Лучшие подводные лодки мира с 1945 г. до наших дней
В годы после второй мировой войны как конструктивная схема, так и вооружение подводных лодок подверглись кардинальному пересмотру.В этом разделе пойдет речь только об «обычных» (неатомных) подводных лодках, то есть с двигательной установкой, состоящей из дизеля и электромотора.
Лучшие подводные лодки мира с 1945 г. до наших дней
Главным структурным новшеством стало изменение очертаний как корпуса, так и рубки, а также — в самое последнее время и отнюдь не на всех типах субмарин — перемещение передних рулей погружения с носовой части лодки на рубку. Корпус, кроме того что изменил форму, был существенно усилен, то есть стало возможным погружение на гораздо большие глубины.
Тому конструктивному решению, когда при надводном ходе вращательный момент на винт передается непосредственно от дизельного двигателя, следовать перестали; обычно теперь для этого используются электромоторы, а дизельные двигатели питают электрогенераторы. Число гребных винтов уменьшилось с двух до одного, то есть произошел возврат к конструктивной схеме 1904-1905 гг., когда гребной винт располагался на самом «хвосте», коаксиально с корпусом. На все субмарины начали ставить шноркель, и скорость надводного хода стала в итоге меньше, чем подводного.
Что касается вооружения, то артиллерийские орудия на подводных лодках устанавливать перестали; теперь все нестратегические субмарины оснащались только антикорабельными и противолодочными торпедами, а также, в некоторых случаях, противолодочными ракетами. Запуск противокорабельных ракет производился с помощью торпедных аппаратов, как на американских подводных лодках типа «Харпун» и французских типа «Экзосеб» («Э.М. 39»). В отличие от своих не столь давних предшественников времен второй мировой войны, все современные субмарины оборудованы радаром и электронным устройством подводного обнаружения (сонаром), применяющимся как в ходовом режиме, так и для управления пуском торпед.
ВМФ Советского Союза, на вооружении ко торого состоит огромное количество ядерных субмарин, не спешит отказываться от подводных лодок с традиционной двигательной установкой — таких, например, как типа «Танго», сооружение которых началось с 1973 г. Эти лодки имеют водоизмещение в 2 100 / 2 500 т, оснащены тремя дизельными двигателями с тремя гребными винтами, а вооружение состоит из шести носовых торпедных аппаратов, часть из них оборудована для стрельбы противолодочными ракетами Б5-М-15 (русский эквивалент американских ракет ЗиВЯОС). С 1984 г. на смену «Танго» пришел новый тип подводных лодок, «Кило». Все семьдесят шесть субмарин типа «Фокстрот» оборудованы тремя гребными винтами и тремя дизельными двигателями, причем скорость их надводного хода меньше, чем подводного. Двадцать шесть субмарин типа «Зулу» и тридцать прибрежных типа «Квебек» тоже оснащены двигательной установкой на три гребных винта, а двадцать типа «Ромео» и двести тридцать шесть типа «Виски» (многие из них впоследствии переданы дружественным Советскому Союзу странам) — двигательной установкой на два гребных винта. Вероятно, следует объяснить, почему у русских подводных лодок такие нерусские названия, как «Фокстрот» или «Зулу». Разумеется, это не настоящие их названия, настоящие их названия выяснить очень сложно, учитывая ту атмосферу секретности, что окружает все связанное с оборонным комплексом Советского Союза, — это условные обозначения (стандартные коды для букв алфавита), данные службами НАТО и теперь использующиеся во всех воен- но-морских альманахах.
На вооружении ВМФ Британии в настоящее время находятся лучших шестнадцать подводных лодок типа «Оберон». Эта конструктивная разработка оказалась очень удачной, и многие «Обероны» проходят службу во флотах других стран: в Австралии под названием «Оксли», в Чили — «О'Брайен», в Бразилии — «Уманитас», в Канаде — «Оджибва». Субмарины этого типа имеют водоизмещение 2 030/2 410 т, оснащены двумя дизельными двигателями общей мощностью 2 629,5 л. с. и двумя электромоторами мощностью по 5 918 л. е., приводящими в движение два гребных винта. Очевидно, что предусмотренная для подводного хода мощность гораздо больше, чем для надводного, и соотношение скоростей получается соответствующее: 12 узлов — скорость надводного хода, 17 узлов — подводного. Вооружение состоит из восьми торпедных аппаратов — шести носовых и двух кормовых; лодки этого типа оборудованы радаром и сонаром.
На вооружении ВМФ Франции состоят два лучших очень известных типа субмарин — «Агоста» (1977-1978 гг, четыре единицы) и «Дафна» (1964-1978 гг., девять единиц). Лодки типа «Агоста» строились также для ВМФ Испании и Пакистана, а «Дафна» — для ЮАР, Пакистана, Португалии и Испании. Субмарины «Агоста» имеют водоизмещение 1 450/1 725 т и оборудованы дизель-электрической двигательной установкой. Это означает, что два дизельных двигателя мощностью по 3 551 л. с. приводят в действие два генератора, питающие один электромотор мощностью 4 537 л. е., вращающий гребной винт и при надводном, и при подводном ходе. Кроме главного электромотора, на «Агостах» стоит также и вспомогательный, мощностью 296 л. е., для перемещения на малых скоростях. Скорость надводного хода у них 12 узлов, подводного — 20. Вооружение состоит из четырех торпедных аппаратов и двенадцати резервных торпед к ним; все «Агосты» оснащаются радаром, сонаром и шноркелем. «Дафны» же имеют водоизмещение 869/1 043 т, оборудованы двумя дизельными двигателями, двумя генераторами, двумя электромоторами и двумя гребными винтами; мощность двигательной установки 1 282/1 578 л. е., а скорость — 13,5/16 узлов. Субмарины типа «Дафна» могут погружаться на глубину до 1 ООО футов (300 м) и оснащены сонаром, радаром и шноркелем.
По условиям послевоенного мирного договора Федеративной Республике Германия не было позволено иметь подводный флот. Впрочем, после того как она присоединилась к Атлантическому союзу, строительство подводных лодок возобновилось, и первые субмарины нового типа, «205», стали поступать на вооружение в 1966-1967 гг., будучи заложенными в 1964 г.
Эти лодки водоизмещением 419/450 т оснащены двумя дизель-электрическими генераторами общей мощностью 1 184 л. с. и электромотором мощностью 1 479 л. е., вращающим один гребной винт. Скорость составляет 10/17 узлов, а вооружение состоит из восьми торпедных аппаратов. Субмарины типа «206» водоизмещением 450/498 т оснащались двумя дизель-электрическими генераторами мощностью 1 479 л. с. и электромотором мощностью 1 775 л. е., вращающим один гребной винт. Скорость составляет 10/17 узлов, а вооружение состоит из восьми торпедных аппаратов. Тогда же немецкие кораблестроители разработали субмарину типа «209» для продажи на экспорт: в Аргентину (тип «Солта»); в Бразилию; в Чили (тип «Симпсон»); в Колумбию (тип «Пихао»); в Грецию (тип «Плавкое»); в Индонезию (тип «Какра»); в Перу (класа «Ис- лэй»); в Турцию (тип «Этилэй»); в Венесуэлу (тип «Сабало») и в Эквадор (тип «Шайрн»). Они имеют водоизмещение в 1 185/1 285 т, оборудованы четырьмя дизель-электрическими генераторами и одним электромотором, вращающим один гребной винт. Электромотор мощностью 4 931 л. с. позволяет развивать скорость в 10/ 22 узла.
Японии, по условиям мирного договора, также не разрешалось иметь подводные лодки; первая японская послевоенная субмарина, «Ойясио», сошла со стапелей в 1960 г. За ней последовали две типа «Хайясио» (1962), две «Нацусио» (1963-1964) и пять «Осио» (1965-1969). В 1971 — 1978 гг серию продолжили семь субмарин типа «Юсио», а в 1980—1983 гг. четыре типа «Юдзусио». Субмарины типа «Осио» надводным водоизмещением в 1 650 т оснащались двумя дизельными двигателями мощностью по 2 860 л. е., двумя электромоторами мощностью 6 214 л. с. и двумя гребными винтами; скорость составляла 14/18 узлов. Из вооружения на «Осио» устанавливались шесть носовых торпедных аппаратов и два кормовых (для стрельбы противолодочными торпедами). Субмарины типов «Юдэи- сио» и «Юсио» имеют большее водоизмещение, другую форму корпуса и оборудованы большим сферическим сонаром американского типа в носовой части; торпеды размещены также скорее по-американски, в средней части корпуса (в случае «Юдзисио» и «Юсио» торпедных аппаратов шесть). Субмарины типа «Юсио» имеют надводное водоизмещение 2 200 т (больше, чем у «Юдзисио*); на них устанавливается один гребной винт, и лодки развивают скорость в 12/20 узлов.
Италии, по условиям мирного договора, также запрещалось иметь подводный флот; в феврале 1948 г. она была вынуждена пустить на слом те немногие субмарины, что оставались после расчета по репарациям с державами-побе- дительницамн. Первые послевоенные итальянские подводные лодки были заложены в 1965 г. и приняты на вооружение в 1968-1969 гг.: четыре небольшие прибрежные лодки типа «Тоти», а в 1980—1981 гг. — четыре типа «Сауро». Субмарины типа «Тотн», включая «Мочениго», имеют водоизмещение 524/582 т, оснащены двумя дизельными двигателями и одним электромотором мощностью 1 973 л. е., вращающим один гребной винт — как для надводного, так и для подводного хода. На них устанавливаются четыре торпедных аппарата, радар, сонар и шноркель. Субмарины типа «Сауро» имеют водоизмещение 1 456/1 631 т, оснащены тремя дизель-электри- ческнми генераторами, одним электромотором мощностью 3600 л. с. н одним гребным винтом; вооружение состоит из шести торпедных аппаратов. Они развивают скорость до 11 /20 узлов и имеют радиус действия 12 500 миль (при скорости в 4 узла). Субмарины типа «Сауро» были первыми итальянскими подводными лодками, у которых передние рули погружения устанавливались на рубке.
Что касается ВМФ других держав, то уже упоминалось, что многие закупали подводные лодки у Франции, Британии и Германии. Более того, ВМФ США передавал субмарины ВМФ некоторых государств, дружественных США, например - четыре лодки, переданные Италии, и переименованные в «Пьомарта», «Ромеи», «Лонгобардо» и «Гаццана». ВМФ государств, входящих в сферу советского влияния или входивших в прошлом (например, Китай), имеют на вооружении построенные в СССР подводные лодки типа «Ромео» или «Виски». Китай уникален еще и тем, что на его верфях сооружались по советским проектам ракетно-ядерные стратегические субмарины типа «Гольф», а также «Виски». ВМФ Голландии, Дании и Швеции предпочитают развивать независимые от больших держав программы подводного кораблестроения.
По заказу ВМФ Дании на военно-морских верфях Копенгагена в 1958-1964 гг. были сооружены четыре субмарины типа «Дельфинен», а в 1970 г. — две типа «Нарвал», достаточно традиционной конструкции подводные лодки с двумя гребными винтами.
Со стапелей голландских верфей сошли в 1960—1966 гг. четыре субмарины типа «Потфис» (с тройным корпусом), в 1972 г. д^е типа «Звар- двне» и в 1982 г. — две типа «Уолрас». Ломи «Потвиз» оборудовались двумя гребными винтами и носовыми рулями погружения; остальные — одним гребным винтом и рулями погружения на рубке. Субмарины «Звардвис» имеют водоизмещение 2 350/2 640 т, оснащены тремя дизель-
электрическими генераторами и одним электромотором; они могут развивать скорость до 13/ 20 узлов, а вооружение их состоит из шести носовых торпедных аппаратов.
На шведских верфях «Кокумс» в Мальме по заказу ВМФ строились лучших шесть субмарин типа «Шёормен» и три типа «Нэкен». «Нэкен», поступившие на вооружение в 1961-1962 гг, имеют водоизмещение 835/1 100 т, оснащаются двумя дизель-электрическими генераторами, одним электромотором, одним гребным винтом и могут развивать скорость до 17/20 узлов. «Шёормен», поступившие на вооружение в 1967-1969 гг. несколько крупнее; они имеют водоизмещение 1 130/1 400 т, а передние рули погружения располагаются на рубке. Водоизмещение субмарин типа «Нэкен» примерно такое же, как у датских «Дельфинен», но, в отличие от последних, носовая часть их корпуса имеет бульбообразную форму. Кроме того, лодки типа «Нэкен» могут использоваться как минные заградители.
ВМФ Норвегии в 1964-1967 гг. принял на • вооружение пятнадцать закупленных в Германии небольших субмарин типа «207», составивших тип «Ула». Они имеют водоизмещение 400/435 т, оснащены двумя дизель-электрическими генераторами, одним электромотором и одним гребным винтом. Скорость надводного хода — 10 узлов, подводного — 17; вооружение состоит из восьми носовых торпедных аппаратов.