Двигатели миноносцев: турбина и винт корабля.
Двигатели миноносцев: турбина и винт корабля.
Первые миноносцы были маленькими суденышками и приводились в движение паром, поскольку в 1880 г. еще не изобрели ни дизельного мотора, ни двигателя корабля, работающего на бензине и вращающего турбину и винт корабля как следствие.
Маленькие береговые суда 1880-1890 гг. имели один винт корабля, одну поршневую машину и один котел, работающий на угле и вращающий турбину судна. Однако некоторые из морских миноносцев, построенных в тот же период, имели по две машины и по два винта корабля.
В 1904-1905 гг. были приняты на вооружение первые турбинные торпедные катера. Первым экспериментальным судном с новым двигателем миноносца был «Кэролайн», построенный в частном порядке на верфи в Яр- роу. Его водоизмещение равнялось 130 т, он имел три винта и двигатель, состоящий из одного турбоагрегата и одной поршневой машины. Турбина высокого давления вращала винт левого борта, турбина низкого давления — винт правого борта, а поршневая машина — средний винт корабля. Судно было впоследствии приобретено бразильским флотом и переименовано в «Гойац». Поршневая машина требовалась, как минимум, для одного из винтов, поскольку первые турбины вращались только в одном направлении, так что оба бортовых винта служили только для продвижения вперед, а поршневую машину применяли как для заднего хода, так и для движения вперед. Смешанный двигатель миноносца подобного типа был испытан итальянским флотом примерно десять лет спустя на «39 RM», хотя в данном случае оба бортовых винта приводились в движение поршневыми машинами, а средний — турбиной низкого давления, в которую обе поршневые машины выпускали пар.
Британский флот первым использовал турбинные двигатели кораблей на миноносцах (переквалифицированных бортовых эсминцах) с номерами от 1 до 36, принятых на вооружение между 1906 и 1909 гг.
На всех этих судах имелись три винта корабля, приводимые в движение агрегатом из четырех турбин Парсонса, связанным непосредственно с валами. Турбина высокого давления приводила в движение винт правого борта, турбина среднего давления — винт левого борта, а турбина низкого давления и четвертая турбина для заднего хода — средний винт. Во французском флоте первым экспериментальным турбинным миноносцем был «№ 293», построенный на Нормандской судоверфи в 1903-1904 гг., приводимый в движение пятью турбинами Парсонса мощностью 2 000 л. с. и развивающий скорость 26 узлов. На судне имелось три винта: правый, связанный с турбиной высокого давления, левый — с турбиной среднего давления и средний — с турбиной низкого давления плюс одна турбина для крейсерской скорости и одна — для заднего хода.
В итальянском флоте большинство миноносцев, построенных до 1918 г., приводились в движение двумя поршневыми машинами, если не считать нескольких экспериментальных моделей, таких как «39 ИМ» с двумя поршневыми машинами и одной турбиной на три винта, «31 АБ» с четырьмя турбинами Парсонса на три винта; «32 АБ» с двумя турбинами Ансальдо на два винта и «74» и «75 01-Т» с двумя турбинами и двумя винтами.
В германском флоте первые турбинные миноносцы были морскими судами, обозначавшимися от «Э 125» до «О 137», строившимися в 1904-1907 гг., на них имелось по три винта и по семь или восемь турбин Парсонса, установленных почти так же, как и на британских судах того времени. Миноносцы же от «V 161» до «в 197» имели по две турбины и по два винта. Только после 1914-1915 гг. были оборудованы турбинами береговые миноносцы, такие как «V 105»- «V 108», которые имели по две турбины и по два винта; за ними последовали «А 26»-«А 55» с одной турбиной и одним винтом и далее — «А56»-«А113» с двумя турбинами и двумя винтами.
В голландском флоте шесть миноносцев с «71» по «26», построенных в ^1915-1919 гг., имели по две турбины и по два винта. Четыре из них, построенные на немецкой верфи «Вулкан», были включены впоследствии в германский флот и получили обозначения от «V 105» до «V 108».
В испанском флоте первые турбинные миноносцы, получившие номера от 1 до 22, были построены на судоверфи в Картахене между 1910 и 1919 гг. Тип их был аналогичен типу «Сик- лон», ибо они следовали французскому «нормандскому» образцу. Первые семь единиц имели по три винта и большее число турбин, остальные же пятнадцать — от 8 до 22 — по два винта, приводимых в движение двумя турбинами — одной с высоким давлением и одной с низким.
У всех миноносцев, построенных после 1930 г., имелось по два винта корабля, приводимых в действие турбинными агрегатами, где движение передавалось на валы посредством приводов, которые уменьшали скорость вращения.
Для всех миноносцев, построенных с 1880 по 1945 г., было обычным наличие паровой машины, но имелось несколько экспериментальных моделей с дизельным или бензиновым двигателем, таких как русские «Дзержинский» и «Киров» (1938) с тремя дизельными машинами и британский «Меркьюри» (1911) с агрегатом из- пяти шестицилиндровых бензиновых двигателей Нейпира.
Котлы старых двигателей миноносцев работали на угле. Первым судном, котел которого работал на нефти, был русский «Выборг № 102», построенный в Британии в 1886 г. и первоначально работавший на угле, но в 1896 г. реконструированный для перехода на нефть. После этого эксперимента все российские миноносцы с работающими на угле котлами локомотивного образца были переоборудованы под нефть.
В британском флоте первыми нефтяными миноносцами были суда типа «Крикет», получившие впоследствии номера от 1 до 12 и вступившие в строй в 1906-1907 гг.
В итальянском флоте работающие на нефти котлы впервые были применены в 1890 г. на миноносце «104 S». Затем с 1896 г. тридцать семь
представителей типа «Б» были переделаны под нефть, на некоторых из них прежние угольные котлы локомотивного образца заменили работающими на нефти котлами. Примерами миноносцев, переоборудованных под нефть, являлись «Кондоре» (1900), четыре единицы серии «Пега- со» и три — серии «Альчионе» (1906), принадлежавшие классу «Пегасо». Реконструкции проводились между 1909 и 1913 гг. Первыми итальянскими миноносцами, с самого начала оборудованными работающими на нефти котлами, были «Калипсо» и «Климене» класса «Пегасо», введенные в строй в 1907-1909 гг., «Габбиано» (1907) и все корабли многочисленного класса «РЫ».
В австрийском флоте суда от «ТВ 1» до «ТВ 6», построенные на заводах Триеста, и от «ТВ 7» до «ТВ 12», произведенные на Дунайской верфи в Фиуме с 1909 по 1914 г., имели котлы, работающие только на нефти. Это же относится к «Хид- ре» и «Сцилле» (1899-1900) голландского флота.
У всех миноносцев, построенных после 1930 г., котлы были рассчитаны на нефть. Эксперимент с винтовым рулем, осуществленный на торпедном катере «Фатум» заслуживает особого упоминания. «Фатум», построенный частным образом на верфи Орландо в Легхорне в 1892 г., имел только один регулируемый винт, позволявший править судном без руля.