Линкор - Дредноут 1905—1925 годов.
Первым кораблем, построенным в соответствии с этими идеями, был британский Дредноут 1905 г. Тогда как корабль, описанный Куниберти в издании «Джейнс Файтинг Шипе» 1903 г., имел на вооружении 12х305-мм орудий в четырех спаренных и четырех одиночных башнях, — на «Дредноуте» было всего десять орудий в пяти спаренных башнях. Внешний вид корабля оставался таким же, как у пре-дредноутов, которые, однако, имели две крупнокалиберные башни: одна впереди и одна позади центральной надстройки. Вдобавок к двум (передней и задней) башням на «Дредноуте» стояла вторая задняя башня на центральной линии и две в средней части корабля, расположенные симметрично между двумя дымовыми трубами. В этой первой версии какая бы то ни была среднекалиберная артиллерия практически отсутствовала. Имелось только 23х76-мм антиторпедных орудия. Симметричное расположение крупнокалиберных башен особой популярностью не пользовалось. Примерами могут служить четыре немецких линкора типа «Нассау» (1908), имевшие на вооружении 12х280-мм орудий в шести спаренных башнях: одна впереди, одна сзади и четыре башни в средней части корабля симметрично по бортам. Среднекалиберное вооружение этих судов состояло из 12x150 мм орудий в казематах в центральной цитадели. Другими образцами линкоров с башнями, расположенными симметрично оси корабля, были французские «Жан Бар», «Пари» и «Курбэ» (1911) водоизмещением 25 850 т в сравнении с 17 900 т «Дредноута» и 18 500 т «Нассау». Основное вооружение насчитывало 12х305-мм орудий в шести спаренных башнях (две впереди, две сзади на центральной линии и две бок о бок между двумя — из трех — дымовыми трубами корабля). Две трубы находились рядом впереди, одна сзади. Второстепенное вооружение состояло из 22х138-мм орудий в казематах: из них восемнадцать на уровне главной палубы и четыре на галерейной палубе.
Не стоит забывать, что симметричное расположение башен в середине корабля уже использовалось французским флотом на пре-дредноутах «Мажента» и «Жорегиберри».
На остальных судах башни тоже находились в средней части, но располагались не симметрично: бразильский «Минас Жераис» и «Сан Пауло», построенные в Англии в 1908 г., и испанские суда типа «Эспанья», построенные в Эль-Феррол в 1912 г. Башни более поздних линкоров располагались диагонально, как на старых «Дуилио» и «Инфлексибле» (1876). Основное вооружение бразильских судов состояло из 12х305-мм орудий в шести спаренных башнях. Испанские корабли имели на вооружении 8х305-мм орудий в четырех спаренных башнях, две центральные располагались симметрично, башни у правого борта находились немного впереди. Среднекалиберные орудия размещались в казематах на галерейной палубе и в центральной цитадели.
Британские корабли копировались различными флотами, и между 1905 и 1920 г. было построено множество линкоров типа дредноут. Обычно их основное вооружение составляли восемь или двенадцать орудий калибром от 280 до 406 мм.
Американские линкоры типа «Саут Каролина» (1908) имели на вооружении 8х305-мм орудий в четырех спаренных башнях. Британские типа «Куин Элизабет» (1913) и пять типа «Резолюшен» (1915) имели тоже восемь орудий, правда большего калибра (381 мм). На американских кораблях типа «Уэст Вирджиния» (1921) и двух япон
ских типа «Нагато» (1919) калибр увеличился до 406 мм.
Увеличение числа крупнокалиберных орудий проходило в двух направлениях: первое пыталось сохранить спаренные башни и увеличить их число, второе — оставить четыре башни, но сделать их строенными. Британские корабли типа «Кинг Джордж V» (1911) имели пять спаренных башен 343-мм калибра; немецкие типа «Кёниг» (1913) — пять спаренных 305-мм башен, а французские «Бретань» — пять спаренных 340-мм башен. Расположение этих башен было следующим: две впереди, две сзади и одна посредине, либо за дымовыми трубами, как на «Кинге Джордже V», или между дымовыми трубами, как на «Кёниге» и «Бретани».
Американские «Арканзас» и «Уайоминг» имели 6х305-мм спаренных башен; японские «Ямаси- ро» и «Фусо» (1911) — такое же количество с 356-мм орудиями. И наконец появился британский «Эджинкорт» (1913) с семью 305-мм спаренными башнями — корабль со сложным расположением башен, одни из которых находились
выше, а другие ниже, чтобы не мешать друг другу вести огонь.
Все еще сохраняя четыре башни, итальянский «Данте АЛигьери» (1910), четыре русских корабля типа «Гангут» (1911), четыре австрийских типа «Вирибус Юнитис» (1911) и четыре русских типа «Император Александр III» (1914) — все имели на вооружении 12х305-мм орудий, в то время как американские «Пенсильвания», «Аризона» (1915), «Нью Мексико», «Миссисипи», «Айдахо» (1917), «Теннесси» и «Калифорния» (1919) — 12х356-мм орудий.
Смешанное вооружение в спаренных и строенных башнях было применено на итальянском «Конте ди Кавур» (1911), который имел 13х305-мм орудий в трех строенных и двух спаренных башнях. Одна строенная и одна спаренная находились впереди, аналогичная пара сзади и третья строенная — в середине между двумя дымовыми трубами.
Следует подчеркнуть, что в отличие от линкоров мировых флотилий, которые в отношении мачт следовали единой концепции (мачты на дредноутах обычно были треногими) и имели нормальные турбинные установки, на американских линейных кораблях стояли необычные ажурные решетчатые мачты, как на судах типа «Арканзас», «Пенсильвания» и «Нью Мексико». Что касается силовых установок, то только американские линкоры, начиная с «Нью Мексико» и «Теннесси», имели турбоэлек- трические агрегаты. На этих кораблях гребные винты приводились в движение электрическими моторами переменного тока, питавшимися от генераторов, работавших от паровых турбин. У «Нью Мексико» и «Уэст Вирджинии» было четыре гребных винта и поэтому четыре мотора.