История крейсеров - развитие кораблей от первых до новых крейсеров.
История крейсеров - развитие кораблей от первых до новых крейсеров.
В разделе сайта, касавшимся линейных кораблей, мы упоминали, что первыми линкорами были французские плавучие батареи типа «Девастасьон», хотя обычно это определение сохраняется за двумя фрегатами «Глуар» и «Уоррио» (1860) Подобным же образом как утверждает история развития кораблей, что первым авианосцем был британский «Фыориес» (1917), а первой настоящей боевой подводной лодкой был «Нарвал» (1900).
Значительно труднее определить, какие корабли следует считать первыми крейсерами. Хотя нет никаких сомнений в том, что первыми военными судами, относившимися к данному типу, была пятерка американских военных фрегатов класса «Уампаноаг», три из которых были закончены в 1867-1868 гг., тем не менее очень трудно проследить историю крейсеров и установить, какие именно из них были первыми крейсерами, выполнявшими функции новых крейсеров, даже если они в действительности не считались таковыми.
Кстати, стоит заметить, что многие парусные и паровые суда периода 1860—1880 гг., отнесенные в данной главе согласно истории крейсеров именно к крейсерам, в свое время классифицировались как винтовые бриги, винтовые фрегаты, линейные корабли второго класса или линейные крейсера.
В мирное время в XVII—XVIII вв. задачей первых крейсеров было совершать дальние морские путешествия, сопровождать караваны с награбленным добром и драгоценными товарами, возвращавшимися из колоний в свой родной порт, или грабить купеческие суда других стран. Во время войны из крейсеров формировались разведывательные эскадры, чтобы отыскивать противника и сообщать его силы и местонахождение главным соединениям своих боевых кораблей, следующим на некоторой дистанции от них. Развитие кораблей продолжалось.
Приблизительно в 50-60 гг. XVI в. многие флоты снаряжали суда, специально предназначенные для разведки, защиты судоходства и для дальних морских путешествий: они назывались фрегатами. Эти фрегаты вовсе не обязательно были военными судами. Некоторые являлись собственностью британской, французской или голландской Индийских компаний и использовались для защиты своих торговых конвоев от пиратов.
Первые суда, которые можно отнести к крейсерам — те самые пять винтовых фрегатов класса «Уампаноаг»,— были специально построены, чтобы охотиться за торговыми рейдерами, нарушителями блокады в войне между Севером и Югом в Америке. В свою очередь они и сами успешно выступали в роли рейдеров на собственный страх и риск. Поэтому появление на свет крейсеров тесно связано не только с политическими событиями, такими как Гражданская война в Америке, но также и с технологическим фактором, а именно, с использованием силы пара. По сути ранние крейсера должны были иметь — во всяком случае, в расчетах своих конструкторов — паровую машину такой мощности, чтобы довести скорость судна до восемнадцати узлов.
Все первые крейсера флота конфедератов обладали высокой скоростью, поскольку перед ними стояла задача прорыва блокады, установленной северянами, и были оснащены как парусами, так и паровым двигателем. Первые крейсера французского, британского, итальянского и других военных флотов также имели паруса и паровую машину.
Как твердит история крейсеров - паруса давали возможность подобного рода судам совершать длительные переходы или находиться долгое время в море в поисках противника. Пар же сообщал им скорость, необходимую для погони за обнаруженными судами неприятеля, а также позволял им двигаться во время штиля, благодаря чему делал их независимыми от ветра.
Еще до французов флот Великобритании разделял свои новые крейсера по рангам, основываясь на их водоизмещении. Например, к крейсерам первого ранга относились такие, как 5 782-тонный «Инкостант» (1869) и 6 075-тонный «Шах» (1876), тогда как 3 078-тонные «Эктив» и «Воладж» (1870) были крейсерами второго ранга. Декрет, изданный в 1871 г., классифицировал суда французского военного флота следующим образом: к первому рангу относились крейсера с водоизмещением свыше 4 ООО т, ко второму рангу — с водоизмещением от 2 ООО до 4 ООО т, а к третьему рангу — суда с водоизмещением менее 2000 т. Согласно другому критерию, к крейсерам первого ранга относились двухпалубные суда, иными словами, фрегаты и палубные крытые корветы, ко второму рангу — крупные однопалубные, а третьему рангу — более мелкие однопалубные суда.
На основании декрета 1871 г. к крейсерам первого ранга во французском военном флоте были отнесены два 55 220-тонных винтовых фрегата «Дюкесн» и «Турвиль» (1878), к крейсерам второго ранга — 3 189-тонный корвет «Дюгэ- Труэн» (1879), а 1 643-тонные корветы «Экле- рер» и «Риго де Женуйи» (1879) были отнесены к третьему рангу. В итальянском флоте подобных различий не было, и «Коломбо» (1876), «Америго Веспуччи» и «Флавио Гиойа» (1884) относились к классу разведывательных крейсеров.
Когда первые крейсера начинали строиться, к бортам фрегатов, корветов и других кораблей уже стали крепить стальную листовую обшивку, превращая их таким образом в бронированные суда - развитие кораблей продолжалось. Эта распространилось и на новые крейсера, благодаря чему их борта также были защищены броней, хотя обычно на значительно меньшей площади, чем у броненосцев, т.е. они имели броневую обшивку в виде пояса, огибавшего судно по ватерлинии. Образовавшиеся в результате этого «опоясанные» крейсера включали в свое число «Шэннон» (Великобритания, 1877), «Рюрик» (Россия, 1895) и «Адмирал Нахимов» (Россия, 1888). «Шэннон» был также отнесен ко второму рангу, потому что у него наряду с «поясом» была и бронированная главная артиллерийская башня — центральный пульт управления артиллерийским огнем и передвижениями судна во время боя, тогда как британские суда «Нортхэмптон» и «Нел- сон» (1879), отнесенные к «крейсерским броненосцам», имели только бронированный пояс и палубу. Французские «Дюгеслен», «Вобан», «Баярд» и «Тюрэнн» (1886) с бронированным поясом и палубой получили ту же классификацию.
Около 1890 г. согласно истории крейсеров в классификацию вошли понятия «бронепалубный крейсер» и «броненосный крейсер». Эти определения зависели от характера брони: к «бронепалубным» крейсерам относились те, у кого не было бортовой брони, а только бронированная палуба в виде так называемого «черепашьего панциря», иначе именуемого «защитной палубой», а к «броненосным» — те, кто имел бортовую броню: либо только опоясывавшую судно по ватерлинии, либо также и бронированную главную башню, — в сочетании с бронированной палубой.
Первой страной, применившей броненосные первые крейсера, обычно считается Россия со своими «Генералом-адмиралом» и «Герцогом Эдинбургским» (1875), у которых были броневой пояс и бронированная главная башня, но палуба не была защищена броней, тогда как следующее судно, «Рюрик», имело уже и защищенную палубу. После «Генерала-адмирала» первыми крейсерами с горизонтальной и вертикальной броневой защитой были, по всей видимости, четыре французских крейсера класса «Дюгеслен» (1886). У них был броневой пояс и бронированная палуба. Тем не менее, в свое время они определялись как «крейсерские броненосцы». Эти суда с опоясывающей броневой защитой могут быть отнесены к малым линейным кораблям, или линейным кораблям второго ранга для дальних морских операций. Лишь впоследствии суда стали сочетать бортовую и палубную броню с высокой (крейсерской) скоростью и длительным временем пребывания в свободном плавании: французский «Дюпюи де Лом», например, вступивший в строй в 1893 г., имел и броневой пояс и защитную палубу. Несколько более поздних броненосных крейсеров, таких, как немецкий «Фюрст Бисмарк» (1900), французский «Жанн д'Арк» (1903), итальянский «Джузеппе Гарибальди» (1901) и другие, также имели защиту на второй палубе.
Британия была первой морской державой, которая стала строить «защищенные» крейсера. Прототипом таковых явилась «Эсмеральда», построенная Армстронгом для чилийского флота и вступившая в строй 15 июля 1884 г. Но еще в 1879 г. британские военно-морские силы включили в свой состав девять крейсеров третьего ранга класса «Комус» с 1,4-дюймовой (38 мм) частично бронированной палубой, которая хоть и не являлась настоящей защитной палубой, но тем не менее выполняла ту же функцию для части корпуса над машиной и котельным помещением.
За «Эсмеральдой» последовали два бронепалубных крейсера «Атланта» и «Бостон», включенные в состав военно-морского флота Соединенных Штатов 19 июля 1886 г и имевшие броневую защитную палубу в 1,2 дюйма (33 мм) толщиной. В апреле 1887 г. итальянский флот получил свой первый бронепалубный крейсер «Догали», а в августе 1889 г. и второй, «Пьемонте», оба построенные на верфях Армстронга в Великобритании. Первым защищенным крейсером во французском флоте был «Таж», первоначально оснащенный мачтами и парусами и вступивший в строй в декабре 1890 г., а немецкий военный флот первым украсил «Гефион» (1894).
Прогресс в конструкции паровых машин привел к тому, что паровые двигатели возвратно- поступательного действия уступили место турбинам, впервые испытанным в Великобритании на крейсере «Аметист», вступившем в строй 17 марта 1905 г. Независимо от характера защитной брони турбинные крейсера, построенные между 1905 и 1922 гг., относились к классу легких крейсеров. Основываясь на концепции броневой защиты, суда типа «Аметист» определялись бы как бронепалубные крейсера, поскольку они имели только бронированную палубу, тогда как британские суда типа «Кэмбрнэн» (1916) должны были считаться броненосными крейсерами, ибо у них была опоясывающая броневая защита вдоль ватерлинии и одна броневая палуба. Однако за два первых десятилетия XX века подобные определения вышли из употребления, и эти суда стали квалифицироваться как «легкие крейсера» в отличие от «линейных крейсеров».
С течением времени броненосные новые крейсера становились все более крупными, лучше вооруженными и более быстроходными, пока наконец не приблизились к категории «линейных крейсеров». Метод отличия «броненосных» крейсеров от «линейных» основывался исключительно на характере их вооружения точно так же, как у дредноутов и преддредноутов.
«Броненосный» крейсер, такой как «Леон Гамбетта» (1905), например, был вооружен 7,6-дюй- мовыми орудиями (194 мм) в двух сдвоенных поворотных башнях, расположенных одна на носу, другая на корме, шестнадцатью 4-дюймовыми (164 мм) орудиями в шести сдвоенных поворотных башнях и четырех казематах, и двадцатью четырьмя мелкими 1,8-дюймовыми (47 мм) пушками, тогда как «линейный» крейсер «Инвинсибл» (1908) имел восемь 12-дюймовых (305 мм) и шестнадцать 4-дюймовых (102 мм) орудий, вдвое превышая число н значительно превосходя калибр основных.орудий «Гамбетты» при одновременном сокращении количества артиллерии мелких калибров
В период между 1905 и 1922 гг. только немецкий, британский и японский военные флоты имелн линейные крейсера. В американском и русском флотах таковые находились на стапелях и не были закончены строительством - развитие кораблей этих флотов только начиналось.
Вашингтонский договор о разоружении на море, подписанный 6 февраля 1922 г., положил конец дальнейшему строительству линейных крейсеров и установил максимальный стандарт водоизмещения для крейсеров в 10 000 т и калибр орудий в 8 дюймов (203 мм), значительно ниже, чем водоизмещение и калибр орудий линейных крейсеров первой мировой войны. Лондонская конференция в феврале-апреле 1930 г. создала новую категорию крейсеров: легкий крейсер, который мог иметь на вооружении артиллерию калибра не более 6,1 дюйма (155 мм). К тяжелым крейсерам относились те, которые имели на борту 8-дюймовые орудия (203 мм) и водоизмещение 10000 т.
Наиболее выдающимися среди 10 000 т крейсеров были британские суда класса «Кент» (1928), итальянские класса «Тренто» (1929), французские класса «Дюкесн» (1928) и «Альжери» (1934), немецкие класса «Адмирал Хиппер» (1939), испанские крейсера типа «Канариас» (1936), японские типа «Тоне» (1938) и североамериканские типа «Нью Орлеане» (1934-1937).
Примерами легких крейсеров со стандартным водоизмещением 7000 т и вооруженных восемью 6-дюймовыми (152 мм) орудиями могут послужить французские суда типа «Ла Галисоньер» (1935), британские типа «Линдер» (1933), испанские «Принсипэ Альфонсо» (1927), итальянские типа «Монтекукколи» (1935), австралийский «Сидней» (1935) и северо-американский «Бруклин» (1938-1939). Это свидетельствует о том, что хотя Вашингтонский договор относился только к подписавшим его державам (США, Великобритания, Япония, Франция и Италия), военно- морские силы других стран, таких, как, например, Испания, также подчинились договоренностям, достигнутым на Лондонской конференции.
В период перед второй мировой войной и во время нее успехи в развитии морской авиации привели к строительству особого типа крейсеров, несущих в основном зенитное вооружение в виде большого числа скорострельных малокалиберных пушек. Примерами таких крейсеров ПВО являются британские суда класса «Дидо» (1940), вооруженные десятью 5,25-дюймовыми (133 мм) орудиями, американские типа «Атланта» (1941), имеющие на вооружении от двенадцати до шестнадцати 5-дюймовых (127 мм) орудий, и итальянские суда «Этна» и «Везувио», построенные немного позднее и вооруженные шестью 5,3-дюймовыми (135 мм) орудиями. Англия и Япония также переоборудовала прежние устаревшие легкие крейсера в суда противовоздушной обороны (ПВО). Для крейсеров, построенных между 1922 и 1945 гг. было весьма обычным иметь катапульты и один или два разведывательных самолета.
После второй мировой войны новые крейсера утратили свою роль разведывательных судов и судов быстрого нападения (перенятую у них авиацией) и оставили практику препятствования торговому судоходству (перенятую у них подводными лодками); теперь их участью было служить в качестве противовоздушных и противолодочных сил, особенно после введения ракет, пришедших на смену пушкам.
Переход от пушек к ракетам начался в 1953-1954 гг.; первоначально пусковые установки заменили некоторые или все орудийные башни на существовавших судах. Первыми боевыми единицами, осуществившими замену своих кормовых орудийных башен на пусковые ракетные установки, были американские тяжелые крейсера «Канберра» и «Бостон», но они все еще продолжали сохранять шесть 8-дюймовых (203 мм) орудий в двух строенных носовых башнях, а также свое противовоздушное вооружение из десяти 5-дюймовых (127 мм) и восьми 3-дюймо- вых (76 мм) пушек. Шесть легких крейсеров класса «Гэлвестон», итальянский крейсер «Джу- зеппе Гарибальди» и голландский «Де Зевен Про- винсиен» также подверглись подобной модификации. Американские крейсера «Олбани», «Чикаго» и «Коламбес», тем не менее, поменяли на пусковые установки как носовые, так и кормовые башни.
На судах, построенных после 1958-1959 гг., основное вооружение состояло уже не из стволовых орудий, но из ракет и из нескольких малокалиберных противовоздушных и противокорабельных пушек, как например, на американском «Лонг Бич» (1961), первом атомном крейсере, и на последующих американских судах, а также на русских крейсерах класса «Кинда», как и на многих судах недавней постройки.
Последним штрихом в развитии вооружения крейсеров стало применение вертолетов в качестве противолодочных средств. Это дало толчок к созданию вертолетоносных крейсеров.
Так же, как на первых крейсерах 1942-1945 гг. имелись катапульты для запуска разведывательных самолетов, на крейсерах, построенных после 1960 г., были оборудованы небольшие летные палубы, где вертолеты могли совершать посадку и подниматься в воздух.
Одними из первых крейсеров с вертолетными палубами были легкие крейсера Соединенных Штатов класса «Гэлвестон» (прежде «Кливленд»), вступившие в строй в 1924-1943 гг. и между 1956 и 1960 гг. переоборудованные в ракетные крейсера. В процессе этого переоборудования на судах убрали стоявшую прежде у них на корме катапульту, чтобы на ее месте устроить небольшую вертолетную палубу; вертолеты содержали внизу под ней, в ангаре. Французский крейсер «Кольбер» (1959), переоборудованный в ракетный крейсер в 1970-1972 гг., и американские суда типа «Олбани» (1946), переоборудованные в 1959-1962 гг., также были снабжены вертолетами без каких-либо заметных изменений и переделок.
Два из трех британских крейсеров типа «Тайгер» (1959-1961) были переоборудованы в вертолетоносцы между 1965 и 1972 гг. и имели большую кормовую надстройку, используемую в качестве ангара и взлетной палубы, как и почти все крейсера, предназначенные стать вертолето- носцами. Подобные ангары и взлетные площадки возникли также на британских судах класса «Девоншир» (1962-1964), итальянских типа «Анд- реа Дориа» (1964), американских типа «Белкнап» (1964) и «Тракстун» (1967) и на русских крейсерах класса «Креста» (1967).
Первоначальный комплект в один-два вертолета затем значительно увеличился. Итальянский «Витторио Венето», например, имеет девять машин; его ангар поэтому очень обширен, а взлетная площадка напоминает летную палубу. Крейсерами, у которых на сегодняшний день самые большие летные палубы, считаются русские «Москва» и «Ленинград» (1968-1969); их можно описывать как разделенные пополам: передняя часть является крейсером, а задняя — вертолетоносцем, поскольку она полностью занята взлетной площадкой.
Российские новые крейсера класса «Киев» представляют собой нечто среднее между вертолетоносным крейсером и авианосцем. У них имеется расположенная углом палуба, выступающая за корму в сторону, противоположную островной надстройке, (островная надстройка — центр управления полетами на авианосцах) и корабельное вооружение на носу. Эти суда, имея водоизмещение около 30 000 т, рассчитаны на операции как с вертолетами, так и с самолетами вертикального взлета и посадки.