.

Котлы старых двигателей миноносцев работали на угле. Первым судном, котел которого работал на не­фти, был русский «Выборг № 102», построен­ный в Британии в 1886 г. и первоначально ра­ботавший на угле, но в 1896 г. реконструиро­ванный для перехода на нефть. После этого эк­сперимента все российские миноносцы с работа­ющими на угле котлами локомотивного образца были переоборудованы под нефть.

В британском флоте первыми нефтяными миноносцами были суда типа «Крикет», получив­шие впоследствии номера от 1 до 12 и вступив­шие в строй в 1906-1907 гг.

В итальянском флоте работающие на нефти котлы впервые были применены в 1890 г. на миноносце «104 S». Затем с 1896 г. тридцать семь

представителей типа «Б» были переделаны под нефть, на некоторых из них прежние угольные котлы локомотивного образца заменили работаю­щими на нефти котлами. Примерами минонос­цев, переоборудованных под нефть, являлись «Кондоре» (1900), четыре единицы серии «Пега- со» и три — серии «Альчионе» (1906), принад­лежавшие классу «Пегасо». Реконструкции про­водились между 1909 и 1913 гг. Первыми италь­янскими миноносцами, с самого начала оборудо­ванными работающими на нефти котлами, были «Калипсо» и «Климене» класса «Пегасо», введен­ные в строй в 1907-1909 гг., «Габбиано» (1907) и все корабли многочисленного класса «РЫ».

В австрийском флоте суда от «ТВ 1» до «ТВ 6», построенные на заводах Триеста, и от «ТВ 7» до «ТВ 12», произведенные на Дунайской верфи в Фиуме с 1909 по 1914 г., имели котлы, работа­ющие только на нефти. Это же относится к «Хид- ре» и «Сцилле» (1899-1900) голландского флота.

У всех миноносцев, построенных после 1930 г., котлы были рассчитаны на нефть. Эксперимент с винтовым рулем, осуществленный на торпед­ном катере «Фатум» заслуживает особого упо­минания. «Фатум», построенный частным обра­зом на верфи Орландо в Легхорне в 1892 г., имел только один регулируемый винт, позволяв­ший править судном без руля.