Линкор - Дредноут 1905—1925 годов. | Мировой флот
суда разных флотов мира

Линкор - Дредноут 1905—1925 годов.

Первым кораблем, построенным в соответст­вии с этими идеями, был британский Дредно­ут 1905 г. Тогда как корабль, описанный Куниберти в издании «Джейнс Файтинг Шипе» 1903 г., имел на вооружении 12х305-мм орудий в четырех спаренных и четырех одиночных баш­нях, — на «Дредноуте» было всего десять ору­дий в пяти спаренных башнях. Внешний вид корабля оставался таким же, как у пре-дредноутов, которые, однако, имели две крупнокали­берные башни: одна впереди и одна позади цен­тральной надстройки. Вдобавок к двум (передней и задней) башням на «Дредноуте» стояла вторая задняя башня на центральной линии и две в средней части корабля, расположенные симмет­рично между двумя дымовыми трубами. В этой первой версии какая бы то ни была среднекали­берная артиллерия практически отсутствовала. Имелось только 23х76-мм антиторпедных орудия. Симметричное расположение крупнокалиберных башен особой популярностью не пользовалось. Примерами могут служить четыре немецких линкора типа «Нассау» (1908), имевшие на воору­жении 12х280-мм орудий в шести спаренных баш­нях: одна впереди, одна сзади и четыре башни в средней части корабля симметрично по бортам. Среднекалиберное вооружение этих судов состо­яло из 12x150 мм орудий в казематах в цен­тральной цитадели. Другими образцами линкоров с башнями, расположенными симметрично оси корабля, были французские «Жан Бар», «Па­ри» и «Курбэ» (1911) водоизмещением 25 850 т в сравнении с 17 900 т «Дредноута» и 18 500 т «Нассау». Основное вооружение насчитывало 12х305-мм орудий в шести спаренных башнях (две впереди, две сзади на центральной линии и две бок о бок между двумя — из трех — ды­мовыми трубами корабля). Две трубы находи­лись рядом впереди, одна сзади. Второстепенное вооружение состояло из 22х138-мм орудий в ка­зематах: из них восемнадцать на уровне главной палубы и четыре на галерейной палубе.

Не стоит забывать, что симметричное распо­ложение башен в середине корабля уже исполь­зовалось французским флотом на пре-дредноутах «Мажента» и «Жорегиберри».

На остальных судах башни тоже находились в средней части, но располагались не симмет­рично: бразильский «Минас Жераис» и «Сан Пауло», построенные в Англии в 1908 г., и ис­панские суда типа «Эспанья», построенные в Эль-Феррол в 1912 г. Башни более поздних линкоров располагались диагонально, как на старых «Дуилио» и «Инфлексибле» (1876). Основное воору­жение бразильских судов состояло из 12х305-мм орудий в шести спаренных башнях. Испанские корабли имели на вооружении 8х305-мм орудий в четырех спаренных башнях, две центральные рас­полагались симметрично, башни у правого борта находились немного впереди. Среднекалиберные ору­дия размещались в казематах на галерейной палу­бе и в центральной цитадели.

Британские корабли копировались различными флотами, и между 1905 и 1920 г. было построе­но множество линкоров типа дредноут. Обычно их основное вооружение составляли восемь или двенадцать орудий калибром от 280 до 406 мм.

Американские линкоры типа «Саут Каролина» (1908) имели на вооружении 8х305-мм орудий в четырех спаренных башнях. Британские типа «Куин Элизабет» (1913) и пять типа «Резолюшен» (1915) имели тоже восемь орудий, правда боль­шего калибра (381 мм). На американских кораб­лях типа «Уэст Вирджиния» (1921) и двух япон­

ских типа «Нагато» (1919) калибр увеличился до 406 мм.

Увеличение числа крупнокалиберных орудий проходило в двух направлениях: первое пыта­лось сохранить спаренные башни и увеличить их число, второе — оставить четыре башни, но сделать их строенными. Британские корабли типа «Кинг Джордж V» (1911) имели пять спаренных башен 343-мм калибра; немецкие типа «Кёниг» (1913) — пять спаренных 305-мм башен, а фран­цузские «Бретань» — пять спаренных 340-мм ба­шен. Расположение этих башен было следующим: две впереди, две сзади и одна посредине, либо за дымовыми трубами, как на «Кинге Джорд­же V», или между дымовыми трубами, как на «Кёниге» и «Бретани».

Американские «Арканзас» и «Уайоминг» име­ли 6х305-мм спаренных башен; японские «Ямаси- ро» и «Фусо» (1911) — такое же количество с 356-мм орудиями. И наконец появился британс­кий «Эджинкорт» (1913) с семью 305-мм спарен­ными башнями — корабль со сложным располо­жением башен, одни из которых находились

выше, а другие ниже, чтобы не мешать друг другу вести огонь.

Все еще сохраняя четыре башни, итальянс­кий «Данте АЛигьери» (1910), четыре русских корабля типа «Гангут» (1911), четыре австрийс­ких типа «Вирибус Юнитис» (1911) и четыре рус­ских типа «Император Александр III» (1914) — все имели на вооружении 12х305-мм орудий, в то время как американские «Пенсильвания», «Аризона» (1915), «Нью Мексико», «Миссисипи», «Айдахо» (1917), «Теннесси» и «Калифорния» (1919) — 12х356-мм орудий.

Смешанное вооружение в спаренных и стро­енных башнях было применено на итальянском «Конте ди Кавур» (1911), который имел 13х305-мм орудий в трех строенных и двух спаренных баш­нях. Одна строенная и одна спаренная находи­лись впереди, аналогичная пара сзади и третья строенная — в середине между двумя дымовы­ми трубами.

Следует подчеркнуть, что в отличие от линко­ров мировых флотилий, которые в отношении мачт следовали единой концепции (мачты на дредноутах обычно были треногими) и имели нормальные тур­бинные установки, на американских линейных ко­раблях стояли необычные ажурные решетчатые мачты, как на судах типа «Арканзас», «Пенсильва­ния» и «Нью Мексико». Что касается силовых ус­тановок, то только американские линкоры, начиная с «Нью Мексико» и «Теннесси», имели турбоэлек- трические агрегаты. На этих кораблях гребные винты приводились в движение электрическими моторами переменного тока, питавшимися от генераторов, ра­ботавших от паровых турбин. У «Нью Мексико» и «Уэст Вирджинии» было четыре гребных винта и поэтому четыре мотора.