Морские сражения второй мировой войны: Пирл Харбор.
Морские сражения второй мировой войны: Пирл Харбор.
В 1939 г. важнейшим нововведением морских сражений стала авиация, которая использовалась не только в разведывательных целях, как в 1916 г., но и в качестве бомбардировщиков и самолетов-торпедоносцев — другими словами, в качестве носителей оружия, использовавшегося для уничтожения противника. В первой мировой войне радиус боевых действий определялся дальнобойностью орудий (18-20 км). Но во время морских сражений второй мировой войны все зависело от дальности полета самолетов, т.е. корабли могли вести бои, не видя друг друга.
Классические примеры новых методов ведения морских боев — британская атака в Таранто 12 ноября 1940 года и японское нападение на Пирл Харбор, где в годы второй мировой войны базировались главные силы Тихоокеанского флота США. Нападением 7 декабря 1941 г. на Пирл Харбор Япония развязала войну на Тихом океане. Причинив огромный ущерб флоту США, уничтожив 8 линкоров, 6 крейсеров, 1 эсминец (3400 человек убито и ранено). Таким образом Япония в первый же день военных действий завоевала господство на море, разгромив главную ВМБ Тихоокеанского флота США в центральной части Тихого океана на острове Оаху (Гавайские острова).
Англичане нанесли удар в Таранто с помощью самолетов, которые взлетали с авианосца «Илластриес», находившегося в Адриатическом море в 170 милях от Таранто и 40 милях от Кефали- нии (остров в Ионическом море, самый крупный
из Ионических островов). Японские самолеты, атаковавшие Пирл-Харбор, стартовали с авианосцев «Акаги», «Кага», «Хирю», «Сорю», «Сокаку», и «Дзуйкаку», находившихся в 230 милях от острова Оаху в Тихом океане.
Атаку кораблей с воздуха предпочтительнее производить с наземных баз, чем с авианосцев. Наиболее поразительным и убедительным приме ром этого может служить потопление британского линкора «Принс оф Уэлс» и линейного крейсера «Рипалс» 10 декаб, 1941 г. близ Малайи в результате японской бомбардировки с аэродромов Индокитая. Другим примером может служить налет немецкой авиации Люфтваффе с сицилийских аэродромов, в результате которого направлявшиеся на Мальту конвои британских ВМС понесли тяжелые потери. Особо памятна операция 12—15 августа 1942 г., когда направлявшийся в Мальту конвой сопровождали авианосцы «Викториес», «Индомитебл» и «Игл». «Игл» был потоплен немецкой подводной лодкой «U-73» 11 августа, а вечером 12 августа самолет сицилийской базы разрушил взлетно-посадочную палубу «Индомитебл».
Наиболее крупные воздушные и морские сражения второй мировой войны происходили в водах Тихого океана между американскими и японскими отрядами особого назначения, состав которых все еще определялся большим количеством авианосцев.
Первым морским боем, где корабли не видели друг друга и не вели артобстрела, было сражение в Коралловом море 6—8 мая 1942 г., и во время которого были потоплены американский и японский авианосцы «Лексингтон» и «Сохо». В этом сражении приняли участие японские авианосцы «Сохо», «Сокаку», и «Дзуйкаку» и американские «Иорктаун» и «Лексингтон». Расстояние между враждебными флотами составляло около 200 миль. Наверное самым значительным военно-морским сражением в Тихом океане было так называемое Ми- дуэйское сражение 4—5 июня 1942 г. (Мидуэй — атолл в Тихом океане, в северо-западной группе Гавайских островов. Захвачен США в 1867 г., с 1959 г. входит в штат Гавайские острова, занимает выгодное стратегическое положение в северной части Тихого океана). Были потоплены японские авианосцы «Сорю», «Кага», «Акаги» и «Хирю» и
американский «Йорктаун». Японцы также потеряли крейсер «Могами», 4 авианосца, 250 морских самолетов и огромное количество персонала технических и воздушных групп, что повлекло за собой проблемы с его дополнением. В ходе этого морского сражения второй мировой войны японские авианосцы посылали свои самолеты с расстояния 240 миль от целей на островах Мидуэй, а американские самолеты атаковали японские корабли с расстояния свыше 200 миль.
Война 1939-1945 гг. явилась, главным образом, войной воздушно-морских сил. Но в некоторых ситуациях корабли действовали самостоятельно, правда, их действия не имели такого значения, как столкновение целых флотилий (как например возле Ютландии в 1916 г.). Типичным примером может служить преследование германских кораблей «Бисмарк» и «Принц Ойген» британским флотом. Эти суда покинули Гдыню 18 мая 1941 г. Обогнув с севера Исландию, они направлялись в Атлантику. Англичане выслали из Скапа Флоу линейный крейсер «Худ» и линкор «Принс оф Уэлс», плюс целый Внутренний флот, включая линейный крейсер «Рипалс». При первом столкновении, произошедшем на одной широте с Исландией, «Бисмарк» потопил «Худ» (6.00 24 мая 1941 г.), ведя огонь с расстояния 18 километров. Вторая орудийная дуэль между «Бисмарком» и линкорами «Кинг Джордж V» и «Родни» состоялась 27 мая в 8.30 с дистанции 15 километров. «Бисмарк», уже имевший повреждения в результате атаки самолетов-торпедонос- цев с авианосца «Арк Ройял» вечером 26 мая, был превращен практически в плавучую развалину и спустя два часа потоплен торпедами крейсера «Дорсетшир» (10.36 27 мая 1941 г.). Несмотря на то что самолеты использовались в военно-морских сражениях лишь для промежуточных атак, опыт войны 1939-1945 гг. доказал бесполезность огромных линкоров и крайнюю необходимость в авианосцах. Помимо использования авиации во второй мировой войне стало возможным определять местонахождение противника при самой плохой видимости днем и ночью. Использование радара британским флотом повлекло за собой гибель трех итальянских крейсеров: «Пола», «Зара» и «Фьюме» в ночь на 28 марта 1941 г. «Зара» и «Фьюме» были посланы в помощь «Пола», который пострадал от двух торпед во время воздушного налета. Итальянские крейсера оказались неподготовленными к бою, потому что не были оборудованы для ведения огня ночью. Без колебаний они вошли в зону орудийного огня британских линкоров, которые, определив с помощью радара их местонахождение, спокойно поджидали, пока противник достигнет позиции, наиболее подходящей для артобстрела. Использование радара противниками немцев было одной из причин того, что немецкие подводные лодки проиграли войну за торговые пути в Атлантике. Между прочим, до введения радара подводные лодки оставались практически невидимыми. В течение дня они находились в подводном положении и всплывали только ночью, (чтобы перезарядить электробатареи,) когда человеческий глаз был не в состоянии их разглядеть. Напротив, радар мог устанавливать местонахождение подводных лодок, что позволяло атаковать их с воздуха, особенно по возвращении — на коротком расстоянии между Атлантикой и побережьями Франции и Германии.