Конвойные авианосцы мира
Постоянные нападения в Атлантике немецких подводных лодок на американские конвои и торговые суда — с целью не дать им достичь Англии — убедили британский и американский ВМФ в необходимости сопровождать конвои авианосными судами . К аналогичному решению пришли в японском ВМФ — дабы обеспечить безопасность своих судов в Тихом океане.
Конвойные авианосцы мира
Обычно конвойные авианосцы мира представляли собой бывшие торговые суда, снабженные взлетной палубой, ангаром и несколькими зенитными орудиями. Впрочем, корабли этого типа строились и по заказу; в 1943 г. в одних только Соединенных Штатах сошло со стапелей шестьдесят девять авианосцев сопровождения — пятьдесят типа «Анцио» и девятнадцать типа «Ком- менсмент Бэй» (или «Блок Айленд»).
Первыми авианосцами этого типа были американский «Лонг Айленд» и британский «Одэси- ти»; их строительство завершилось в июне 1941 г. На «Лонг Айленде» взлетная палуба простиралась на всю длину судна. И «Лонг Айленд», и «Одэсити» оборудовались дизельными двигательными установками, так что надобности в трубах, как таковых, в общем-то и не было — продукты сгорания выпускались через выходные отверстия вдоль бортов под взлетной палубой. Обычно на этих авианосцах размещался двадцать-двадцать один самолет и устанавливалось одно-два орудия.
Затем аналогичной реконструкции подверглись еще пять торговых судов, и четыре из получившихся авианосцев были переправлены в Англию. Эти корабли обозначались от ВАУО-1 до ВАУО-5 и назывались соответственно «Арчер», «Эвенд- жер», «Байтер», «Дэшер», «Чарджер». Последний, под обозначением СУЕ-30, остался в Соединенных Штатах; вместо него в Англию отправился в 1943 г. «Трэккер». На этих кораблях устанавливался небольшой «остров» по правому борту и дизельная двигательная установка. В конце войны «Байтер» был передан Франции, где и переименован в «Диксмюд».
В начале 1942 г. ВМФ США закупил у торгового флота еще двадцать пять судов и переоборудовал в конвойные авианосцы мира. Из них у двадцати одного корабля была двигательная установка с одним гребным винтом; одиннадцать кораблей принадлежали к типу «Боуг». Восемь авианосцев были переданы Великобритании как корабли типа «Бэттлер». Более быстроходные корабли, с двигательной установкой на два гребных винта (бывшие танкеры), составили тип «Суони».
У авианосцев типов «Боуг» и «Бэттлер» взлетная палуба имела размеры 441,92 x 81,03 фута (134,7 х 24,7 м), с небольшим «островом» по правому борту, двумя подъемниками и одной катапультой; внешних труб не было — поперечный вытяжной канал проходил под взлетной палубой. На этих кораблях размещалось по тридцать самолетов, а вооружение их состояло из двух 5-дюймовых (127 мм) орудий и шестнадцати 1,5-дюймовых (40 мм) зенитных автоматов. Авианосцы типа «Боуг» пошли на слом в 1960 г. Что касается кораблей типа «Суони», то внешне они не очень сильно отличались от авианосцев типа «Боуг», только самолетов на них размещалось не тридцать, а тридцать пять. После войны один из них — «Сэнгамон» был возвращен торговому флоту и снова стал нефтяным танкером
Пятьдесят авианосцев сопровождения типа «Анцио» (от СУЕ-55 до СУЕ-104) были первыми авианосцами сопровождения, построенными на заказ. Выполняла заказ компания «Кайзер», причем с выдающейся оперативностью — в течение года. У типа «Анцио» взлетная палуба простиралась вдоль всей длины корпуса, оборудовалась двумя подъемниками и катапультой; небольшой «остров» устанавливался справа. Дым от паровых котлов выпускался через две очень низкие трубы, установленные по правому краю взлетной палубы на значительном расстоянии друг от друга. Двигательная установка состояла из двух поршневых двигателей на два гребных винта и позволяла развивать скорость до 19,5 узла. На них размещалось по тридцать самолетов, а вооружение состояло из одного 5- дюймового (127 мм) орудия и двадцати четырех автоматов. Корабли типа «Анцио» пошли на слом в 1960 г. В 1955 г. значительное количество конвойных авианосцев стало вертолетоносцами сопровождения, но это не повлекло за собой никакой модификации, так как срок службы этих кораблей давно истек.
Последними американскими конвойными авианосцами были девятнадцать кораблей типа «Блок Айленд», из которых реально сошли со стапелей только одиннадцать; три из них вошли в состав флота уже в конце 1944 г.—начале 1945 г. На них устанавливались турбинные двигатели на два гребных винта, и вообще эти корабли сильно напоминали тип «Суони». После реконструкции 1957-1959 гг. «Блок Айленд» стал десантным вер- толетоносцем (обозначение 1-РН-1), но на вооружение принят в этом качестве так и не был, а в 1959 г. пошел на слом.
Что касается британских конвойных авианос- цев, то небезынтересно отметить «Кэмпениа», бывшее судно-рефрижератор, оборудованное дизельной двигательной установкой на два гребных винта. Самой примечательной конструктивной особенностью этого корабля было то, что выходные отверстия для продуктов сгорания находились не под взлетной палубой, а чуть выше ватерлинии и при этом имели прямоугольную форму.
В японском ВМФ было пять кораблей, классифицированных как конвойные авианосцы. Первые три, «Тайо», «Чуйо» «Уньё», до войны являлись торговым судами и были реквизированы флотом в сентябре 1941 г., мае и ноябре 1942 г. соответственно. Их взлетная палуба имела размеры 557,9 х 76,96 фута (170,05 х 23,46 м) и оборудовалась двумя подъемниками. «Острова» на этих кораблях не устанавливались; выделялась только дымовая труба у правого борта с выходным отверстием, направленным вовне и вниз.
Вооружение «Тайо» состояло из восьми 5-дюй- мовых (127 мм) зенитных орудий, а также пулеметов, число которых с первоначальных восьми было увеличено сначала до двадцати четырех, а потом до шестидесяти четырех. Эти корабли могли развивать скорость до 21 узла, а самолетов на них размещалось по двадцать семь. Во время войны все он были потоплены.
Четвертый японский конвойный авианосец, «Синьё», сооруженный на основе немецкого океанского лайнера «Шарнхорст», поступил на вооружение в декабре 1943 г. Его взлетная палуба также была совершенно гладкой, а дымовая труба размещалась у правого борта и выпускала дым вовне и вниз. Вооружение «Синьё» состояло из четырех спаренных 5-дюймовых (127 мм) орудий и пятидесяти пулеметов. Из тридцати трех размешавшихся на борту «Синьё» самолетов только двадцать семь находились на боевом дежурстве, а еще шесть — в полуразобранном состоянии. 17 ноября 1944 г. «Синьё» был потоплен в Китайском море.
Последний японский конвойный авианосец, «Кайо», некогда был пассажирским судном «Аргентина мару»; в состав ВМФ принят в ноябре 1943 г. Имея водоизмещение 16 748 т, это был самый маленький конвойный авианосец в японском МФ, но ни конструктивно, ни вооружением он практически не отличался от остальных. Потоплен «Кайо» был 10 августа 1945 г.
В японском ВМФ были еще два корабля со взлетными палубами, отнесенные к разряду не конвойных авианосцев, а торговых авианосных судов, типа британского «Анкилуса». Существенное конструктивное отличие от конвойных авианосцев заключалось в том, что торговые авианосные суда не оборудовались ангаром и самолеты постоянно размещались на палубе, под небольшим навесом. Эти два корабля назывались «Отакисан Мару» и «Симане Мару»; они несли по двенадцать самолетов и оборудовались одним подъемником. «Отакисан Мару» был потоплен, даже не успев войти в состав ВМФ, а «Симане Мару» был отправлен на дно 24 июля 1945 г., прослужив всего два месяца. Еще два аналогичных корабля, «Тигуса Мару» и «Ямасио Мару», не оборудованные ни ангарами, ни подъемниками, были заложены на верфях, но со стапелей так и не сошли.
К совершенно отдельному подвиду следует отнести американские колесные пароходы типа «Грэйт Лэйкз», на которые в тренировочных целях устанавливалась взлетная палуба. Ангаров на таких кораблях не было, приписанные к ним самолеты базировались на берегу. Поэтому даже обозначались эти корабли не СУ, а смешанным символом IX.