суда разных флотов мира

История крейсеров - развитие кораблей от первых до новых крейсеров.

Aspose.Words.e328c42c-1859-482c-9aa6-bf20660d12a9.001История крейсеров - развитие кораблей от первых до новых крейсеров.

В разделе сайта, касавшимся линейных кораблей, мы упоминали, что первыми линкорами были французские плавучие батареи типа «Девастасьон», хотя обычно это определение сохраня­ется за двумя фрегатами «Глуар» и «Уоррио» (1860) Подобным же образом как утверждает история развития кораблей, что первым авианосцем был британский «Фыориес» (1917), а первой настоящей боевой подвод­ной лодкой был «Нарвал» (1900).

Значительно труднее определить, какие кораб­ли следует считать первыми крейсерами. Хотя нет никаких сомнений в том, что первыми воен­ными судами, относившимися к данному типу, была пятерка американских военных фрегатов класса «Уампаноаг», три из которых были за­кончены в 1867-1868 гг., тем не менее очень трудно проследить историю крейсеров и установить, какие именно из них были первыми крейсерами, выполнявшими функции новых крейсеров, даже если они в действительности не считались таковыми.

Кстати, стоит заметить, что многие парусные и паровые суда периода 1860—1880 гг., отнесен­ные в данной главе согласно истории крейсеров именно к крейсерам, в свое время классифицировались как винтовые бриги, винто­вые фрегаты, линейные корабли второго класса или линейные крейсера.

В мирное время в XVII—XVIII вв. задачей первых крейсеров было совершать дальние морские пу­тешествия, сопровождать караваны с награблен­ным добром и драгоценными товарами, возвра­щавшимися из колоний в свой родной порт, или грабить купеческие суда других стран. Во время войны из крейсеров формировались разведыва­тельные эскадры, чтобы отыскивать противника и сообщать его силы и местонахождение глав­ным соединениям своих боевых кораблей, следу­ющим на некоторой дистанции от них. Развитие кораблей продолжалось.

Приблизительно в 50-60 гг. XVI в. многие флоты снаряжали суда, специально предназна­ченные для разведки, защиты судоходства и для дальних морских путешествий: они назывались фрегатами. Эти фрегаты вовсе не обязательно были военными судами. Некоторые являлись со­бственностью британской, французской или гол­ландской Индийских компаний и использовались для защиты своих торговых конвоев от пиратов.

Первые суда, которые можно отнести к крей­серам — те самые пять винтовых фрегатов класса «Уампаноаг»,— были специально построены, что­бы охотиться за торговыми рейдерами, наруши­телями блокады в войне между Севером и Югом в Америке. В свою очередь они и сами успешно выступали в роли рейдеров на собственный страх и риск. Поэтому появление на свет крейсеров тесно связано не только с политическими собы­тиями, такими как Гражданская война в Амери­ке, но также и с технологическим фактором, а именно, с использованием силы пара. По сути ранние крейсера должны были иметь — во вся­ком случае, в расчетах своих конструкторов — паровую машину такой мощности, чтобы довес­ти скорость судна до восемнадцати узлов.

Все первые крейсера флота конфедератов обладали высокой скоростью, поскольку перед ними стоя­ла задача прорыва блокады, установленной севе­рянами, и были оснащены как парусами, так и паровым двигателем. Первые крейсера француз­ского, британского, итальянского и других воен­ных флотов также имели паруса и паровую ма­шину.

Как твердит история крейсеров - паруса давали возможность подобного рода судам совершать длительные переходы или нахо­диться долгое время в море в поисках противни­ка. Пар же сообщал им скорость, необходимую для погони за обнаруженными судами неприяте­ля, а также позволял им двигаться во время штиля, благодаря чему делал их независимыми от ветра.

Еще до французов флот Великобритании раз­делял свои новые крейсера по рангам, основываясь на их водоизмещении. Например, к крейсерам пер­вого ранга относились такие, как 5 782-тонный «Инкостант» (1869) и 6 075-тонный «Шах» (1876), тогда как 3 078-тонные «Эктив» и «Воладж» (1870) были крейсерами второго ранга. Декрет, изданный в 1871 г., классифицировал суда фран­цузского военного флота следующим образом: к первому рангу относились крейсера с водоизме­щением свыше 4 ООО т, ко второму рангу — с водоизмещением от 2 ООО до 4 ООО т, а к треть­ему рангу — суда с водоизмещением менее 2000 т. Согласно другому критерию, к крейсерам пер­вого ранга относились двухпалубные суда, ины­ми словами, фрегаты и палубные крытые корве­ты, ко второму рангу — крупные однопалубные, а третьему рангу — более мелкие однопалубные суда.

На основании декрета 1871 г. к крейсерам первого ранга во французском военном флоте были отнесены два 55 220-тонных винтовых фре­гата «Дюкесн» и «Турвиль» (1878), к крейсерам второго ранга — 3 189-тонный корвет «Дюгэ- Труэн» (1879), а 1 643-тонные корветы «Экле- рер» и «Риго де Женуйи» (1879) были отнесены к третьему рангу. В итальянском флоте подо­бных различий не было, и «Коломбо» (1876), «Америго Веспуччи» и «Флавио Гиойа» (1884) относились к классу разведывательных крейсе­ров.

Когда первые крейсера начинали строиться, к бортам фрегатов, корветов и других кораблей уже стали крепить стальную листовую обшивку, пре­вращая их таким образом в бронированные суда - развитие кораблей продолжалось. Эта распространилось и на новые крейсера, благодаря чему их борта также были защищены броней, хотя обычно на значительно меньшей площади, чем у броненосцев, т.е. они имели броневую обшивку в виде пояса, огибавшего судно по ва­терлинии. Образовавшиеся в результате этого «опоясанные» крейсера включали в свое число «Шэннон» (Великобритания, 1877), «Рюрик» (Рос­сия, 1895) и «Адмирал Нахимов» (Россия, 1888). «Шэннон» был также отнесен ко второму рангу, потому что у него наряду с «поясом» была и бронированная главная артиллерийская башня — центральный пульт управления артиллерийским огнем и передвижениями судна во время боя, тогда как британские суда «Нортхэмптон» и «Нел- сон» (1879), отнесенные к «крейсерским броне­носцам», имели только бронированный пояс и палубу. Французские «Дюгеслен», «Вобан», «Баярд» и «Тюрэнн» (1886) с бронированным поя­сом и палубой получили ту же классификацию.

Около 1890 г. согласно истории крейсеров в классификацию вошли понятия «бронепалубный крейсер» и «броненосный крейсер». Эти определения зависели от характе­ра брони: к «бронепалубным» крейсерам относи­лись те, у кого не было бортовой брони, а толь­ко бронированная палуба в виде так называемо­го «черепашьего панциря», иначе именуемого «за­щитной палубой», а к «броненосным» — те, кто имел бортовую броню: либо только опоясывав­шую судно по ватерлинии, либо также и брони­рованную главную башню, — в сочетании с бронированной палубой.

Первой страной, применившей броненосные первые крейсера, обычно считается Россия со своими «Генералом-адмиралом» и «Герцогом Эдинбургс­ким» (1875), у которых были броневой пояс и бронированная главная башня, но палуба не была защищена броней, тогда как следующее судно, «Рюрик», имело уже и защищенную палубу. После «Генерала-адмирала» первыми крейсерами с горизонтальной и вертикальной броневой за­щитой были, по всей видимости, четыре фран­цузских крейсера класса «Дюгеслен» (1886). У них был броневой пояс и бронированная палу­ба. Тем не менее, в свое время они определя­лись как «крейсерские броненосцы». Эти суда с опоясывающей броневой защитой могут быть от­несены к малым линейным кораблям, или ли­нейным кораблям второго ранга для дальних морских операций. Лишь впоследствии суда ста­ли сочетать бортовую и палубную броню с вы­сокой (крейсерской) скоростью и длительным вре­менем пребывания в свободном плавании: фран­цузский «Дюпюи де Лом», например, вступив­ший в строй в 1893 г., имел и броневой пояс и защитную палубу. Несколько более поздних бро­неносных крейсеров, таких, как немецкий «Фюрст Бисмарк» (1900), французский «Жанн д'Арк» (1903), итальянский «Джузеппе Гарибальди» (1901) и другие, также имели защиту на второй палубе.

Британия была первой морской державой, ко­торая стала строить «защищенные» крейсера. Прототипом таковых явилась «Эсмеральда», пос­троенная Армстронгом для чилийского флота и вступившая в строй 15 июля 1884 г. Но еще в 1879 г. британские военно-морские силы вклю­чили в свой состав девять крейсеров третьего ранга класса «Комус» с 1,4-дюймовой (38 мм) частично бронированной палубой, которая хоть и не являлась настоящей защитной палубой, но тем не менее выполняла ту же функцию для части корпуса над машиной и котельным поме­щением.

За «Эсмеральдой» последовали два бронепа­лубных крейсера «Атланта» и «Бостон», вклю­ченные в состав военно-морского флота Соеди­ненных Штатов 19 июля 1886 г и имевшие броневую защитную палубу в 1,2 дюйма (33 мм) толщиной. В апреле 1887 г. итальянский флот получил свой первый бронепалубный крейсер «Догали», а в августе 1889 г. и второй, «Пьемон­те», оба построенные на верфях Армстронга в Великобритании. Первым защищенным крейсером во французском флоте был «Таж», первоначаль­но оснащенный мачтами и парусами и вступив­ший в строй в декабре 1890 г., а немецкий военный флот первым украсил «Гефион» (1894).

Прогресс в конструкции паровых машин при­вел к тому, что паровые двигатели возвратно- поступательного действия уступили место тур­бинам, впервые испытанным в Великобритании на крейсере «Аметист», вступившем в строй 17 марта 1905 г. Независимо от характера защит­ной брони турбинные крейсера, построенные между 1905 и 1922 гг., относились к классу лег­ких крейсеров. Основываясь на концепции бро­невой защиты, суда типа «Аметист» определя­лись бы как бронепалубные крейсера, поскольку они имели только бронированную палубу, тогда как британские суда типа «Кэмбрнэн» (1916) должны были считаться броненосными крейсера­ми, ибо у них была опоясывающая броневая защита вдоль ватерлинии и одна броневая палу­ба. Однако за два первых десятилетия XX века подобные определения вышли из употребления, и эти суда стали квалифицироваться как «лег­кие крейсера» в отличие от «линейных крейсе­ров».

С течением времени броненосные новые крейсера становились все более крупными, лучше воору­женными и более быстроходными, пока наконец не приблизились к категории «линейных крейсе­ров». Метод отличия «броненосных» крейсеров от «линейных» основывался исключительно на ха­рактере их вооружения точно так же, как у дред­ноутов и преддредноутов.

«Броненосный» крейсер, такой как «Леон Гамбетта» (1905), например, был вооружен 7,6-дюй- мовыми орудиями (194 мм) в двух сдвоенных поворотных башнях, расположенных одна на носу, другая на корме, шестнадцатью 4-дюймовыми (164 мм) орудиями в шести сдвоенных поворот­ных башнях и четырех казематах, и двадцатью четырьмя мелкими 1,8-дюймовыми (47 мм) пуш­ками, тогда как «линейный» крейсер «Инвинсибл» (1908) имел восемь 12-дюймовых (305 мм) и шест­надцать 4-дюймовых (102 мм) орудий, вдвое превышая число н значительно превосходя ка­либр основных.орудий «Гамбетты» при одновре­менном сокращении количества артиллерии мел­ких калибров

В период между 1905 и 1922 гг. только не­мецкий, британский и японский военные флоты имелн линейные крейсера. В американском и русском флотах таковые находились на стапелях и не были закончены строительством - развитие кораблей этих флотов только начиналось.

Вашингтонский договор о разоружении на море, подписанный 6 февраля 1922 г., положил конец дальнейшему строительству линейных крей­серов и установил максимальный стандарт водо­измещения для крейсеров в 10 000 т и калибр орудий в 8 дюймов (203 мм), значительно ниже, чем водоизмещение и калибр орудий линейных крейсеров первой мировой войны. Лондонская конференция в феврале-апреле 1930 г. создала новую категорию крейсеров: легкий крейсер, ко­торый мог иметь на вооружении артиллерию ка­либра не более 6,1 дюйма (155 мм). К тяжелым крейсерам относились те, которые имели на борту 8-дюймовые орудия (203 мм) и водоизмещение 10000 т.

Наиболее выдающимися среди 10 000 т крей­серов были британские суда класса «Кент» (1928), итальянские класса «Тренто» (1929), французс­кие класса «Дюкесн» (1928) и «Альжери» (1934), немецкие класса «Адмирал Хиппер» (1939), ис­панские крейсера типа «Канариас» (1936), япон­ские типа «Тоне» (1938) и североамериканские типа «Нью Орлеане» (1934-1937).

Примерами легких крейсеров со стандартным водоизмещением 7000 т и вооруженных восемью 6-дюймовыми (152 мм) орудиями могут послу­жить французские суда типа «Ла Галисоньер» (1935), британские типа «Линдер» (1933), испан­ские «Принсипэ Альфонсо» (1927), итальянские типа «Монтекукколи» (1935), австралийский «Сидней» (1935) и северо-американский «Брук­лин» (1938-1939). Это свидетельствует о том, что хотя Вашингтонский договор относился толь­ко к подписавшим его державам (США, Великоб­ритания, Япония, Франция и Италия), военно- морские силы других стран, таких, как, напри­мер, Испания, также подчинились договореннос­тям, достигнутым на Лондонской конференции.

В период перед второй мировой войной и во время нее успехи в развитии морской авиации привели к строительству особого типа крейсе­ров, несущих в основном зенитное вооружение в виде большого числа скорострельных малока­либерных пушек. Примерами таких крейсеров ПВО являются британские суда класса «Дидо» (1940), вооруженные десятью 5,25-дюймовыми (133 мм) орудиями, американские типа «Атлан­та» (1941), имеющие на вооружении от двенад­цати до шестнадцати 5-дюймовых (127 мм) ору­дий, и итальянские суда «Этна» и «Везувио», построенные немного позднее и вооруженные шестью 5,3-дюймовыми (135 мм) орудиями. Ан­глия и Япония также переоборудовала прежние устаревшие легкие крейсера в суда противовоз­душной обороны (ПВО). Для крейсеров, постро­енных между 1922 и 1945 гг. было весьма обыч­ным иметь катапульты и один или два разведы­вательных самолета.

После второй мировой войны новые крейсера утра­тили свою роль разведывательных судов и судов быстрого нападения (перенятую у них авиацией) и оставили практику препятствования торговому судоходству (перенятую у них подводными лод­ками); теперь их участью было служить в качес­тве противовоздушных и противолодочных сил, особенно после введения ракет, пришедших на смену пушкам.

Переход от пушек к ракетам начался в 1953-1954 гг.; первоначально пусковые установ­ки заменили некоторые или все орудийные баш­ни на существовавших судах. Первыми боевыми единицами, осуществившими замену своих кор­мовых орудийных башен на пусковые ракетные установки, были американские тяжелые крейсе­ра «Канберра» и «Бостон», но они все еще про­должали сохранять шесть 8-дюймовых (203 мм) орудий в двух строенных носовых башнях, а также свое противовоздушное вооружение из десяти 5-дюймовых (127 мм) и восьми 3-дюймо- вых (76 мм) пушек. Шесть легких крейсеров класса «Гэлвестон», итальянский крейсер «Джу- зеппе Гарибальди» и голландский «Де Зевен Про- винсиен» также подверглись подобной модифи­кации. Американские крейсера «Олбани», «Чика­го» и «Коламбес», тем не менее, поменяли на пусковые установки как носовые, так и кормо­вые башни.

На судах, построенных после 1958-1959 гг., основное вооружение состояло уже не из ство­ловых орудий, но из ракет и из нескольких малокалиберных противовоздушных и противокора­бельных пушек, как например, на американском «Лонг Бич» (1961), первом атомном крейсере, и на последующих американских судах, а также на русских крейсерах класса «Кинда», как и на многих судах недавней постройки.

Последним штрихом в развитии вооружения крейсеров стало применение вертолетов в качес­тве противолодочных средств. Это дало толчок к созданию вертолетоносных крейсеров.

Так же, как на первых крейсерах 1942-1945 гг. име­лись катапульты для запуска разведывательных са­молетов, на крейсерах, построенных после 1960 г., были оборудованы небольшие летные палубы, где вертолеты могли совершать посадку и поднимать­ся в воздух.

Одними из первых крейсеров с вертолетными палубами были легкие крейсера Соединенных Штатов класса «Гэлвестон» (прежде «Кливленд»), вступившие в строй в 1924-1943 гг. и между 1956 и 1960 гг. переоборудованные в ракетные крейсера. В процессе этого переоборудования на судах убрали стоявшую прежде у них на корме катапульту, чтобы на ее месте устроить неболь­шую вертолетную палубу; вертолеты содержали внизу под ней, в ангаре. Французский крейсер «Кольбер» (1959), переоборудованный в ракет­ный крейсер в 1970-1972 гг., и американские суда типа «Олбани» (1946), переоборудованные в 1959-1962 гг., также были снабжены вертоле­тами без каких-либо заметных изменений и пе­ределок.

Два из трех британских крейсеров типа «Тай­гер» (1959-1961) были переоборудованы в вертолетоносцы между 1965 и 1972 гг. и имели боль­шую кормовую надстройку, используемую в ка­честве ангара и взлетной палубы, как и почти все крейсера, предназначенные стать вертолето- носцами. Подобные ангары и взлетные площадки возникли также на британских судах класса «Девоншир» (1962-1964), итальянских типа «Анд- реа Дориа» (1964), американских типа «Белкнап» (1964) и «Тракстун» (1967) и на русских крей­серах класса «Креста» (1967).

Первоначальный комплект в один-два верто­лета затем значительно увеличился. Итальянс­кий «Витторио Венето», например, имеет девять машин; его ангар поэтому очень обширен, а взлетная площадка напоминает летную палубу. Крейсерами, у которых на сегодняшний день самые большие летные палубы, считаются рус­ские «Москва» и «Ленинград» (1968-1969); их можно описывать как разделенные пополам: пе­редняя часть является крейсером, а задняя — вертолетоносцем, поскольку она полностью за­нята взлетной площадкой.

Российские новые крейсера класса «Киев» представ­ляют собой нечто среднее между вертолетоносным крейсером и авианосцем. У них имеется расположенная углом палуба, выступающая за кор­му в сторону, противоположную островной над­стройке, (островная надстройка — центр управ­ления полетами на авианосцах) и корабельное вооружение на носу. Эти суда, имея водоизме­щение около 30 000 т, рассчитаны на операции как с вертолетами, так и с самолетами верти­кального взлета и посадки.