Линкор - Супердредноут 1935—1945 годов.
Заключительный этап развития линкоров привел к постройке супердредноутов. В 1930-1932 гг., по истечении условий Вашингтонского договора, устанавливавшего десятилетние «военно-морские каникулы», Франция заложила «Дюнкерк» и «Страсбург». Затем Италия построила супердредноут «Литторио» и «Витторио Венето», в 1935-1936 гг. подошла очередь для немецких «Шарнхорста» и «Гнейзенау». Британия взялась за строительство супердредноутов в 1937 г., начав с пяти кораблей типа «Кинг ДжорджУ». В 1938 г. появились американские корабли типа «Норт Каролина», за которыми последовали «Саут Дакота». В 1937 г. японский флот заложил два линкора «Ямато» и «Мусаси», которые с водоизмещением в 72 900 т были самыми крупными в мире. В то время как основные морские державы придерживались водоизмещения 35 ООО т — предела, установленного Вашингтонским договором, — японцы в марте 1934 г. пренебрегли им и построили линкоры водоизмещением, вдвое превышавшим допустимое. Более того, они были единственными, кто оборудовал свои корабли 460-мм орудиями, в то время как лимит калибра, на основании договора, равнялся 406 мм, что признавали все остальные державы.
Линкор - Супердредноут 1935—1945 годов.
Будет уместным заметить, что лимит в 35 000 т. относился к стандартному водоизмещению, т. е. без учета запасов топлива и воды для котлов. Полное водоизмещение итальянских судов типа «Литторио» составляло 45 963 т. Учитывая 4 000 т. на топливо, стандартное водоизмещение получалось около 40 000 т. Предназначенные для Средиземноморья, они практически имели относительно небольшой запас топлива. Полное водоизмещение немецких кораблей дальнего действия типа «Бисмарк» составляло 50 900 т, что на 6 700 т превышало лимит.
Типичными характеристиками супердредноутов были высокая скорость, мощное бронирование, экстенсивная подводная защита и сравнительно малое количество башен (обычно их было три, но с большим числом орудий). Скорость колебалась от 27 до 33 узлов. Самыми медленными были японские «Ямато», за которыми следовали британские «Кинг Джордж V» (27,5 узлов) и американские «Норт Каролина» и «Алабама» (28 узлов). Французские «Дюнкерк», немецкие «Бисмарк» и британские «Вангуард» развивали скорость 29 узлов. Итальянские «Литторио» и фран цузские «Ришелье» выдавали 30 узлов, а немецкие «Шарнхорст» — 31,5 узлов. Самыми быстрыми были американские корабли типа «Айова» (или «Миссури»), которые благодаря сверхмощной (212 700 л. с. на валу) силовой установке развивали скорость 33 узла, даже несмотря на водоизмещение 57 216 т. «Ямато», имея водоизмещение 72 ООО т, имели мощность силовых установок, равную 150 ООО л. с.
Два британских линкора «Нелсон» и «Родни», вступившие в строй в 1927 г., и имевшие на вооружении 9х406-мм орудий, все еще следует считать дредноутами, потому что они были спроектированы на основе общих представлений, действующих в 1920-1922 гг. В самом деле, их скорость была всего 32 узла. Такие линейные корабли, как немецкие «Дейчланд», «Адмирал Шеер» и «Адмирал граф Шпее», построенные в 1929-1933 гг., тоже нельзя рассматривать как супердредноуты. Их номинальное водоизмещение
составляло всего лишь 10 000 т (в действительности около 11 700 т), на основании Версальского мирного договора. Поэтому согласно водоизмещению, установленному в Вашингтоне, их следует относить к крейсерам. Более того, их бронирование представляло собой бронирование крейсеров. Однако калибр их орудий равнялся 280 мм, что значительно превышало 203 мм, допустимых для крейсеров, поэтому эти корабли и называли «карманными» линкорами. Суда типа «Дейчланд» имели не паровые силовые установки, а дизельные. Эта силовая установка состояла из восьми двигателей, приводивших в движение два гребных винта, которые все вместе развивали мощность в 54 000 л. с. и позволяли достичь скорости в 26 узлов, в то время как мощность силовых установок всех линкоров того времени была по крайней мере от 140-150 000 до 212 000 л. с. на валу, у американских линкоров. Несмотря на эти ограничения, корабли типа «Дейч ланд» отлично проявили себя во время второй мировой войны. Особенно «Дейчланд», который — после военных действий в норвежских водах и налетов на вражеские конвои в Арктике — пережил войну и был передан России в качестве трофея, но затонул во время буксировки в Ленинград.
Оставив в стороне корабли типа «Нельсон» и «Дейчланд», согласно хронологической последовательности первыми настоящими супердредноутами были французские «Дюнкерк» и «Страсбург» (1935), вооруженные 8х330-мм орудиями в двух счетверенных башнях, находившихся впереди. Бортовая броня «Дюнкерка», подобно броне всех супердредноутов за исключением британских и немецких, была скошена внутрь сверху донизу. Ее максимальная толщина составляла 241 мм, она была выполнена из стали и имела усиленную поверхность. Хорошо была развита горизонтальная защита, распределенная между галерей- ной палубой (толщина 115-130 мм) и 40-50-мм защитной палубой, находившейся под ней. На «Дюнкерках» стояли огромные бронированные башенные мачты, одна дымовая труба и катапульта с расположенной справа на корме кран- балкон для подъема гидросамолетов.
Два немецких супердредноута «Шарнхорст» и «Гнейзенау» были построены в 1935-1939 гг. после подписания англо-германского соглашения в 1935 г. Поскольку условия Версальского договора больше не были в силе, это соглашение устанавливало, что германские ВМС могли иметь военный флот водоизмещением, составлявшим 35 % от британского, с линейными кораблями общим водоизмещением 184 000 т. Эти два судна имели на вооружении 9х280-мм орудий в трех строенных башнях (две впереди, одна сзади). Зенитное вооружение состояло из 14хЮ5-мм орудий,, 16х37-мм и 10х20-мм пулеметов, 14x105- мм орудий находились в семи спаренных башнях с каждой стороны от дымовой трубы, а пулеметы — в надпалубных конструкциях. Эти корабли принадлежали к немногочисленным линкорам с трехвальной силовой установкой мощностью 165 000 л. е., позволявшей развивать скорость 31,5 узлов. Они имел» две катапульты с каждой стороны в кормовой части надстройки и четыре гидросамолета.
Четыре итальянских корабля типа «Литторио» (четвертый под названием «Имперо» так и не был завершен) были вооружены 9х381-мм орудиями в трех строенных башнях (две впереди и одна сзади). Зенитное вооружение составляли
12х90-мм орудий в одиночных башнях (по шесть с каждого борта на одном уровне с башенной мачтой и дымовыми трубами). Имелось также 20х20-мм пулеметов и четыре сигнальных пушки. Катапульта и авнакран-балка находились справа на корме. Подводная защита, особенно хорошо разработанная, основывалась на системе Пульезе (цилиндры поглощения ударов) также была установлена на модернизированном «Конте ди Кавур» Силовая установка из четырех турбин, работавших от восьми котлов, достигала мощности 140 ООО л. с. и позволяла развивать скорость 30 узлов. «Литторио» был торпедирован в Таранто 11 ноября 1940 г. и в морском столкновении 15 июня 1942 г. В обоих случаях подводная защита себя оправдала.
Пять британских кораблей типа «Кинг Джордж У»былн единственными линкорами, построенными британским флотом в межвоенные годы. Однако в это время флот начал строительство значительного числа авианосцев, осознав стратегическое преимущество этих судов.
Основное вооружение кораблей типа «Кинг ДжорджУ» представляло собой 10х356-мм орудий в трех башнях, две из которых были счетверенными и находились на уровне главной палубы (одна впереди и одна сзади) и одна двойная на возвышении на корме. Отличительной чертой являлся' огромный башенный мостик. Броневой пояс был толщиной 381 мм, а горизонтальное бронирование делилось между главной палубой толщиной 25 мм и плоской защитной палубой толщиной 127-152 мм. Полное водоизмещение таких судов составляло 44 460 т.
В 1935 г. Франция планировала строительство трех супердредноутов, из которых только «Ришелье» был закончен до перемирия в июле 1940 г. Основное вооружение этих судов представляло собой 8х380-мм орудий, расположенных, как на «Дюнкерке», в двух счетверенных башнях (обе находились впереди). «Ришелье» получил повреждения в Дакаре во время британской бомбардировки 8 июля 1940 г. В 1943 г. он был переоборудован и модернизирован в Соединенных Штатах — зенитное вооружение было усилено 56х40-мм пулеметами. Толщина бронирования бортов «Ришелье» равнялась 327 мм, броня спускалась под углом 15 градусов внутрь и вниз. Второй линкор этого типа «Жан Бар» был закончен после войны и введен в строй в 1955 г., «Клемансо» —третье судно этого типа, которое так и не было достроено.
Корабли типа «Кинг Джордж V», «Дюнкерк» и «Ришелье» были единственными со счетверенными башнями. Почти на всех супердредноутах стояли три строенных башни (две впереди и одна сзади), как у немецких типа «Шарнхорст», итальянских «Литторио», американских «Норт Каролина», «Алабама» и японских «Ямато».
Два немецких линкора «Бисмарк» и «Тирпитц» водоизмещением 50 900 т имели на вооружении 8х300-мм орудий, расположенных в обычном порядке: две спаренных башни впереди и две спаренных башни сзади. Бронированное покрытие не было скошенным, как на большинстве линейных кораблей того периода, а крепилось вертикально к бортам и имело толщину 320 мм. Защитная палуба с обычными выпуклыми краями имела толщину 120 мм над складом боеприпасов и 80 мм над силовой установкой. «Бисмарк», как и «Шарнхорст», имел трехвальную силовую установку, приводимую в движение тремя турбинно-редукторными агрегатами. «Тирпитц» был также вооружен восьмью торпедными аппаратами в двух счетверенных установках в
середине главной палубы (у «Бисмарка» торпедных аппаратов не было).
Основное вооружение американских линкоров типа «Норт Каролина», «Алабама» и «Миссури» состояло из 9х406-мм орудий в трех строенных башнях (две впереди и одна сзади). «Миссури», вступившие в строй в 1944 г. и являвшиеся самыми современными, развивали скорость 33 узла, что было на пять-шесть узлов больше, чем скорость кораблей двух других типов. Наиболее выдающимся конструктивным отличием двух кораблей типа «Норт Каролина» (1940) была подводная защита в виде выпуклых противоминных наделок, в то время как на кораблях типа «Алабама» (1942) и «Миссури» (1944) наделок не было. Подводная защита размещалась внутри корпуса и была в виде переборок, протянувшихся на всю длину вдоль каждого борта. Покатое бронированное покрытие, составлявшее вертикальную защиту, имело толщину 305 мм на «Норт Каролине», 310 мм на «Алабаме» и «Миссури». Горизонтальная защита «Норт Каролины» была толщиной 37 мм на главной палубе и 27+19+ 117 мм на защитной. На «Алабаме» и «Миссури» ее толщина равнялась 38 мм на основной палубе и 127+ 19 мм на защитной, поскольку война показала, насколько бронированное покрытие было уязвимым для огромных бомб, сбрасываемых с самолетов.
Линкорами с самым большим водоизмещением и самым тяжелым вооружением были японские корабли типа «Ямато» и «Мусаси», которые при полной загруженности были 72 900-т и имели на вооружении 9х460-мм орудий. Калибр орудий был необычным и почти равнялся калибру орудий британского линейного крейсера «Фьюриес» (1918), в одиночной башне которого находилось одно 457-мм орудие. Бортовое бронирование было скошенным под углом 20 градусов и имело толщину 410 мм. Оно шло вдоль обеих сторон складов боеприпасов и оттуда уходило вниз с толщиной 80 мм. До этого ни на одном из линейных кораблей не встречалось бронирование днища складов боеприпасов. Горизонтальная защита делилась между двумя палубами: ее
толщина равнялась 30-50 мм на главной палубе и 200 мм на плоской защитной. В местах соединения с бортовой броней она была даже толще. Мостиковая мачта была покрыта броневыми плитами немыслимый толщины (500 мм), другими словами, полуметром стали.
Первоначальное зенитное вооружение выросло после 1943 г. до 24х127-мм орудий в двенадцати спаренных установках, при этом количество 155- мм орудий уменьшилось с первоначальных двенадцати до шести. Остались только две строенных башни. Число 25-мм пулеметов возросло с двадцати четырех до ста пятидесяти, они размещались в строенных или счетверенных установках, сгруппированных вокруг башенной мачты и дымовой трубы, образуя внушительную концентрацию огня.
Однако это зонтичное прикрытие из снарядов орудий и пулеметов было недостаточным, чтобы воспрепятствовать американским бомбардировщикам и самолетам-торпедоносцам нанести смертельные удары по этим гигантам, так хорошо защи щенным, но... только против артиллерийских снарядов. Для того чтобы потопить «Ямато», потребовалось десять торпед и двадцать три бомбы с мощными зарядами, и одиннадцать торпед и двадцать бомб — для «Мусаси».
Последним построенным линкором мира был британский «Вангуард», абсолютно бесполезный корабль, устаревший еще до вступления на службу, потому что его боеспособность была крайне низкой. Его строительство началось 2 октября 1941 г., а спущен он был на воду лишь после окончания войны — 25 апреля 1946 г. Линкор был вооружен 8x381-мм орудиями в четырех спаренных башнях (две впереди и две сзади). Эти орудия в 1916 г. были изготовлены для линейных крейсеров «Глориес» и «Корейджес», а в 1926 г. помещены на хранение, когда крейсера были переделаны в авианосцы. Жизнь этого корабля была непродолжительной — уже в
1960 г. он был выведен из состава флота и пущен на слом, после того как пять лет простоял в порту Портсмут. «Вангуард» должен был заменить «Ройял Оук», но это был прощальный жест гордого британского флота, потому что в ходе прошедшей войны линкоры продемонстрировали. свою несостоятельность. Действительно, после войны все мировые флотилии вывели линейные корабли из своих составов.